Газовый облом [ Редагувати ]

Первый этап "околоэнергетических" переговоров новой власти не увенчался победой. Вопреки мечтам оптимистов, твердые договоренности о скидках достигнуты не были. Россия обещала подумать и ласково посоветовала покупать газа побольше.
Вы сначала купите…
Победа Виктора Януковича на выборах в сознании его сторонников однозначно символизировала грядущее потепление отношений с Россией во всех направлениях: от совместных парадов через культурное, историческое и языковое взаимопонимание до энергетической лояльности поставщика "голубого топлива". В силу этого от первых правительственных визитов (поездка энергетического "пула" Кабмина и руководства "Нафтогаза" и встреча премьер-министров двух государств), в ходе которых планировалось поговорить о газе, в Украине ожидали многого. Власть рассчитывала на существенное снижение цен во имя высшей справедливости и возможного создания газотранспортного консорциума. А оппозиция была убеждена, что речь пойдет о предательстве стратегических интересов Родины. Результат вояжей оказался настолько скромнее, что впору вспомнить слово "облом" – в Москве внимательно выслушали и пообещали поразмыслить, но после того, как увидят конкретные предложения.
Если судить по итогам, то "тематические" переговоры "энергетиков" в Москве особым успехом не увенчались. И топ-менеджемент "Газпрома", и руководство РФ склонны считать, что цена, которую Украина платит за газ, полностью соответствует и формуле, и справедливости. Да и интеграционные предложения на уровне "в проекте" большим спросом не пользовались. "Предложения по консорциуму и даже по расширению присутствия "Газпрома" на внутреннем рынке Украины нам неинтересны, пока не будет понятна вся схема, в которой можно работать", - цитировал "Коммерсант-Украина" анонимный источник в российской корпорации накануне приезда в Москву Николая Азарова.
Подобную осторожность можно понять: на сегодня украинское законодательство закрывает возможности для манипулирования "трубой", хотя работа над проектом, позволяющим, в том числе, отдавать ГТС в концессию, уже кипит. С другой стороны, эксперты допускают, что схемы сотрудничества, предполагающие паритетные отношения, для России в большинстве случаев неинтересны, а, значит, предложение совместными с Европой усилиями модернизировать украинскую "трубу", не получая взамен существенных преференций, вряд ли было бы встречено с большим энтузиазмом. Кроме того, не следует забывать о значимости для РФ проектов альтернативных газопроводов – поскольку со временем необходимость использования ГТС Украины может существенно сократиться, уже сегодня (при наличии такого желания) Киеву, возможно, придется думать над предложением, от которого совсем трудно отказаться.
Как бы то ни было, тема "отчуждения" украинских труб привлекает такое внимание, что на совместной пресс-конференции двух премьер-министров Николай Азаров попросил у Владимира Путина подтвердить, что "таких предложений" глава украинского правительства не делал. Зато, по его словам, делал "другие", которые будут рассматриваться в рамках комплексного решения вопросов. Хотя в целом, по словам Владимира Владимировича Россия готова обсудить и цены, и консорциумные перспективы. Пока же украинской делегации пообещали не штрафовать "Нафтогаз" за недобор газа (хотя в "Газпроме" снова пожурили, что Украина опять не выполняет обязательства) и проанонсировали возможный пересмотр расценок в рамках подхода а-ля "оптовым покупателям – скидки" – то есть, сначала нужно пообещать больше покупать, а уже потом каждая тысяча "кубов" предположительно обойдется дешевле. Правда, до сих пор украинская сторона планировала только сокращать объемы закупок, и в контексте потребностей на 2010 год редко звучит цифра, отличная от 27 миллиардов кубометров – это обязательные для выкупа 80 процентов от законтрактованных в рамках льготных 33,75 миллиарда "кубов", до которых под протекторатом Владира Путина осенью 2009 года была снижена планка, изначально установленная на отметке в 52 миллиарда… Как бы там ни было, сам Николай Азаров результатами своей поездки в Москву доволен. "Важный итог вчерашней встречи - то, что Россия дала согласие на начало переговоров по этой теме", - с оптимизмом смотрит в будущее премьер.
