Еще раз об Украине и ОБСЕ [ Редагувати ]

Украину, которая еще не полностью успела насладиться плодами успешного проведения Евро-2012, ожидает не менее значимый, без преувеличения исторический вызов - она впервые в течение года будет председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2013 году.
Председательство Украины в ОБСЕ - это огромный опыт многосторонней дипломатии, возможность продемонстрировать способность вести за собой и определять приоритеты крупной европейской организации, который понадобится Украине на пути в Европейский Союз (ЕС). Польша, Румыния, Болгария к вступлению в Евросоюз председательствовали в ОБСЕ. До этого Украина в 2011 году (в течение шести месяцев) впервые председательствовала в Совете Европы (что, увы, осталось почти незамеченным со стороны украинских СМИ).
Однако, проводя параллель между подготовкой нашей страны к Евро-2012 и председательством в ОБСЕ, уже сейчас можно говорить, что этот путь, как и само председательство, для Украины будет тернистым. К сожалению, впереди нас ожидает появление множества информационных поводов субъективного характера, которые будут иметь целью не заботу об Украине и ее гражданах, а возможность саморекламы и повышения собственного статуса.
За примерами далеко ходить не нужно.
Так, 5-9 июля в Монако проходит летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ), на которой планируется рассмотрение проекта резолюции по Украине, внесенного итальянским парламентарием Маттео Мекаччи, председателем Общего комитета по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам ПА ОБСЕ, и которая имеет критический характер по внутриполитическим процессам в Украине. В частности, депутат предлагает призвать Украину гарантировать функциональность, независимость и транспарентность судебных органов путем выполнения принятых в рамках ОБСЕ обязательств в области человеческого измерения, в частности относительно эффективного права на справедливый суд и соблюдения принципа равенства сторон при разбирательствам по уголовным делам, а также надлежащего поведения с осужденными.
При этом Мекаччи напоминает, что в регионе ОБСЕ не должно быть политических заключенных, имея в виду бывших представителей правительства, которые сейчас находятся в тюрьме, - Юлию Тимошенко, Юрия Луценко и Валерия Иващенко. Мекаччи считает, что ПА ОБСЕ должна обратить особое внимание Украины на необходимость обеспечения медобслуживания этих заключенных "без каких-либо предварительных условий, медицинского осмотра и, при необходимости, обеспечить лечение независимыми врачами за пределами тюрьмы".
Однако, учитывая проведение судебной реформы в Украине и принятие закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" (2010 год), который, по словам представителя Федерального окружного суда США Уильяма Даффи, является "уникальным симбиозом между всеми ветвями власти", принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, который получил одобрительный экспертный вывод Совета Европы положительные впечатления представителей Европарламента Александра Квасьневского и Патрика Кокса, а также докладчиков Комитета по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, главы парламентской делегации Нидерландов в Парламентской Ассамблее ОБСЕ Кьоскуна Чьоруза и секретаря делегации Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Арьена Вестерхоффа от визита в Качановскую исправительную колонию, в частности, по созданию надлежащих современных условиях отбывания наказания в виде лишения свободы, и в Центральной клинической больнице № 5 "Укрзализныци", где проходит лечение Юлия Тимошенко с 9 мая , само по себе задаешься вопросом: для чего это нужно Маттео Мекаччи и ПА ОБСЕ?
Особенно спорной выглядит позиция итальянского парламентария Маттео Мекаччи, члена Демократической партии Италии, которая во главе с Пьер Луиджи Берсани, была главной оппозиционной силой в отношении бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.
После того, как Берлускони ушел в отставку, его обвинили в интимной связи с несовершеннолетней проституткой марокканского происхождения, известной как Руби. Также Берлускони обвиняют злоупотреблении служебным положением. Сам Берлускони отрицает свою вину и заявляет, что стал жертвой клеветы политических соперников. Сегодня против 75-летнего политика ведется неприкрытая война со стороны его политических оппонентов. Берлускони травят и преследуют. Думаю, по мнению синьора Маттео Мекаччи приведенные примеры не являются фактами политической расправы с бывшими политическими оппонентами в Италии, а потому ими не нужно особо беспокоиться. Политика двойных стандартов, не так ли?
36-летний Маттео Мекаччи - политик младшего поколения. Он входит не только в Демократическую партию, но является членом Транснациональной радикальной партии - международной организации, образовавшейся в 1965 году и добивающейся равных прав для гомосексуалистов, свободной продажи наркотиков (лидеров этой партии неоднократно задерживали за употребление наркотиков в общественных местах), а также защищает "узников совести" по всему миру - прежде всего тех, кто пострадал за хранение и распространение наркотиков. В данном случае заявление Мекаччи, который является близким другом Евгении Тимошенко, более чем двусмысленно.
Остается еще выяснить вопрос, зачем это нужно Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Но для начала разберемся, что же представляет из себя ПА ОБСЕ.
Для абсолютного большинства рядовых граждан 56 стран-участниц ОБСЕ является организацией по сути неизвестной и малопонятной. В то же время, поскольку упоминания о деятельности ПА ОБСЕ иногда появляются в информационном пространстве, следует предоставить определенные разъяснения относительно этой организации с тем, чтобы украинское общество получило адекватное понимание места и роли ПА ОБСЕ в современной системе международных отношений.
