Молодым везде у нас дорога? [ Редагувати ]

25 июня Украина праздновала День молодежи. Перед молодым поколением отчитался президент страны Виктор Ющенко. Были проведены соответствующие торжества. Государство напомнило молодежи, что оно у него есть.
В этом году был проведен эксперимент по внедрению сдачи выпускных экзаменов в виде тестов в независимых от школ центрах тестирования. Участвовали в проекте 44 тысячи потенциальных абитуриентов, то есть приблизительно 10% от всех выпускников образца 2006 года. Чиновники довольны тестированием и планируют перевести сдачу всех выпускных и по совместительству вступительных экзаменов на общенациональный уровень через год-два, полностью заменив традиционную "школьную сессию".
И. о. министра науки и образования Станислав Николаенко высказал надежду, что внедрение тестовой системы поможет в борьбе с коррупцией во время вступительных экзаменов. Однако потом добавил, что новая форма оценки знаний учеников в первую очередь должна дать общую оценку знаний, которые дает средняя школа в стране. Результаты оказались плачевными. Средняя оценка за тесты - 6. По-советски это означает "твердая тройка". Такие данные позволяют обозвать нынешнее поколение украинцев "генерацией троечников".
По большому счету дети не виноваты. Винить скорее необходимо социально-экономическую ситуацию в украинском обществе в целом. Тот развал, который преследовал украинцев во всех сферах жизни, не мог не коснуться и образования.
Все эти нововведения являются частью евроатлантических потуг нашего государства по интеграции в мировое сообщество. Реформа идет по кальке так называемого Болонского процесса, названого так по месторасположению одного из самых старых вузов Европы, в котором он и начался.
Вся система народного образования сейчас болезненно переживает жесткую реформу, которая, по идее, должна помочь уравнять в правах иностранных и отечественных студентов. Однако кроме структурных изменений должны произойти изменения в головах людей, и родителей, и функционеров от образования, и работодателей. Прежде всего нормальному развитию системы мешают несколько стереотипов. Стереотип первый: нормальной в этой стране зарабатывать будут только юристы или экономисты. К счастью, он через пару лет будет окончательно изжит. Однако просто жаль те семьи, которые множество духовных, финансовых и физических своих ресурсов вложили в то, чтобы чадо получило вожделенный диплом. И зачастую это происходило против воли самого чада. И выходит, что сейчас рынок труда в стране переполнен людьми-представителями двух специальностей. Они не могут найти себе по диплому работу, ведь образование, которое они получили, зачастую низко по своему качеству. А самое обидное, что из этой массы горе-законников и псевдоэкономистов могло бы получиться множество профессионалов в других сферах жизни. Но почему так? Наверно потому, что когда-то бесплатное образование стало обретать свою реальную цену, а системы его кредитования в стране тогда, да и сейчас тоже, нет. А еще проблема в извечном славянском инфантилизме, когда во всем послушный ребенок сидит на шее родителей лет до 23, а то и больше, вместо того, чтобы упорхнуть из родительского гнезда лет эдак в 16-17. И получается, что, желая отпрыску хорошее, родители заставляют его учить то, к чему лежит душа немногих подростков.
А вот еще вопрос, что же будет с теми молодыми людьми, которые получили диплом специалиста или младшего специалиста (колледжи, техникумы), когда на рынке труда Украины они будут соперничать со своими ровесниками с корочкой бакалавра или магистра. Самое интересное, что работодателю сейчас по большому счету все равно, он не видит разницы между советскими и европейскими видами образования. Автор этих строк, будь ситуация на рынке труда такой, как в Европе, ни за что не пошел бы учиться в магистратуру. Однако то заблуждение, что степень бакалавра приравнивают к младшему специалисту, а то и к незаконченному высшему образованию, только умиляет. А то, что магистр - это научная степень, которая предполагает ведение научной и преподавательской работы, а бакалавр должен быть практиком, никого не волнует.
Многие сетуют на то, что университеты дают много теоретических знаний в ущерб практике. Однако стоит заметить, что это - как раз нормально. Ведь университеты являются тем социальным феноменом, которые объединяют в себе консерватизм для того, чтобы сохранять накопленные знания, и молодежный радикализм, толкающий прогресс вперед. Университеты дают, в первую очередь, навыки для обработки информации, какие-то методы выживания, базу, но никак не реальные знания, необходимые работодателю здесь и сейчас.
