Портнов: Критика нового УПК необоснованна, слухи только будоражат общественное мнение [ Редагувати ]

Интервью советника президента Украины - руководителя Главного управления администрации президента по вопросам судоустройства Андрея Портнова агентству "Интерфакс-Украина".
Новый Уголовный процессуальный кодекс вступил в силу 20 ноября. О результатах говорить еще очень рано, тем не менее, как, по Вашему мнению, он работает?
- Могу сказать, что новый УПК начал успешно работать. Единственное, что сегодня создает некоторые недоразумения - это слухи, которые касаются прав граждан. Например, о том, что якобы обыски в квартирах граждан могут проходить без санкции суда. Это неправда. О том, что нужно носить с собой паспорт, - это также неправда. О том, что без санкции суда можно проникать в жилье, что анонимные заявления будут приниматься к рассмотрению, - и это все неправда. Эти слухи взбудоражили общественное мнение. Но еще раз хочу сказать, что все они не основываются на нормах этого закона. Природа появления этих слухов нам неизвестна. Практика покажет, что это один из лучших документов в правовой системе.
Насколько может увеличиться количество оправдательных приговоров, поскольку по новому УПК суды уже не могут отправлять дела на дорасследование?
- Мы прогнозируем, что на первоначальной стадии количество оправдательных приговоров может увеличиться с сегодняшних 0,2% до 15% и по мере применения нового УПК, где-то через год, может быть, полтора, когда новые расследования с самого начала будут проходить по новому УПК, мы можем выйти до 30-35% оправдательных приговоров.
А как в других странах?
- Это как раз статистика других стран, тех, у которых уголовно-процессуальное законодательство построено на таких же нормах, как у нас. Так вот, у них количество оправдательных приговоров достигает 30-40%.
Как широко будет применяться практика домашнего ареста как новой меры пресечения? И насколько в связи с этим "разгрузятся" следственные изоляторы?
- Основная мера пресечения, которая будет применяться - это залог. Конечно же, будет применяться и домашний арест. Разгрузятся следственные изоляторы, как мы ожидаем, процентов до 25-30 в ближайшие месяцы. Они разгрузятся, в основном, за счет залога. В некоторой степени, конечно, и за счет домашнего ареста.
Сегодня есть ошибочное утверждение, что домашний арест нельзя применить, потому что не заготовлены приспособления для электронного мониторинга, так называемые браслеты. УПК обязывает сотрудников милиции контролировать выполнение подозреваемыми меры пресечения в виде домашнего ареста непосредственно путем проверки нахождения этих лиц дома. Этим будут заниматься участковые милиционеры, оперативные сотрудники. Закон четко выписывает, какие права есть у сотрудников милиции. Они имеют право заходить в жилище, проверять, находится ли он дома, брать у него объяснения.
Главный смысл такого ареста в том, что арестованный должен находиться дома или постоянно, или то время, которое определит суд. Кстати, суд может определить и выборочно какое-то количество часов в день. Например, суд может разрешить ему ходить в магазин, может разрешить ему гулять вокруг дома.
А гулять или ходить вокруг дома человек будет под присмотром?
- Это зависит от определения суда. Допустим, такое определение суда: домашний арест, но разрешается выходить, например, в магазин, разрешается встречаться с ограниченным кругом лиц, и запрещается, например, в вечернее время суток выходить. Суд может обязать сдать заграничный паспорт.
Не приведет ли норма УПК о том, что анонимные заявления будут приниматься к рассмотрению следствием, к поощрению стукачества? Ведь некоторые таким образом смогут просто сводить счеты друг с другом.
- На этот вопрос отвечать нет смысла, потому что это является неправдой. Никакие анонимные заявления рассматриваться не будут. У нас же не 1937 год.
Какова будет судьба следственных отделов СБУ, планируется ли переход его сотрудников в МВД или реорганизация пройдет в рамках СБУ?
- Служба безопасности Украины с 20 ноября лишена основной части следственных функций. В связи с этим если лучшие сотрудники СБУ захотят перейти в другие правоохранительные органы, то, конечно, это будет усиливать эти структуры.
Вы сказали, что УПК начал успешно работать. Как конкретно?
- Это значит, что по всей стране в электронном режиме действует единый реестр досудебных расследований. В него вносятся данные в соответствие с новой процедурой. Кроме того, суды уже выносили решения об избрании залогов по подозрению в преступлениях, по которым раньше суд принимал решение об аресте. В некоторые суды сегодня уже поступали обвинительные акты по новому закону. И сегодня уже люди, которые находятся в следственных изоляторах, направили в суды сотни заявлений об изменении им меры пресечения. Работа идет. Начали быстрее работать сотрудники правоохранительных органов по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, потому что сокращена процедура начала проведения следственных действий. За первые дни процедура следственных действий стала значительно менее бюрократизированной.