Программа оппозиции: Оптимизмом по власти [ Редагувати ]

Форум объединенной оппозиции на Михайловской площади, кроме прочего, дал возможность презентовать базис "обобщенной" программы. В основе оной много оптимизма, полный комплект социально ориентированной теории и не самое конкретное представление о практике. И все — во имя справедливости, достоинства и честности власти.
Программный вопрос
Презентуя 12 мая программа объединившийся оппозиции под названием "Справедливое государство, честная власть, достойная жизнь", ораторы в лучших политических традициях готовы были гарантировать практически все и сразу. "Объединенная оппозиция разработала общую программу действий, цель которой - вывести страну из кризиса, обеспечить справедливое распределение национального богатства, вернуть Украину на путь европейского развития, робеспечить людям достойные условия жизни,подчинить власть гражданам", - заманчиво обещало резюме из заявлений на субботнем форуме. По большому счету, все перечисленные перспективы нашли свое отражение в документе (который его создатели еще обещают доработать с опорой на всенародное обсуждение). Правда, не всегда равномерно, не всегда конкретно и с вполне ожидаемым для нынешней, недалекой от кризисной, ситуации перекосом между желаемым и практически возможным в ближайшее время.
В первую очередь в общей программе привлекает внимание ее ориентированность на популярные социальные тезисы. В целом содержание документа позволяет предположить, что выборы-2012 в Украине станут очередным этапом не столько борьбы четких партийных концепций, сколько парадом приятных уху почти каждого избирателя обещаний. Ранее еще могли возникать вопросы по поводу того, как именно могут сочетаться идеалы разных партий, часть из которых традиционно выдвигает на первый план популистские лозунги околосоциалистического характера, а другие периодически пытаются рекламировать будущие "околорыночные" реформы. Однако предвыборная целесообразность снова побеждает. Социально-экономическая часть (причем, с победой "социалки" над экономикой) целей объединенной оппозиции представляет собой довольно стандартный набор обещаний, который в схожем виде годами кочует по программам большинства украинских политических сил. Зато максимально злободневная политическая часть местами выглядит вполне оригинально.
В обобщенном виде программа объединившейся оппозиции сводится к 7 "первоочередным задачам": предоставлению условий для развития бизнеса; установлению социальной справедливости; борьбе с коррупцией, установлению уже правовой справедливости; стремлению к энергетической независимости; ситуативным политическим преобразования, позволяющим "устранить криминально олигархический режим" и глобальным — меняющим политсистему в целом. Большая часть этих тезисов далее по тексту программы подробно расшифровываются с указанием конкретных законопроектов, которые оппозиционеры планируют рассмотреть в Верховной раде следующего созыва. Правда, не все. Так, например, условия достижения пресловутой энергоэффективности очерчены в высшей степени конспективно: нет дорогому российскому газу, тем более нет — продаже ГТС, еще раз нет — льготам предприятиям олигархов и предсказуемое да — собственной добыче. Впрочем, остальные пункты программы детализованы лучше, хотя порой — весьма малоконкретно.
Экономика должна быть социальной?
Как уже упоминалось выше, большая часть экономических намерений претендентов на победу в парламентских выборах прямо подчинена социально привлекательным ожиданиям. В прямом смысле: программа оппозиции гласит, что социальная справедливость требует повышения прожиточного минимума и минимальной зарплаты хотя бы до 2400 гривен - с последующим увеличением. За счет чего настанет такое благоденствие — документ умалчивает. Зато — делится надеждами на последствия. "Повышение заработной платы - мощный стимул для развития экономики. Это повышение внутреннего спроса, подъем национального производства, это новые рабочие места. Таким образом, повышая зарплату каждого украинца и обеспечим экономический рост Украины!", - оптимистично решают проблему а-ля "Курица и яйцо" украинские оппозиционеры.