Интересна статистика по высшим учебным заведениям страны за последние годы, которую не менее интересно сравнить с кривой демографического кризиса в Украине. В 1989 году в Украине было 4194,4 тысяч человек с высшим образованием. В 2001 году это число возросло на 34,9% и составило 5656,7 тысяч человек. Поразительным оказался прирост людей с высшим образованием в селе - на 68,8%. С 1990 по 2005 год количество учебных заведений 1-2 уровня аккредитации уменьшилось с 742 (757 тысяч студентов) до 606 (505,3 тысячи), зато вузов увеличилось с 149 (881,3 тысячи) до 345 (2203,8 тысяч студентов). За 15 лет количество выпущенных профессионалов со "средним специальным" уменьшилось с228,7 тысяч человек до 142,7 тысяч человек. Украина дико поумнела. Так почему же мы сейчас не очень богато живем?
Однако, по нашему мнению, не стоит зацикливаться на одном потенциальном позитиве того же вступительного экзамена. Чтобы объяснить потенциальные угрозы украинской молодежи возьмем пример Турции. Для турецкой молодежи единые вступительные экзамены становятся кульминационным моментом нескольких лет учебы в средней школе и колледжах. Лишь около четверти из претендентов на высшее образование набирают необходимые баллы. Зачастую экзамены становятся причиной глубокой депрессии, и абитуриенты во время подготовки порой вынуждены прибегать к медицинской и психологической помощи.
В случае ввода чего-то подобного у нас качество образование, естественно, улучшится, ведь на скамьи вузов попадать станут преимущественно избранные. Это будет достаточно жестоко по отношению к той же провинциальной молодежи, у которой возможностей для получения хорошего образования (пожалуй, самой ценной штуки в нашем мире, ведь информация как таковая сейчас в цене) станет еще меньше. Жестоко, но по-западному, в той же капиталистической стилистике "Человек человеку волк". Другого выхода у той же Украины нет, ведь конкуренция - двигатель прогресса
Кто не работает, тот не...
Еще одной проблемой украинской молодежи является проблема безработицы. В Днепропетровске на одно рабочее место претендуют 3 человека, в Харькове - 4, а в Одессе и Черкассах - 6 и 27 соответственно. В то время, как в Киевском центре занятости на одного безработного приходится 5 вакансий. Такая ситуация обуславливает сразу несколько не очень хороших тенденций в обществе. Во-первых, процессы урбанизации проходят в Украине усиленными темпами, что не может не пугать. Напрашивается резонный вопрос: кто на земле работать будет и производить ту же еду для горожан? По оценкам специалистов, количество крестьян уменьшилось за годы независимости на десятки процентов. Украина, последние 300 лет кормила большую часть Евразии, сейчас страдает от отсутствия рабочих рук. Зато в районных и небольших областных процветает безработица. Как результат, все это сказывается на демографии, экономике и миграции внутри страны.
Все знают, что за границами Украины трудятся миллионы украинских трудовых мигрантов, занимаясь культурным обменом с больничной уткой для парализованной итальянки или заступом на строительстве дачи московского нувориша. И в большинстве своем это люди молодые, часто даже с неплохим образованием, которым просто не повезло родиться не в большом городе. Вдуматься только в статистику: из 47 миллионов украинцев около 5 работают на себя, но не на процветание своей страны. А это чуть ли не четверть украинской молодежи - надежды нации. Одно обнадеживает - эти люди когда-нибудь все-таки вернутся на Родину и вложат заработанное в процветание своей страны. И уже вкладывают и даже возвращаются.
24 июня стало известно, что Кабмин утвердил стратегию демографического развития на 2006-2015 годы, сообщила пресс-служба Министерства по делам семьи, молодежи и спорта. Стратегия состоит из 6 разделов, демонстрирующих основные направления запланированной работы: стратегия политики рождаемости и развития семьи, улучшения состояния здоровья, снижения смертности и продление длительности жизни. Стратегия также включает в себя план действий по регулированию миграционных процессов, преодолению отрицательных последствий старения населения и региональные приоритеты демографического развития. В стратегии определены и механизмы ее осуществления.
И хотя некоторые коллеги назвали утверждение этой стратегии "писаниной", существует определенная надежда на улучшение ситуации в целом.
Семья - ячейка...
Возможность беби-бума, который пообещало правительство, вселил в сердца аналитиков определенную надежду в то, что со временем демографические показатели в Украине станут таки положительными, и рождаться у нас будет сейчас больше, чем умирать. Обещанные 8500 гривен за рождение ребенка подстегнули молодежь попробовать таким вот образом подзаработать. Однако демографического взрыва не произошло. Другой вопрос, что эта сумма помогает сейчас выжить малообеспеченным семьям.
