Россия переманивает украинских специалистов по ракетам (видео) [ Редагувати ]
И давайте не забывать, что мы сегодня не только христово воскресенье празднуем. 12 апреля - День космонавтики. А наша страна по-прежнему в космическом пуле. Хоть и рискует из него вылететь. Почему? И что думают о космических проектах помимо Киева в других мировых столицах? Об этом расскажут наши собственные корреспонденты.
Америка в Космосе долго была лидером. Но все изменилось в последнее время. В небо над США легендарные Шаттлы не взлетают уже как 4 года. Американцы, конечно, с ностальгией вспоминают те времена, когда с мыса Канаверал по несколько раз в год в космос отправлялись челноки. Но ничего не поделаешь. Запуски оказались слишком дорогими, пришло время считать деньги. В космос теперь американцы летают, в основном, используя российские корабли "Союзы" и российские космодромы.
Украина по праву гордится своей более чем полувековой космической историей, но именно сейчас рискует вылететь из пятерки крупнейших космических держав.
А в Европе освоение космоса - это не просто частная инициатива, а стартап, причем не без элементов фантастики.
Шаттлы прослужили Америке долгую службу. На протяжении 30 лет они возили в космос и обратно экипажи и грузы. Но челноки оказались, во-первых, ненадежными, ведь из 5 построенных 2 разбились, а во-вторых, уж очень дорогими и сложными.
Куда проще безотказный и простой, как топор космический корабль "Союз", на который теперь американцы берут билеты фактически, как на поезд. Отказавшись от собственных запусков, США сосредоточились на других, более тонких и наукоемких программах.
Например, марсоход Curiosity, который уже несколько лет катается по поверхности Марса и показывает в прямом эфире все свои находки. Главная задача найти воду, минералы, а также следы жизни на Красной планете. Минералы, кстати, недавно нашел. А летательные аппараты американцы отдали на откуп частным структурам.
Теперь бизнес-гиганты вроде Боинга работают над созданием своих частных космических кораблей, конечно, под присмотром NASA. Первый запуск коммерческого корабля планируется уже через 2 года. Заняты космосом и американские военные, которые как будто плетут над Землей сложную сеть из спутников для сверхточной связи и корректировки работы беспилотников.
Но американцы по-прежнему первые по количеству астронавтов. В околоземной орбите, по итогам прошлого года, в общей сложности побывали 334 американца, это почти в 3 раза больше, чем россиян. Неудивительно, ведь бюджет на космос и Америки тоже космический: в год порядка 40 миллиардов долларов. А вот как в Украине с космическими программами?
В Украине космическая отрасль выживает не благодаря, а вопреки: проектов масса, а вот денег - нет.
На космосе откровенно экономят. 3 года назад финансирование урезали вдвое. И с тех пор КБ и заводы выживают только за счет коммерческих заказов. Но если раньше одним из крупнейших заказчиков была Россия, то сейчас сотрудничество практически прекратилось.
Москва отказалась покупать ракеты-носители "Зенит", заморожен совместный проект "Днепр", где боевые ракеты "Сатана" переделывали для гражданских нужд. В итоге даже на знаменитом днепропетровском "Южмаше" зарплату уже за 4 месяца задолжали. Поговаривают, у проходной завода теперь стоят вербовщики и переманивают лучших специалистов в Россию.
"Молодежь увольняется массово, очень быстро, она не ждет. Еще год назад было 1700, сейчас осталось где-то 1000 молодых специалистов до 35 лет. Сколько у нас было и фрезеровщиков, и токарей, они как в школу приходят, учатся здесь и ищут на частных фирмах нормальную работу, где нормально платят", - рассказал работник Южного машзавода, председатель независимого профсоюза "Защита труда" Деркач Евгений.
В Госбюджете космической отрасли выделили около 3 миллиардов гривен. Вроде бы и цифра внушительная, но это деньги только на зарплату, "коммуналку" и погашение кредитов. На новые проекты - ноль. Наши технологии весьма востребованы в мире - но государство продвигать их не помогает.
"Государство практически не уделяет внимания этой области. Вот у нас есть интересная программа "Воздушный старт" использование самолета для того, чтобы запускать малые спутники на низкие орбиты. Есть программа создания спутников дистанционного зондирования Земли, это одно из приоритетных направлений у нас в Украине", - первый космонавт Украины Леонид Каденюк.
Так что украинская космическая сфера выживает, как может. Кто новых партнеров за рубежом ищет, кто на "оборонку" переориентируется. Но и те, и другие с недоумением спрашивают, мы ведь стратегическая для страны отрасль?
Ракетчики горько шутят: если государство не поддержит, придется подключать волонтеров, чтобы они собирали деньги на новые космические корабли. София, в Европе, что-то подобное, кажется, есть?
Колонизация Марса человеком - такой смелый и отчаянный проект придумали голландцы. Деньги собирают всем миром, астронавтов выбирают через интернет. Правда, билет гарантируют только в один конец. Полная стоимость отправки - 6 миллиардов долларов. И 10 лет, чтобы обустроить на Марсе космическую деревню. Колонизаторы должны будут там заниматься строительством, и выращивать себе еду.
Идея принадлежит предприимчивым голландцам, которые собираются транслировать все этапы полета в ТВ шоу.
Из 78 тысяч конкурсантов наш соотечественник в сотне избранников. Может воплотить мечту миллионов - стать астронавтом. Тот факт, что миссия безвозвратная, а на Марсе придется работать и обеспечивать себя самостоятельно едой, питьем, жителя Житомира не пугает.
" В данный момент я страха не испытываю, потому что я иду к своей мечте. У меня здесь нет семьи, и я думаю, если бы была семья, я бы не участвовал в таких невозвратных экспедициях", - рассказал участник отбора для полета на Марс Сергей Якимов.
Впрочем, у этого проекта немало критиков в научных кругах. До сих пор на Марс корабли весом больше тонны не приземлялись, растение в космосе ни разу вырастить не удалось, да и собранных средств слишком мало. Но организаторы уверены, что благодаря реалити шоу межпланетного масштаба деньги все же появятся.
Состоится полет на Марс, или не состоится - пока понять не возможно. Но есть шансы проверить это опытным путем, правда не раньше сентября 2023 года.