Россия-Украина. Дипломатии по-родственному не получилось [ Редагувати ]

Еженедельник "Родная газета", Россия
Уже который год подряд остается только недоумевать по поводу той непринужденной легкости, с которой киевским политикам удается обходить Москву по большинству ключевых вопросов российско-украинских отношений. Еще совсем недавно могло показаться, что между Москвой и Киевом наконец наступила долгожданная эра стабильного конструктивного сотрудничества, взаимной симпатии и доверия. Однако события последних дней - дискриминационный запрет русскоязычного теле- и радиовещания на территории Украины - проявили все лицемерие дружеских заискиваний Киева в отношении Москвы, в очередной раз показав истинное лицо украинской политики.
Почему же Россия, несмотря на множество рычагов давления, которые она могла бы задействовать, ведя диалог с Киевом, практически вчистую проигрывает дипломатическую игру? Ответ на этот болезненный вопрос непосредственно связан с назначением на пост посла России в Киеве всем известного Виктора Степановича Черномырдина. Поручение столь ответственного участка человеку, теснейшим образом связанного со структурами "Газпрома", стало прямым отражением тактики, которой решили придерживаться в Москве в отношении своего южного соседа.
Намеченная еще во второй половине 90-х годов линия России заключалась в формировании украинской олигархической элиты с активной помощью российского ресурсного капитала, чему и намеревался способствовать экс-премьер Черномырдин. Плюс Черномырдина заключался еще и в том, что он был связан родственными узами с нынешним президентом Украины Леонидом Кучмой (младший сын Виктора Степановича Андрей Черномырдин женат на одной из племянниц Кучмы).
Казалось бы, все должно было идти как по маслу - российскому влиянию на Украине расти и крепнуть. Но вышла осечка. Техника создания зависимой от иностранного капитала местной политической и экономической элиты, которую развитые страны повсеместно применяют в государствах "третьего мира", оказалась неработоспособной на Украине.
Причина неудачи носит двоякий характер. С одной стороны, в общественном сознании бывших социалистических республик, входивших в СССР, давно укоренился стереотип, что Россия на протяжении 70 лет советской власти выкачивала природные и людские ресурсы из других союзных республик, подобно метрополии из колоний, а потому всем и вся должна. На Украине этот националистический стереотип проявлялся особенно ярко.
С другой стороны, "рентная" элита, на верность которой рассчитывали в Москве, не могла служить надежной опорой для российских интересов в силу ее спекулятивного и временного характера. По сути, Россия вкладывала деньги в "Кучму и Ко" совершенно впустую.
Между тем потеря Украины для российского влияния чрезвычайно дорого обойдется России как в геополитическом, так и в экономическом смысле. Вместе с Белоруссией Украина образует защитный пояс вокруг РФ. Через территорию нашего южного соседа проходят важные экспортные магистрали в Европу. Не случайно Украина фактически является приоритетом номер один во внешней политике Москвы на постсоветском пространстве. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что именно президент Украины стал первым официальным гостем В.В. Путина после его переизбрания на пост президента. Украина стала ключевым компонентом возводимого Россией ЕЭП.
Привязка украинской экономики к российской сейчас, пожалуй, наиболее здравый путь восстановления Россией утраченных на Украине позиций. Причем речь идет не об использовании "газовой иглы" и "накачки" украинских нуворишей путем дозволения спекулировать российским сырьем, а о масштабном проникновении на Украину финансово-промышленных групп России и развитии торговых отношений. В этом контексте тенденции, четко обозначившиеся после 2000 года, можно только приветствовать. Вопрос лишь в том, успеет ли российская экономика в достаточной мере проникнуть на Украину, чтобы нейтрализовать шатания Киева в политической сфере.
Ситуация, которая сложилась в российско-украинских отношениях, до боли напоминает эпоху конца XVII - первой половины XVIII века, изобиловавшую попытками отсоединения от России и возвращения к ней. Разброд, который мы наблюдаем в украинских политических кругах сегодня, негативно сказывается на интересах России на Украине.
Ситуация доходит до смешного: сегодня Киев "признается в любви" Москве, а на следующий день ратифицирует меморандум о сотрудничестве с НАТО вопреки позиции России. В своих желаниях Украина походит на девушку, которая по мере надобности дружит то с одними, то с другими. Так, Киев всячески заискивает перед США и НАТО, а при решении энергетической проблемы начинает "ластиться" к Москве.
Этим отчасти объяснялось и недавнее потепление в отношениях между Украиной и Россией. 2 марта нынешнего года министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов и его российский коллега Игорь Юсуфов подписали совместные балансы электроэнергии и нефтяного сырья на 2004 год и совместный баланс нефтяного сырья двух стран на 2004-2020 годы. В начале апреля министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, выступая перед студентами Таджикского университета в Душанбе, будто в знак благодарности даже заявил, что Украина отдает приоритет отношениям с Россией, выступая "с позиции укрепления добрососедства" с Москвой.
Однако пример добрососедства ждать себя не заставил - запрет русскоязычного теле- и радиовещания на Украине. И таких примеров при правлении команды Кучмы накопилось достаточно: откровенно наглое поведение Киева после того, как украинская ракета сбила российский Ту-154, проблемы Тузлы, позиция по отношению к НАТО и т.д.
Сейчас, когда на Украине предпринимается попытка провести политическую реформу, близятся президентские выборы, целесообразность ставки России на Кучму и его наследника Виктора Януковича может вызывать большие сомнения. Вряд ли аморфный политический курс и постоянная неопределенность в наших отношениях будут соответствовать интересам России на Украине. Даже откровенно проамериканская позиция лидера правых на Украине Виктора Ющенко была бы для российской дипломатии более конструктивной, ибо она вполне прогнозируема в отличие от нынешнего сиюминутного лавирования Киева. Задача России сейчас, пожалуй, именно в поиске и поддержке тех сил, которые будут занимать откровенно пророссийскую позицию, не уподобляясь аморфному Центру.
Парадокс складывающейся на Украине ситуации заключается в том, что при всей угрозе прихода к власти западника Ющенко Россия уже давно продолжает терять Украину и при Кучме. Разница лишь в том, что процесс этот более долог и мучителен.
После президентских выборов на Украине России, по-видимому, придется подумать о том, чтобы в Киев был направлен профессиональный энергичный дипломат, который сумел бы наконец объединить украинских сторонников сближения с Россией. От этого зависит будущее наших стран.
Игорь Григораш, кандидат исторических наук