Уже на первых порах авторы документа планируют повышать не только зарплаты (и в первую очередь бюджетников), но и пенсии. Оппозиционеры обещают перерасчет в духе забракованной нынешним парламентским большинством поправки Арсения Яценюка к закону о пенсионной реформе, который одномоментно позволит повысить доходы многих пенсионеров на 334 гривны. Планируется и пересмотреть пенсионную систему в целом. Оппозиционеры собираются отменить недавнюю пенсионную реформу, придя к общему знаменателю в пенсии в 65% от зарплаты почти для всех, включая и чиновников, кроме людей, чья работа связана с риском для жизни — военнослужащим, правоохранителям-оперативникам, спасателям, чья пенсия должна составить 80 процентов от среднемесячной зарплаты. Памятуя о давних спорах, составители программы убеждены, что закон обратную силу имеет, и все vip-пенсии уйдут в прошлое...
Пополнить же бюджет ПФ планируется не самым банальным способом. "На первом этапе дополнительное финансирование Пенсионного фонда поступит от сокращения необоснованных трат на содержание государственной власти, продажи 10 из 13 государственных резиденций, отмены всех льгот для народных депутатов и чиновников, продажи автопарка государственных учреждений, ликвидации коррупционных схем в государственных закупках", - готовы сыграть роль робингудов оппозиционеры. Похоже, что "ликвидация коррупционных схем" авторами программы воспринимается как серьезнейший источник "дополнительного" финансирования. "Да, наши инициативы предусматривают серьезные затраты — например, выплата дополнительных 334 грн пенсионерам обойдется госбюджету примерно в 40 млрд грн, повышение минимальной зарплаты — в 100 млрд грн. Большие суммы, но я говорил о госзакупках — так вот, это примерно столько же, сколько на них украдено", - сообщил Арсений Яценюк в интервью для издания "Коммерсант-Украина". При этом объединитель оппозиционеров осознает, что "мы не можем обеспечить выполнение социальных стандартов без реально развитой экономики". Развивать же экономику планируется стандартно-программными методами: где нужно — сократить налоги (оставив в итоге семь, включая и злополучный НДС — правда, неведомым пока образом "модернизированный"); где можно — поддерживать дерегуляцией, упрощением ведения и кредитами бизнес, преимущественно малый и средний; и всегда — надеяться на инвестиции, автоматический рост благосостояния народа и щедрость украинской земли. "Я знаю — если мы будем развивать то основное, что есть в нашей стране — сельское хозяйство,— то мы сможем влиять на мировую продовольственную безопасность", - убежден Яценюк.
В основном же комплект околосоциальных мер потенциальных управителей страной недалек от стандартного набора предвыборных обещаний. Гарантированные первые рабочие места молодежи, поддержка сельхозпроизводителя (открывать рынок земли оппозиционеры не спешат, да и иностранцам продавать ценный ресурс не планируют), недорогое жилье, деньги для науки (до 2 процентов ВВП), гарантированное образование и медпомощь. При этом оппозиционеры готовы продвигать и новые для Украины модели. Так, обещанный переход к страховой медицине при гаратированном "минимуме" бесплатной помощи в виде первичной помощи, скорой, необходимых лекарств и безотлагательных операций — уже не в новинку, хоть до реализации подобным намерениям и далеко. "Персонализировать" составители программы хотят не только медицинское обслуживание, но и высшее образование — заменив привычный госзаказ, на предоставляемые абитуриентам гранты, размер которых зависит от успешности тестирования. Но в основном единая оппозиция предсказуема: контрактная армия, украинский — единственный государственный, мораторий на поднятие коммунальных тарифов, пока существует задолженность по зарплате — большая часть их обещаний звучала и ранее...
Власти — бой!
Если социально-экономическая сторона программы единых оппозиционеров недалеко ушла от стандартных произведений предвыборного "жанра", то политическая часть их намерений выглядит уже более оригинально. Фактически она представляет собой интересное ассорти из давних планов, базовых рекомендаций международных правозащитных институций, сугубо ситуативной реакции на происходящее и видимого результата печального жизненного опыта отдельных представителей оппозиции.