… а потом поговорим
Несмотря на бодрое настроение главы Кабмина, к результатам "затравочных" переговоров возникает "порция" вопросов. Например, оппозиция уже сейчас готова обсуждать поездку исключительно в контексте провала. "Обещанной скидки цены на газ для предприятий, принадлежащих приближенным к ПР олигархам, не предоставлено, а пересмотра газовых соглашений не произошло", - отмечает Александр Турчинов. В самом деле, незадолго до отъезда задействованных чиновников в Москву "скидочные" перспективы сами участники процесса оценивали очень хорошо. Тогда речь шла, если не о "как в Беларуси" – порядка 160 долларов за тысячу кубометров, то хотя бы "как в Европе" – около 210-230 долларов (с поправкой на транзит) в некоторых странах. Сейчас тему расценок правительство старается аккуратно обходить, ссылаясь на то, что решения быстро не принимаются.
Следующий вопрос, который не может не заинтересовать – это выяснение закулисных обстоятельств переговоров. Снова-таки, оппозиция уверена, что "другие предложения" Николая Азарова вряд ли понравились бы широким народным массам. "Интересно, не были ли это предложения политической лояльности по так называемому принципу "дешевый газ взамен независимости", - комментирует поездку вице-спикер Николай Томенко, мечтая заслушать отчет "профильного" министра Юрия Бойко. И действительно, если Россия пока декларирует сдержанный интерес к планам о создании консорциума, то чем же другим мог привлечь внимание Москвы Киев?
Вариантов может быть множество, причем большинство из них определенно не исключают друг друга. Часть из них была озвучена в ходе итоговых пресс-конференций, правда, все больше в форме намеков. В частности, не следует сходу сбрасывать со счетов слова Владимира Путина о том, что газовые проблемы нужно рассматривать "в комплексе" с другими энергетическими вопросами. Как вариант, "за спиной" у этого замечания могут стоять бонусы, которые руководство нашей страны может предоставить России в сфере атомной энергетики. "В обмен на снижение цены на газ Россия может получить подряды на строительство атомных блоков и на строительство завода по переработке ядерного топлива в Украине. Привязав таким образом Украину на долгие годы к ядерной схеме, к своим технологиям и к своим ресурсам", - допускает ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
Другим поводом задуматься служит пояснение российского премьера насчет цены "как в Беларуси". "Мы с Белоруссией строим союзное государство и Таможенный союз, а потому не взимаем 30-процентную экспортную пошлину… Вот вам интерес Украины в интеграции на постсоветском пространстве. Надо, чтобы наши коллеги все посчитали, взвесили и поняли, что надо, а что не нужно", - раскрыл загадку Владимир Путин. Что ж, желание Кремля видеть Украину интегрированной в экономическое пространство, соответствующее границам приснопамятного ЕЭП, отнюдь не новость. До недавних пор к подобной идее в Киеве относились без энтузиазма, хотя Виктор Янукович в разгар предвыборной кампании подобную возможность не исключал. И все же, как уже рассматривали "Подробности", вынужденное вступление в Таможенный союз вряд ли стало бы звездным часом для Украины: скидки могут обернуться потерей части экономического суверенитета, не говоря уже о возможных сложностях в связи с членством в ВТО.
Кроме вечной таможенной дружбы и совместного атомного строительства Украина может многое предложить России. Например, не делать "недружественных шагов" по отношении к российскому бизнесу Николай Азаров уже пообещал. Как именно можно будет трактовать такое намерение, помимо обещанной "защиты от рейдеров" – покажет время. Но не исключено, что речь зайдет о реализации слухов, актуальных накануне отъезда Юрия Бойко в Москву – тех, что касались перспектив прямого допуска "Газпрома" на внутренний рынок Украины. Помимо этого "вечнозелеными" остаются не только тема возрождения тех или иных посреднических схем (украинский премьер уже высказался по поводу "выгодных и Украине, и России "компенсаторов" – вероятно, цены на газ, напомним, такую функцию в свое время выполняла "РосУкрЭнерго") или создания консорциума, принципиально отказываться от участия в котором Кремль не спешит; но и других, не менее проблемных моментов, вроде того же пребывания Черноморского флота РФ в Крыму после 2017 года. Ясно одно: пусть даже на выборах победил условно пророссийский Виктор Янукович, Москва не спешит автоматически оделять украинскую власть энергетическими милостями. Первый газовый "блин" элегантно свернулся "комом", возможно не только потому, что "Газпром" не услышал конкретных предложений. Пока функции хозяина ситуации, держащего партнеров на "коротком поводке" целиком и полностью, причем не без удовольствия, выполняет Россия. Интересно, найдет ли (будет ли искать?) новая власть, что ей противопоставить.