Государство не выделяет деньги на лечение тяжелобольных [ Редагувати ]
И все же министр пообещал - долги по зарплате бюджетникам будут погашены. А вот герои нашего следующего сюжета - на деньги от государства даже не рассчитывают. Хотя тем, кто страдает туберкулезом, гепатитом, СПИДом и онкозаболеваниями должны выделяться средства на лечение. Для них суммы в госбюджете - цена жизни. Но проекта главной государственной сметы все еще нет. Люди готовятся к худшему. Говорят, их уже предупредили - денег на всех точно не хватит. Продолжит - Вениамин Трубачев.
Диагноз - рак груди - не приговор, если своевременно начать лечение. У Ирины Шак обнаружили заболевание на ранней стадии, но пройти курс химиотерапии можно только за деньги.
Ирина Шак, пациентка ужгородского городского центра онкологии:
- Це вже шоста капельниця в мене. Обходиться моя капельниця в 800 гривень.
Женщина лежит в ужгородской горбольнице. В клинике на лекарств денег нет вообще, небольшие средства выделяется только на обезболивающее, чтобы онкобольные не мучились.
Евгений Готько, директор ужгородского городского центра онкологии:
- Бюджет не виділяє ніяких коштів, тому, на превеликий жаль, в умовах нашого міського онкологічного центру всі витрати з забезпечення ліків лягають на плечі хворих.
Не только на западе страны, а и по всей Украине пациенты с диагнозом рак сами должны покупать лекарства. Также не хватает препаратов для больных туберкулезом. Но им хоть что-то выделяется, а вот на тех, у кого гепатит - государство вообще махнуло рукой. Хотя госпрограмма существует
Дмитрий Коваль, директор всеукраинской общественной организации "Остановим гепатит":
- По официальным данным министерства здравоохранения в лечении хронических вирусных гепатитов нуждается 22 с половиной тысячи людей, для лечения этих людей необходимо 2,6 миллиарда гривен, в настоящее время из этих денег не выделено ничего.
Сейчас не получают лекарств и многие люди с ВИЧ, а дети с положительным статусом лишены даже ежемесячного пособия в 170 гривен. Сумма хоть и не большая, но в последние несколько месяцев и этих денег государство не выплачивает. Даже генпрокуратура начала проверку.
Лариса Божинская, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав детей генпрокуратуры Украины:
- Ми підрахували, що приблизно це 3 мільйони гривень, але заборгованості як такової, визначити ще неможливо, адже не проведено навіть нарахування таким дітям, розумієте.
Мы обратились в Министерство здравоохранения, чтобы получить объяснения, почему больные остались без лекарств и гарантированной помощи, но в ведомстве прокомментировать этот вопрос времени не нашли.
Вениамин Трубачев, корреспондент:
- Мы также просили чиновников рассказать, сколько денег предусмотрено в бюджете на следующий год для лечения онкобольных, больных туберкулезом, людей с ВИЧ-положительным статусов и пациентов с гепатитом. Нам прислали такое письмо, где много цифр и ссылок на законы, но суть одна - в ведомстве не обещают, но постараются обеспечить лекарствами всех нуждающихся.
Окончательные цифры станут известны, когда примут бюджет 2013 года. Проект, которого даже еще не опубликован. Но по информации, которая есть в сообществе пациентов Украины, - суммы будут минимальные. И в следующем году людям придется не жить, а выживать.
Дмитрий Шерембей, председатель украинского сообщества пациентов:
- На сегодняшний день на гепатит заложено 0 гривен, на программу туберкулеза заложено только 50 процентов, на программу СПИДа заложено только 50 процентов. Это только лечение, только таблетки. ВИЧ-позитивный человек, который не начинает лечением в это году - к концу года из них выживет только 50 процентов. Это сознательный шаг на лишения их жизни.
Чтобы выжить Ирина Шак вынуждена занимать деньги на лекарства у знакомых и друзей, помогают также дети. После трех лет борьбы с болезнью - сейчас женщина чувствует себя лучше.
Ирина Шак, пациентка ужгородского городского центра онкологии:
- То лиш в Конституції написано, що безплатно лікують, а на самом ділі держава не виділяє коштів, лише не їду на поспіль, на персонал. А так лікуйтеся як можете.
А получается такая арифметика: пенсия у Ирины Шак 900 гривен, а ежемесячно платить за лечение нужно больше двух тысяч. На помощь государства она уже давно не рассчитывает.
Вениамин Трубачев, Сергей Еременко, Марина Коваль, Подробности, телеканал "Интер".