Ключевой тезис политплатформы "единщиков" можно без труда уместить в формулировку "Так дальше жить нельзя!". При этом "так" по большей части подразумевает комплект давних украинских проблем, "отягощенных" годами правления Виктора Януковича. "Мы вырвем власть из рук антинародного режима и вернем Украину на европейский демократический путь развития", - резюмируют оппозиционеры. Европейский путь предполагает следование идеалам демократии, путь в ЕС (на фоне дружбы с Россией — хотя бы на уровне зоны свободной торговли) и мечту о безвизовых режимах. А вырывать ту самую власть предстоит всеми доступными методами.
В политическом отношении программа единой оппозиции сочетает в себе комплекс давно обещанных нынешними парламентскими "меньшевиками" мер, воплотить в жизнь которые им до сих пор не удалось. Оппозиция планирует побороться с коррупцией — путем люстрации неблагонадежных чиновников, ужесточением мер, созданием независимого от других правоохранительных структур Национального антикорупционного бюро. Порядок во власти на местах хотят навести фактически посредством административной реформы,ключевой момент которой — ликвидация областных и местных администраций, чьи функции перейдут к исполкомам местных советов. В судебном отношении оппозиционеры планируют не только "перетрясти" систему, в частности лишив ВРУ и президента права назначать судей и ликвидировав Конституционный суд с передачей его полномочий специализированной палате Верховного суда, но и закрыть ряд более мелких "прорех", вроде обеспечить возможности для организации суда присяжных, освободить знаменитых заключенных — Юлию Тимошенко, Юрия Луценко и других — или дать гражданам право использовать собственные доказательства той же коррупционной деятельности чиновников в судах. Последний пункт практически является своего рода "приветом" знаменитому решению КСУ по поводу "пленок Мельниченко", причем не единственным, присутствующим в программе (достаточно только вспомнить о намерении оппозиции откатить назад vip-пенсии, против чего конституционные судьи уже тоже выступали).
Заметные перемены могут настичь и политическую систему в целом, держа в уме "шишки", набитые в последние годы. Оппозиционеры намерены принять Избирательный кодекс, который закрепит за парламентскими выборами пропорциональный принцип с открытыми списками; отказаться от неприкосновенности судей и народных депутатов; прописать нормы референдумов; допустить народную законодательную инициативу (с "поддержкой" в 50 тысяч подписей); заставить депутатов голосовать лично под угрозой уголовной ответственности; прописать процедуру импичмента, выражения недоверия народом президенту и отзыва депутатов. На фоне таких преобразований, такие демократизирующие нововведения, как запрет на цензуру (вплоть до демонополизации СМИ) и на препятствование свободе собраний, выглядят уже общеобязательными элементами...
Однако с оценкой политической части программы оппозиции возникает та же проблема, что и при рассмотрении экономической — сложно определимая степень ее реализуемости. Цель обезопасить страну от выстраивания вертикали путем победы над коррупцией и сокращением президентских возможностей не менее благородна, чем достижение всеобщего благоденствия. Вот только в случае с экономикой у оппозиционеров проскальзывает мотив "Главное, стандарты повысить — а деньги как-нибудь появятся". А политчасть в свою очередь требует не меньшего и даже более конкретизированного оптимизма. Большая часть предлагаемых нововведений возможна только в одной случае — если нынешние оппоненты действующей власти создадут в парламенте по итогам выборов не просто большинство, а большинство конституционное.
Если судить по заявлениям ключевых оппозиционеров, значимость такой немелкой детали они прекрасно осознают. "300 депутатов у нас появится не только за счет наших сторонников и избирателей, но и за счет тех, кто избирается по мажоритарке от власти — они поймут, что в округах их порвут за провальную политику власти, им надо будет себя спасать. Честно признаюсь: я не думаю, что эти депутаты будут думать о народе Украины, но они начнут спасать себя и примкнут к тем, кто сильнее, а сильнее будут те, на чьей стороне будет народ, то есть мы", - верит в лучшее Арсений Яценюк. В любом случае, воплотить в жизнь достаточно амбициозную, но не во всем убедительную программу единой оппозиции было бы сложно даже без такого "ограничения". Но его наличие определенно добавляет остроты предвыборной игре. А заодно — приоткрывает пути отступления в тех случаях, если взятые обезательства окажутся слишком уж неподъемными.