Время судебных перемен [ Редагувати ]

Верхушку судебной системы лихорадит не на шутку. Концентрация событий за одну неделю зашкаливает: КСУ пополнил свои ряды, Высший совет юстиции остался без главы, зато председателями обзавелись и Высший спецсуд, и ВСУ. Тем временем ЕС не устает напоминать о необходимости реформ, а оппозиция интересуется судьбой министра юстиции.
Особенности организации и работы судебной системы традиционно считаются одной из ахиллесовых пят Украины. При этом в последние месяцы Запад продолжает подчеркивать: ситуацию хорошо бы исправить. Как известно, реформа судебной системы входит в число тех трех областей, от прогресса которых зависит благополучное подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Но принципиальные свершения все еще остаются в будущем, а реализованную реформу образца 2010 года заинтересованные лица считают неудачной. "Реформой законодательно осуществлено подчинение судебной ветви власти исполнительной путем передачи полномочий от Верховного суда высшим судам и путем влияния на подбор и расстановку кадров в судах. Лозунг "кадры решают все" снова стал актуальным", - критиковал былое начинание Банковой судья ВСУ Валентин Косарев. Впрочем, пока комплексная модернизация задерживается, как раз кадровые вопросы решаются интересно.
Третья неделя мая 2013 года оказалась предельно насыщенной судьбоносными кадровыми решениями в судебной сфере. Так, в течение нескольких дней был пополнен состав Конституционного суда (в том числе и карьерным выходцем из донецких краев), "освежено" руководство ряда инстанций и запущена интрига "Кем будет Лавринович?".
Концентрированные изменения в юридических верхах никак нельзя назвать полностью неожиданными. К концу марта 2013 года истекал срок полномочий главы Высшего совета юстиции Владимира Колесниченко и его первого заместителя (а также предшественницы на этом посту) Лидии Изовитовой. 16 мая ВСЮ проголосовал за отставку своего руководства. И если Изовитовой тут же нашлась замена в лице судьи Высшего хозяйственного суда Александра Удовиченко, то кресло главы совета пока осталось вакантным. Официально потому, что ВСЮ в ближайшее время ожидает пополнение – по квоте Верховной рады и в связи с приближавшимся назначением нового председателя Верховного суда.
Перестановки в инстанциях такого уровня нередко превращаются в сложные кадровые многоходовки. Некоторое время назад в СМИ бытовала версия о том, что после ВСЮ Владимир Колесниченко может возглавить Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Тем не менее, в тот же день, 16 мая, Высший совет юстиции назначил на вакантную с прошлого года должность экс-главу Апелляционного суда Харьковской области Андрея Солодкова, который только в апреле вошел в состав ВССУ. В оппозиции такое решение не поприветствовали. "Я могу только посочувствовать нашей судебной системе в связи с этим назначением. Этот судья принимал решения по всем резонансным делам в Харьковской области, он полностью аффилирован с Геннадием Кернесом, Михаилом Добкиным и группой Портнова. Этот человек является исполнителем правосудия в их понимании", - цитирует "Коммерсант-Украина" мнение нардепа от "Батьківщини" Арсена Авакова. Беспокойство парламентских меньшевиков может быть оправданным. Ведь именно Высший спецсуд рассматривает резонансные дела, требующие пристального внимания нескольких инстанций, – в том числе и затянувшуюся кассацию по "газовому делу" Юлии Тимошенко.
Предметом широкого интереса кадровое положение дел в ВССУ оказалось еще летом-осенью 2012 года. В первую очередь потому, что его бывшего председателя Леонида Фесенко считали чуть ли не главным претендентом на главенство в Верховном суде. Сам он, судя по интервью, в таком продолжении карьеры практически не сомневался. "Мне поступило такое предложение от судей. Судьи Верховного суда и судьи общих судов высказывали свое мнение по этому поводу, поэтому и было принято такое решение", - говорил Фесенко после того, как в августе прошлого года Высшая квалификационная комиссия судей рекомендовала назначить его в ВСУ. Однако и в этом случае размен немного не задался.
Интрига вокруг потенциальной смены руководства Верховного суда имеет почти двухлетнюю "выдержку". В 2011 году истекал срок полномочий конфликтовавшего было с действующей властью экс-"бютовца" Василия Онопенко. Сменить главы ВСУ досрочно не удалось, напротив, затянулось и собрание пленума по назначению его преемника. В конце 2011-го Онопенко не стал держаться за пост, а на смену ему пришел сравнительно нейтральный в политическом отношении Петр Пилипчук. Как тогда описывали "Подробности", дополнительную остроту ситуации обеспечивала небольшая "кадрово-календарная" проблема: на момент назначения Пилипчуку было 64 года.
