Умер отец Джо Дассена [ Редагувати ]

В Афинах в возрасте 96-ти лет скончался американский кинорежиссер Жюль Дассен, отец французского певца Джо Дассена.
Об этом сообщили представители больницы в столице Греции, куда Дассена положили две недели назад для лечения.
Соболезнования по поводу кончины режиссера выразил премьер-министр Греции Костас Караманлис.
"Греция скорбит о потере удивительного человека, выдающегося творца и настоящего друга", - сказал Караманлис.
Жюль Дассен намного пережил и свою супругу, умершую в 1994 году, и сына - знаменитого эстрадного исполнителя Джо Дассена, погибшего в 1980 году.
Жюль Дассен родился в 1911 году в городе Миддлтаун (штат Коннектикут, США), в семье еврейских иммигрантов из Одессы. Свою театральную карьеру он начал в начале 30-х годов, выступая на языке идиш в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе АРТЕФ. Вдохновителем этого коллектива был Бенно Шнайдер - воспитанник театральной студии "Габима", наставником которой был Евгений Вахтангов
Впервые Дассен выступил в роли режиссера на Бродвее в 1940 году. Он работал и в Голливуде, начав как ассистент режиссера у Альфреда Хичкока.
На студии "Метро-Голдвин-Майер" он снимал короткометражные фильмы о знаменитых музыкантах начала ХХ века. В начале 19 40-х годов Дассен создал несколько фильмов, в которых по-настоящему проявились его творческие пристрастия: жесткий сюжет, как правило, гангстерский или шпионский - "Нацистский агент", "Дело Марты", экранизации готической литературы, Эдгара По и Оскара Уайлда. Но в полной мере он реализовал себя в конце 40-х годов, когда в фильмах "Грубая сила", "Обнаженный город", "Путь воров", снятых в жанре гангстерского или криминального фильма, появились новые для этого жанра нотки, в частности тема мужской дружбы людей "вне закона".
Эти ленты впоследствии прославили его как классика жанра "нуар".
Когда в США наступила эпоха маккартизма - репрессий по отношению к представителям "левых" организаций, Дассен остался без работы, поскольку был членом Компартии США. Из-за этого он покинул страну и с 1953 года обосновался в Париже.
Впоследствии Жюль Дассен снимал фильмы в Европе и США, продолжая развивать повороты криминальной темы. В фильме "Ночь и город" он создал запоминающийся образ криминального Лондона. За картину "Потасовка среди мужчин", ставшую классикой жанра, он получил в Каннах награду за лучшую режиссуру в 1955 году.
В том же году Дассен познакомился с греческой актрисой Мелиной Меркури, женщиной левых убеждений, также эмигранткой, бежавшей от режима "черных полковников". Через 11 лет она стала его второй женой. Творческий дуэт Дассена и Меркури был необычайно популярен в Греции благодаря картине "Никогда в воскресенье", где Дассен выступил как режиссер, а Меркурии сыграла главную роль.
Среди других известных фильмов Дассена того периода - "Кинжал Топкапи" с Максимиллианом Шеллом и Питером Устиновым. Дассен ставил также мюзиклы ("Illya Darling" на Бродвее), снимал экранизации ("Тот, кто должен умереть" Никоса Казандзакиса, "Закон" Роже Вайяна).
В 80-е годы прошлого века Жюль Дассен сосредоточился на театральных постановках, главным образом - в Греции. Его супруга Мелина Меркури стала депутатом парламента, на протяжении нескольких лет была министром культуры Греции и начала международную кампанию по возвращению на родину бесценных мраморов Парфенона, находящихся в Британском музее.