Битва за брэнд. Кто пойдет на выборы-2002 под именем "Руха"? [ Редагувати ]

Создаётся впечатление, что в последнее время многие украинские политики стремятся понравиться не столько собственным избирателям, сколько зарубежным. И речь идет даже не о заокеанском визите представителей "Нашей Украины". Анатолий Матвиенко, к примеру, никуда не выезжал. Зато радостно объявил журналистам, что блок Юлии Тимошенко теперь будут называть не "бьют", а "бьюти", и это дескать всем понравится. Дело в том, что "бьюти" (beauty) - по-английски означает "красота" или даже "красотка". Да вот только большинство украинских избирателей по-английски не говорит, и никаких ассоциаций со словом "бьюти" у них не возникает. Чего не скажешь, к примеру, о слове "рух". Именно поэтому в Украине теперь существуют три партии с таким названием. А на минувшей неделе появился еще и избирательный блок.
Подобное клонирование уже вызвало новый скандал в рядах отечественных национал демократов. Скандал, правда, новый, а персонажи старые - Богдан Бойко, Юрий Костенко, Геннадий Удовенко и Сергей Конев.
Председатель Центризбиркома поступил весьма предусмотрительно, когда решил накануне избирательной кампании пройти курс лечения в больнице. В ближайшие месяцы крепкое здоровье и железные нервы Михаилу Рябцу будут просто необходимы. Первый сюрприз субъекты избирательного процесса ему уже подготовили. Задача не из лёгких - решить, можно ли зарегистрировать избирательный блок под названием "Народный Рух Украины", если партия с тем же названием собирается войти в другой блок - "Нашу Украину"
Собственно, что не запрещено Законом о выборах - то разрешено. Но Юрий Костенко, не имеющий, кстати, никакого отношения ни к партии НРУ, ни, тем более, к одноименному блоку, уже пообещал - как только председатель ЦИК вернется с больничного, он потребует объяснений - как вообще такое могло произойти. А Геннадий Удовенко уже сам понял - во всем виноваты... пираты.
Геннадий Удовенко, лидер НРУ: "Я вважаю, що це не відповідає моралі нашого суспільства - взяли, викрали назву. Це піратство - взяли назву НРУ".
Организаторы блока, разумеется, пиратами себя не считают. Ситуация выглядит тем более абсурдной, если вспомнить, что после выборов Геннадий Удовенко и Юрий Костенко обещают создать на базе "Нашей Украины" единую партию, а стало быть отказаться от названия "Рух". И Богдан Бойко намекает, что, не разрешая другим использовать руховский брэнд, лидеры НРУ и УНР напоминают собаку на сене: и сама не ест и другим не даёт.
Богдан Бойко, лидер НРУ(Е): "А чому ви забираєте в нас право продовжувати ту справу, яку ми почали в 1989-му році? Ради чого? Ради того, щоб поступитися мысцем "Солідарності", "Батьківщині" чи іншим? Чому ми повинні відійти? Тому що вам не подобається Бойко? Так може і ви мені не подобаєтесь".
Юрий Костенко, лидер УНР: "В "Нашій Україні" буде перелік тих партій, які є засновниками блоку. І серед них - НРУ. І не може бути, щоб виборчий блок повністю повторював назву партії, яка вже є засновником блоку".
Валентин Королько, заведующий кафедрой PR Национального университета "Киево-Могилянская академия": "В блоке "Наша Украина" так или иначе мы наблюдаем растворение очень известных брэндов, имиджей Руха. Шаг Бойко - попытка воспользоваться напрямую брэндом, который реально существует, имеет определенную популярность, - перехватить его от партий, носящих это имя. Но, к сожалению, где-то уходящих в тень, из-за существования общего названия данного блока".
Впрочем, у Богдана Бойко есть еще и так сказать идеологическое объяснение своих действий.
Богдан Бойко, лидер НРУ(Е): "В нашому блоці не буде місця ліберально-космополітичним силам, як це ми зараз бачимо в блоці "Наша Україна".
Разумеется, Романа Бессмертного, Петра Порошенко и Евгения Червоненко в национал демократы записать достаточно сложно, если вообще возможно. Правда и в идейность большинства руховских лидеров в последнее время верят только их сторонники, да и то не все. К тому же попасть в избирательный список "Нашей Украины", бесконечно расширяющийся за счёт друзей и кумовьев лидера, шансов становится все меньше. А вот список вновь образованного блока может быть отдан руховцам на откуп едва ли не полностью. Неудивительно, что идею Богдана Бойко поддержал Сергей Конев, автор знаменитого альтернативного избирательного списка НРУ.
Сергей Конев, председатель днепропетровской организации НРУ: "Якщо навіть наші адмірали покинуть корабель, НРУ все одно буде іти своїм шляхом. Вони просто хочуть іти під псевдонімом "Нашої України", а ми - під своїм власним іменем. Ми - ті, хто створював цей Рух у 1989-му році і несемо відповідальність за його подальшу діяльність. Більшість рухівців - я підкреслюю - будуть в блоці НРУ. Вони не згодні з тим, коли за сім місцяців в якомусь уявному блоці ставлять крапку на нашій організації".
Геннадий Удовенко, лидер НРУ: "Це все наклеп, це не так!"
Так или не так - станет ясно 8 декабря, на Всеукраинском съезде Народного руха. Впрочем, даже если Конев не уведет с собой большинство партийцев, блок с названием "Народный Рух" всё равно будет создан. А раз так - то и позиции НРУ в "Нашей Украине" значительно ослабнут. На вопрос о том, какие места достанутся его партии в общем списке "нашистов", Геннадий Удовенко и сейчас отвечает по большей части шутками.
Геннадий Удовенко, лидер НРУ: "Наше головне завдання - попасти в "десятку". Точно! Не, в списку. Там в п'ятірку, безумовно".
Юрий Костенко настроен не столь оптимистично. И на вопрос, кому Виктор Ющенко отдаст большинство мест в своем списке отвечает несколько раздраженно.
Юрий Костенко, лидер УНР: "Кому? Яким людям віддасть? Що значить - віддасть людям? От, стоять два лідери партії, яка всі роки творила демократію і незалежність, яка підтримала Ющенка, висунула ідею його уряду, яка підтримувала в парламенті його діяльність, яка висунула цього лідера на посаду "Нашої України". Ви кажете - якісь люди".
Удивительно, но обо всем этом лидер УНР говорил уже после того, как Виктор Ющенко съездил за океан, где представил в качестве своей команды совсем не Костенко, Удовенко и Пинзеника. Хотя, руховцам, по большому счёту, можно только посочувствовать. Ведь сделав ставку на экс-премьера, они, по сути, оказались в зависимости от человеческих качеств лидера.
Как оказалось, к мартовским выборам готовятся и за пределами Украины. Ведь отечественные политики живут не только на Родине. Павел Лазаренко, к примеру, несмотря на солидный срок, проведенный в калифорнийской тюрьме, продолжает руководить "Громадой". И партия собирается активно участвовать в формировании избирательных комиссий - причём, на законных основаниях. Напомнил о своём существовании и еще один подследственный - Виктор Жердицкий, которого в Германии обвиняют в хищении средств, предназначенных для выплат остарбайтерам. Интернет-издание "Украинская правда" в пятницу опубликовало его послание из ганноверской тюрьмы. Бывший руководитель "Градобанка", между прочим, призывает соотечественников голосовать за блоки Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Александра Мороза. Говорят, все трое очень обрадовались публикации и каждый по-своему вспомнил Жердицкого незлым тихим словом.