Тимошенко за границей: За и против [ Редагувати ]

Возможность лечения экс-премьер-министра за рубежом в последние недели обсуждается все громче и громче. Европейские политики о таком сценарии упоминают уже официально. Украинская сторона – поддерживает интригу. А решение непростое не только с организационной точки зрения. Ведь последствия его могут сказываться еще очень долго.
Отпускной сезон?..
Чем меньше месяцев остается до Вильнюсского саммита, тем активнее обсуждается возможная взаимосвязь между подписанием Соглашения об ассоциации и будущем Юлии Тимошенко. И пока эксперты прикидывают вероятность того, что "зеленый свет" Украине будет дан независимо от судьбы бывшей главы правительства, Запад настойчиво намекает: освобождение Тимошенко могло бы стать существенным вложением в евроинтеграционную "копилку". И в последнее время как о рабочем варианте все чаще вспоминают о возможности выезда пациентки ЦКБ №5 за границу. "Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле ясно поставил на стол этот вопрос – выпустите ее на лечение. Это же так просто и гуманно, и без каких-либо извинений, признаний ошибок и так далее", - напоминал в начале июля европарламентарий Витаутас Ландсбергис.
Судя по всему, гипотетический отъезд на медицинских основаниях стал заметным фактором международной политики. Но пока европейцы делают предложения, украинцы придерживаются условного нейтралитета. "Если врачи, в том числе из немецкой клиники "Шарите", которые заботятся о ней, найдут серьезные основания для проведения лечения Тимошенко за границей, это будет рассмотрено в соответствии с действующим украинским законодательством", - пояснял недавно Николай Азаров. Слухи о том, что в сентябре Юлия Тимошенко может отправиться в Германию, появляются регулярно. И тем самым будоражат политикум, которому сложно определиться между "плюсами" и "минусами" такого решения.
В том случае, если решение об отправке знаменитой пациентки на лечение за рубеж будет принято, в выигрыше могут оказаться разные стороны – от непосредственных участников событий и до людей, которых конфликт вокруг освобождения Тимошенко напрямую не затрагивает. Польза для самой фигурантки нескольких уголовных дел очевидна. Покинув пределы Украины, Юлия Тимошенко сможет не только лечиться в комфортных для нее условиях, но и вернуться к политической жизни – или хотя бы к информационной ее части…
Даже если отвлечься от судьбы самой экс-главы Кабмина, то политическое влияние возможного освобождения трудно недооценить. С одной стороны, отпустив Юлию Тимошенко, украинские власти воплотят в жизнь одно из самых сложных для выполнения пожеланий Евросоюза. И тем самым продемонстрируют и готовность разделять европейские ценности, и собственную договороспособность, и уважение к принципам гуманизма, и умение держать лицо в некомфортной ситуации. С другой стороны, временное освобождение по медицинским показаниям, в отличие от сработавшего в случае с Юрием Луценко помилования, надолго оставляет экс-премьера на "крючке" уголовного преследования. Тем более, что вариантов решения "отпускного вопроса" может быть несколько – и не все они долговечны. "Есть несколько путей, юридически значимых для того, чтобы Юлия Владимировна получила такую медицинскую помощь. Первое – это обращение Государственной пенитенциарной системы в суд и получение соответствующего судебного решения, и второе – это специальное решение Министерства юстиции Украины и Государственной пенитенциарной службы о предоставлении возможности Юлии Владимировне получить медицинскую помощь за пределами Украины. И третье – если бы они посчитали внести какой-то законопроект, то мы бы этот законопроект проголосовали", - прикидывал варианты Арсений Яценюк.
Принципиальное решение "лечебного" затруднения на законодательном уровне могло бы серьезно изменить ситуацию с реализацией прав заключенных на медицинскую помощь. И даже "прецедентные" решения, возможно, позволили бы отбывающим заключение украинцам требовать улучшения своего положения или судиться за него. Пожалуй, с момента ареста Юрия Луценко, а затем и Юлии Тимошенко, проблемы отечественной пенитенциарной системы привлекают большое международной внимание – причем не только правозащитников, омбудсмена и судей ЕСПЧ. В то же время некоторые особенности содержания Тимошенко в Качановской колонии и ее длительное лечение в Харькове неоднократно обсуждались в контексте недоступности подобных условий для "рядовых" заключенных. Если же решение о лечении Тимошенко в Германии будет принято, то вряд ли стоит ожидать стремительного расширения подобной практики. Но, скорее всего, поднимать подобные темы и добиваться огласки в случаях ухудшения (или же неулучшения) условий заключения будет проще.
Уже сама постановка вопроса "А могут ли осужденные получать специализированную медицинскую помощь за пределами страны?" может сказаться на положении дел немалого числа украинцев. Одновременно такой шаг власти могут использовать для улучшения собственной репутации не только за пределами государства, но и в его границах. Иллюстрации к тезису "Украина – гуманная страна" никогда лишними не будут. Особенно в условиях, когда работа правоохранительной и судебной систем вызывают столько нареканий, что работа над спасением их имиджа уже требует серьезнейших усилий.
