"Пила" дискредитирует волю к жизни [ Редагувати ]
На экраны выходит фильм австралийского дебютанта "Пила. Игра на выживание", который сможет дать новый шанс американскому хоррору.
Выход пилы не показывает немедленно нового пути для хоррора. Никаких открытий в фильме не предложено - "ужасное" до сих пор ассоциируется с ампутацией конечностей, клаустрофобией, триумфом канализации и ножницами, вонзаемыми в пах. С другой - источником паники становится не злодей с щипцами, а страдающий главный герой, который готов сам от себя чего-нибудь отпилить и отщипнуть, но по доброй воле и без посторонней помощи. Техасская архетипичная пила, таким образом, превращается из злого фатума в символ независимости и свободы воли.
Правильный хирург-карьерист Гордон (Элвес) и прохиндей Адам (Ваннел) очнулись от обморока в противоположных углах отвратительной клоаки с выщербленным кафелем, руинированной сантехникой, лужей крови и лежащим посередине трупом неизвестного мужчины с зажатым в пятерне пистолетом, из которого, похоже, он недавно отстрелил себе полчерепа. Узники не знакомы. Помощи ждать неоткуда. Оба вымазаны фекалиями и прикованы к ржавым стоякам пудовыми цепями. У обоих - по кассете с записью послания, зачитанного голосом флегматичного маньяка, знающего об их жизни все.
Голос торжественно сообщает, что оба героя - козлы, но Адам для мира безнадежен, а вот у Гордона - преуспевающего врача и отца семейства - остается шанс, если он прикончит своего визави. В противном случае погибнут его жена и дочь. На решение задачи отводится шесть часов. За это время Адам и Гордон должны показать, кто из них любит свои ноги больше. В распоряжении каждого - по ножовке плюс одна пуля. У Гордона. Ножовкой нельзя перерезать цепи, но можно отрезать ногу, чтобы добраться до пистолета. Или сбежать от того, кто может до него добраться раньше.
Не ждите, что после экстравагантной прелюдии в апокалиптическом туалете и обсуждения проблемы "кто нас всех подставил?" оставшиеся полтора часа вы проведете в компании с двумя беккетовскими героями, ведущими диалог "В ожидании Пилы". Фильм быстренько мутирует из эксцентрики в нормативный триллер, наполовину состоящий из обширных флэш-бэков мистера Хирурга, пытающегося расследовать, кто мог приковать его цепями к унитазу, дать пулю и посадить напротив подозрительного типчика, который, похоже, знает больше, чем говорит.
Другая линия посвящена злоключениям детектива Тэппа (Гловер), расследующего делишки серийного убийцы известного как Конструктор.
Маньяк может вколоть жертве яд, смазать напалмом и оставить в темной комнате, где стоит сейф с противоядием, горящая свеча, а все стены исписаны вариантами шифра, лишь один из которых - правильный.
Может надеть ей на голову чудовищный капкан с часовым механизмом, а ключ от капкана спрятать в желудке у сокамерника - связанного, накачанного опиумом и воочию наблюдающего, как фигура с железкой на голове судорожно перебирает его кишки. Адам и Гордон - очередные жертвы Конструктора.
Заметим, что сам Конструктор никого не убивает, а лишь запускает в жертвах механизм выживания, доводя его до полного абсурда. В результате воля к жизни превращается у героев в фатальный механизм, этакую гранату со снятым предохранителем, с которым они бегут, сломя голову и отставив подальше руки, потому что и выбросить ее нельзя, и прожить с ней долго невозможно. Остается лишь наблюдать, кто и куда бежит и с какой скоростью теряет свои конечности. И хотя прояснение вопроса, кто такой Конструктор, составляет главную интригу, не оно здесь важно, а жизнеутверждающий пафос, с которым герои калечат сами себя под медитативную музыку барабанщика и клавишника из Nine Inch Nails Чарли Краузера, изредка обрушивающего на зрителей истеричный и разъяренный хард. Само желание жизни - движущая сила спасения - становится опасным. Надежда на благополучный исход - катастрофичной. Свобода - летальной.
Отдадим должное "Пиле" - она реанимировала забытый драйв хоррора и возвратила панику в зрительный зал (у фильма - чудовищный бокс-оффис, перекрывший мизерный бюджет фильма уже в 50 раз!). Но зритель паникует уже не перед смертельной тенью с бензопилой (она же Смертью с косой), а перед волей к жизни, которая всегда его выручала при виде отрезанных конечностей и взорванных кишок. В "Пиле" воля к жизни технологично и последовательно дискредитируется: это уже не высшее, а низшее проявление человека, наша "канализация", самый низменный, мусорный и лишний инстинкт. Отличный дебют двух амбициозных студентов из Австралии, продолжающей исправно поставлять - как из ящика Пандоры - своих зубастых диверсантов на благодарные грядки американского шоу-бизнеса.