ПА ОБСЕ начала свое существование в апреле 1991 года в Мадриде на основании Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 года, которая призывала к "широкому привлечению парламентов" к деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ (с 01 января 1995 года преобразована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ). На начальном этапе идея заключалась в использовании уже существующей Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая при обсуждении актуальных для ОБСЕ вопросов ситуативно превращалась бы в Парламентскую ассамблею ОБСЕ. Несмотря на то, что от такого механизма было решено отказаться ввиду того, что США, Канада и тогдашний СССР, не будучи членами СЕ, оказались бы в роли второстепенных участников в таком формате, сам факт рассмотрения этой идеи свидетельствует об отводе ПА ОБСЕ второстепенной роли в системе деятельности ОБСЕ, в отличие от той же ПАСЕ, которая является полноценным участником процесса принятия решений в Совете Европы.
Осознавая свою определенную вторичность, ПА ОБСЕ делала несколько попыток повысить свой статус в рамках ОБСЕ, однако такие попытки увеличить политический вес Ассамблеи неизменно заканчивались неудачей. Это объясняется тем, что резолюции ПА ОБСЕ не имеют юридически обязывающего характера. Как признает сам Генеральный секретарь ПА ОБСЕ Спенсер Оливер, "декларации ПА ОБСЕ направляются на рассмотрение СМ ОБСЕ, членам Постоянного совета ОБСЕ и Действующего председателя ОБСЕ, но на практике отсутствуют механизмы того, что они будут приняты во внимание".
Характерно, что сам Оливер неизменно находится на посту Генерального секретаря ПА ОБСЕ с самого начала ее существования, несмотря на установленное в 1995 году ограничение пятилетнего срока пребывания на посту для Генерального секретаря. Это беспрецедентное явление среди европейских и евроатлантических международных структур дает основания ставить под сомнение демократический характер ПА ОБСЕ. Кроме того, если бы ПА ОБСЕ имела значительный политический вес на международной арене, государства-члены вели бы напряженную политическую борьбу за возможность продвинуть на пост ее генерального секретаря своего представителя. Отсутствие значительного интереса со стороны государств-членов ПА ОБСЕ к этой должности указывает на ее низкий политический рейтинг на международной политической арене.
Возвращаясь к вопросу о возможности принятия нынешней сессией ПА ОБСЕ резолюции по Украине, то следует помнить, что за последние пять лет ПА ОБСЕ лишь трижды во время проведения ежегодных летних сессий принимала резолюции относительно политических процессов в отдельных странах, ситуация в которых существенно отличались (не в лучшую сторону) от нынешнего состояния дел в Украине. Например, резолюции по Кыргызстану и Молдову, принятые в 2010 году в Осло, привлекали внимание к длительным проблемам в этих странах (актам межэтнического и кланового насилия и Приднестровскому конфликту соответственно). В Белграде в 2011 году была принята резолюция по ситуации в Беларуси с резкой критикой внутриполитических процессов и многочисленных нарушений демократических принципов и прав человека в этой стране (репрессии, преследования, случаи пыток).
Совершенно очевидно, что в таком контексте, а также учитывая реальное место и роль ПА ОБСЕ на международной арене, намерения принять отдельную резолюцию ПА ОБСЕ по Украине выглядят политически мотивированными и недостаточно обоснованными. Добавьте сюда скандальный характер автора проекта резолюции...
Говорить о том, что нам не над чем работать и менять у себя в стране, было бы нелепо. Также бессмысленно Украине обижаться на то, что от нее, как страны, которая будет председательствовать в ОБСЕ и которая ставит целью получения членства в ЕС, требуют много. Мировое сообщество ожидает, что Украина будет демонстрировать высокие стандарты, служить образцом в выполнении обязательств в рамках ОБСЕ во всех измерениях безопасности, в том числе и в человеческом измерении. Последнее касается проведения выборов, обеспечения прав человека, соблюдения свободы слова, собраний и т.д.. Да, это будет своеобразным тестом для украинской власти.
Украина и ее народ согласны с этим. Изменения необходимы. Однако, не хочется, чтобы те проблемы, которые должны касаться исключительно внутренней политики, поднимались на межгосударственный уровень. Так же не хочется, чтобы западные политики второго и третьего эшелона пиарились на украинской проблематике (для лучшего представления о роли и месте Маттео Мекаччи в итальянской и европейской политике представьте себе, что сейчас в Верховной раде народный депутат Олег Ляшко внесет резолюцию с требованием защитить Саркози или Берлускони). Не хочется, чтобы у нас делали из мухи слона и превращали трибуну ПА ОБСЕ в истину в последней инстанции. Мы имели немало примеров того, как наши доморощенные политики использовали западных политиков, западные СМИ и институты власти в своих целях, раздувая вокруг того или иного заявления настоящую пиар-компанию.
Очень хочется верить, что ОБСЕ станет для Украины площадкой для успешной евроинтеграции, а не для ссор и выяснения отношений между нашими политиканами.
Директор политических программ
Института украинской политики
Олег Вытягов