В полном соответствии с законом, уже в сентябре 2012 года Петр Пилипчук подал в отставку. Его решение практически сразу же было одобрено Высшим советом юстиции. Но у Верховной рады прошлого созыва так и не нашлось возможности утвердить это увольнение. Негласной причиной промедления специалисты считали сложности с согласованием кандидатуры будущего председателя. Вероятный кандидат Леонид Фесенко в кругу судей ВСУ был новичком, да и политические симпатии бывшего парламентария от ПР не вызывали никаких сомнений…
Как бы то ни было, эпопея с назначением нового главы Верховного суда затянулась более чем на полгода. В конечном итоге, новый состав парламента все-таки отпустил Петра Пилипчука на пенсию – 18 апреля. Согласно нормам, избрание его сменщика должно было пройти в течение месяца. Так и получилось.
В мае 2013-го список претендентов на спорную должность несколько отличался от предварительного. Ни Леонид Фесенко, у которого начал "поджимать" возраст; ни Игорь Самсин - глава Высшей квалификационной комиссии судей (которого "сватали" на этот пост в разгар конфликтов с Василием Онопенко) в "шорт-лист" не попали. 17 мая судьи выбирали между и.о. председателя суда – первым замом Пилипчука львовянином Ярославом Романюком и заместителем главы ВСУ - секретарем судебной палаты по административным делам Виктором Кривенко. В итоге из 46 голосующих 28 "за" были отданы в пользу кандидатуры Романюка (чье имя нередко упоминается в контексте сферы интересов президентского советника Андрея Портнова), и лишь 17 – за Кривенко, кого в прессе иногда называют симпатиком "регионала" Сергея Кивалова.
Какой именно будет судьба ВСУ при новом руководстве заранее судить сложно. В то же время, не стоит забывать о значимости вероятной судебной реформы. В свое время сокращение полномочий Верховного суда образца 2010 года встретилось с непониманием европейских экспертов из Венецианской комиссии. Сейчас же новоизбранный председатель уверяет, что будет бороться за восстановление былых прав ВСУ. "Если раньше Верховный суд был судом кассационной инстанции в гражданских и уголовных делах, то сегодня задачей ВСУ является обеспечение одинакового применения всеми судами Украины одной и той же нормы материального права. Мы ставим перед собой цель добиться того, чтобы ВСУ были предоставлены дополнительные полномочия, поскольку сегодняшних полномочий недостаточно. Они дают нам возможность устранить расхождения в применении права только после рассмотрения дела Высшим специализированным судом Украины. Мы будем добиваться, чтобы процедура допуска была передана в ВСУ", - заявил Ярослав Романюк на своем первом брифинге в новой должности.
Пересмотр сферы ответственности ВСУ может не только стать примером выполнения пожеланий Запада, но и, снова-таки, переопределить, чей голос будет решающим при рассмотрении кассаций одиозных дел. Впрочем, если вспоминать о политической целесообразности, то от приступов кадровой лихорадки украинский политикум в ближайшее время не избавится. 25 мая исполнится 65 лет председателю Центральной избирательной комиссии Владимиру Шаповалу. И, если учесть, что именно ЦИК, в случае необходимости, будет заниматься гипотетическим всеукраинским референдумом, то эта вакансия может показаться весьма заманчивой. Настолько – что в оппозиции считают: этот пост может достаться министру юстиции.
Неожиданно ставшее зыбким будущее Александра Лавриновича также оказалось одной из ключевых тем обсуждения на "кадровой" неделе. Причину тому обеспечило представление Верховной рады на ее квоту членов Высшего совета юстиции. В число кандидатов был включен и глава Минюста, который в Совет уже входит по праву должности. Это позволило оппозиционерам предположить, что привычного кресла Лавринович может лишиться в ближайшее время. "Лавриновича освобождают от должности министра юстиции. Только таким образом можно объяснить наличие представления на назначение его членом в Высший совет юстиции по квоте Верховной рады. Один человек не может быть дважды членом совета юстиции, а министр юстиции туда попадает автоматически по должности", - допустил народный депутат Леонид Емец. В то же время, недавние кадровые перестановки разрешают допустить, что, если возникнет потребность, министру юстиции есть, из чего выбрать. Ведь не следует забывать о том, что и Высший совет юстиции остается пока без руководителя. Последняя судебная реформа заметно укрепила позиции ВСЮ. Но что может ждать привычное положение дел, когда руководство ключевых органов меняется, а Европа напоминает о необходимости не только кадровых перемен?