Если же посмотреть на статистику, то можно увидеть что Украина стареет. Состав двух первых статистических категорий населения существенно изменился за 12 лет, которые прошли между двумя переписями населения в 1989 и 2001 года. Количество детей до 9 лет в 2001 году уменьшилось почти на 5%, а количество тинэйджеров (10-19 лет) - на 1,3%. Это говорит о том, что рождаемость начала падать в Украине в середине 80-х, и старых сейчас в стране больше, чем было еще 15 лет назад.
Оригинальна статистика по семейному положению украинцев в 2001 году. Думается, сильно она не изменилась за 5 лет, как и тенденции, показанные в ней. В браке на 2001 год пребывало 23,7 миллиона людей (64,6% мужчин и 54% женщин). Разведенными были 6,8% всех мужчин и 10,4% женщин. Вдовцов в Украине всего 3,9%, зато вдов - 19,2%. Холостяков - 24,3%, а девушек, никогда не ходивших под венец - 16,1%
Однако не все так плохо, как показывает статистика. 19% украинских семей готовы принять на усыновление ребенка, а 21% - взять на попечение. Таковы результаты были получены Государственным институтом проблем семьи и молодежи в ходе всеукраинского исследования общественного мнения "Украинская приемная семья". Согласно результатам данного исследования, 6% респондентов согласны усыновить ребенка без всяких условий, 13% - при определенных условиях, 43% - никогда об этом не думали и 32% - не согласны усыновить ни при каких условиях.
Результаты исследования также свидетельствуют о том, что взять детей на свое попечение готовы 5% опрошенных, 16% - при определенных условиях, 43% - не думали об этом и 30% - ни при каких условиях не согласны на это. Приемными родителями согласно стать 10% респондентов (2% согласны без условий, 8% при определенных условиях), 45% об этом не думали, 40% не согласны ни при каких условиях). В то же время создать детские дома семейного типа согласны 3,5% опрошенных (1% - согласны без условий, 2,5% - при определенных условиях, 31% об это не думали, 58% не согласны ни при каких условиях).
Как отметил и.о. министра молодежи, семьи и спорта Юрий Павленко в Украине на сегодняшний день насчитывается около 150 тысяч детей сирот. "Это исследование показало, что украинцы не являются такими уж циниками и готовы воспитывать своих украинских детей в своих украинских семьях", - подчеркнул Павленко.
Наиболее высокий показатель желающих усыновить или принять на попечение ребенка среди тех, у кого есть знакомые, уже усыновившие ребенка. Исследование также показало, что наиболее важными условиями для создания приемной семьи респонденты считают наличие социальных выплат, на первом месте, на содержание и воспитание ребенка, на втором - помощь специалистов после прихода в семью ребенка, на третьем - получение льгот для семьи и на четвертом - наличие курса подготовки родителей к приходу такого ребенка в семью. Социологическое исследование показало, что среди семей-усыновителей преобладают семьи с 6-летним семейным стажем, с родителями в возрасте от 31 до 35 лет, которые имеют средний доход и достаточно высокий материальный статус, а также уровень образования. Среди основных мотивов усыновления - единственная возможность иметь ребенка бездетным семьям, а также реализация желания помочь ребенку, в том числе, и по велению Бога. Наиболее часто приемные родители берут на воспитание младенцев из родильных домов, а также детей до 5 лет, однако есть случаи и усыновления подростков в возрасте 14-15 лет. По половому признаку усыновители не делают разницы между мальчиками и девочками.
Мой дом - моя...
Отметив, что сегодня в собственном жилье нуждается свыше 500 тысяч молодых украинских семей, президент заявил, что Государственный фонд поддержки молодежного жилищного кредитования постоянно расширяет рамки своих программ.
Для обеспечения жильем молодых семей, которые официально состоят на квартирном учете, необходимо около 18-20 миллиардов гривен. Об этом сообщил 21 июня председатель Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Валерий Омельчук. По его словам, на сегодня клиентами Госфонда стали около 25 тысяч семей, из которых 8 тысяч, получили кредиты по программе льготного кредитования, а 17,5 тысяч - по программе частичной компенсации ставок ипотечных кредитов коммерческих банков.
Сейчас фонд молодежного кредитования временно прекратил выдавать ссуды. Как объяснил Омельчук, причина в том, что государство выделило недостаточно средств, и Фонд слишком быстро их истратил. В госбюджете - 2006 на программу предусмотрено 30 миллионов гривен, а договоров заключили столько, что бюджетные деньги, рассчитанные на год, использовали за один квартал. Теперь слово за Верховной Радой: если депутаты поддержат решение о возмещении, то они возобновятся уже в текущем году. В противоположном случае новые соглашения по компенсации будут заключаться только после принятия госбюджета-2007, отметил председатель Госфонда содействия молодежному жилищному строительству.