Другим репутационным "плюсом" в подобной ситуации служит сама смена подхода. Старательное уголовное преследование ряда высокопоставленных экс-чиновников позволило и на Западе, и на территории Украины сложиться впечатлению о том самом выборочном применении украинского правосудия. И как часто бы представители правящего лагеря не повторяли, что все решает суд, эти заявления не так уж и часто берут на веру. Тогда как выезд Юлии Тимошенко за границу, во-первых, хотя бы в чем-то смягчил бы эффект "политически мотивированных судимостей" (как происходящее было названо в одном из докладов Еврокомиссии). Во-вторых, он мог бы сигнализировать о некоторой коррекции правил политической игры. Собственно, Европа уже не раз упоминала о том, что главная проблема не в уголовном преследовании (западным политикам приходилось и приходится попадать на скамьи подсудимых), а в его деталях и "привычках" применять против политических оппонентов. И если Киев выкажет готовность отказаться от них – это послужит еще одним доводом в пользу того, что украинские власти готовы разделить те европейские ценности, о которых им так часто напоминают.
… Или нелетная погода?
Хотя на Западе часто высказываются в духе "просто и гуманно", "больничное" освобождение Юлии Тимошенко может повлечь за собой ряд проблем – не только для властей, но для оппозиции…
Если учесть, что выполнение задачи "Посадить Тимошенко" на протяжении нескольких лет в исполнении ряда госструктур напоминало практически дело чести, то предложение отпустить "врага государства" полечиться может иметь интересные эффекты. Гуманизм – аргумент неплохой. "Президент – великодушный человек, поэтому, уверена, он ее помилует", - заявляла недавно "регионалка" Елена Бондаренко, которая, к слову, идею о выездном лечении критикует. Но даже мотивированное великодушие вступает в некоторое противоречие с долговременной политикой Партии регионов, которая годами транслировала сообщения в духе "Вор должен сидеть в тюрьме, а если и выйдет – то только после миллиардной компенсации". И вовсе необязательно, что "ядерные" избиратели ПР высоко оценят резкую смену концепции по сугубо гуманным мотивам. Не говоря уже о том, что технически не так уж и просто отпустить Юлию Тимошенко на свободу без того, чтобы отвечать на вопросы: почему это не было сделано раньше или откуда взялись возможности, само существование которых нередко отрицалось? И тут многое зависит о того, как именно могло бы быть обставлено гипотетическое освобождение. Возможно, то же голосование в парламенте оказалось бы более щадящим вариантом.
Тем не менее, в подобной ситуации репутационным рискам, хотя, возможно, менее заметным могла бы подвергнуться и другая сторона. Вполне возможно, что преданные сторонники Юлии Тимошенко не осудили бы ее за подобный формат "сделки с властью". Но вероятность того, что отъезд за границу может быть воспринят еще и так остается. С другой же стороны, между комфортным лечением за рубежом и вынужденным – в Украине – есть разница. "Не совсем удобно уезжать из страны, потому что то, что она в тюрьме — это политический факт, и если она уедет за границу на лечение, она может потерять политический вес", - допускает главный редактор журнала "Восточная Европа" Анджей Бжезецки. Кроме того отъезд на временно-гуманных условиях чреват еще и широкими возможностями для интерпретации.
Что бы ни стояло за возможным решением, желающих обсудить мотивы переговорщиков и условия, на которых может быть достигнут консенсус, по всей видимости, появится много. В том, что партия власти попыталась бы использовать подобную ситуацию себе на пользу, а оппонентам в минус – сомневаться тяжело. Но, кроме "регионалов" о подоплеке гипотетического согласия Юлии Тимошенко на выезд могут публично задумываться и партнеры "Батьківщини" по оппозиции. В таком случае та же условно тимошенковская фракция может попасть в незавидное положение, когда любые ее шаги или голосования будут рассматривать под микроскопом коллаборационизма. Если, конечно, фракция это переживет благополучно.
Еще одним интересным минусом нетриумфального освобождения Юлии Тимошенко может стать слабо прогнозируемая ситуация с оппозиционным единством. В нынешнем положении дел Юлия Владимировна "удобна" как лозунг, но предоставленная ей даже ограниченная возможность самостоятельно действовать может скорректировать политические реалии. Ситуации, когда заключенный лидер выступала в противовес "генеральной линии партии" возникали уже не раз. И даже большее информационное присутствие Тимошенко, во-первых, не позволит соратникам говорить от ее имени, во-вторых, может оказаться организационно неудобным. При этом часть специалистов считает, что прогнозируемый их коллегами кризис "Батьківщини" не обязательно будет сиюминутным и масштабным. "Время от времени Тимошенко нужно будет напоминать, что именно она – лидер партии и к ее мнению следует прислушиваться. Яценюк тоже не пойдет на конфликт с Тимошенко, потому что он понимает – если будет такой конфликт, то Тимошенко откажет ему в поддержке президентских амбиций. Поэтому, по моему мнению, противостояний между Тимошенко и Яценюком до президентских выборов не будет", - считает политолог Владимир Фесенко.
И все же при таком развитии событий нельзя полностью исключить того, что периодически прорывающийся на поверхность процесс "На "тимошенковцев"-"яценюковцев" рассчитайсь!" не станет публичным. Центробежные симптомы вторая по величине парламентская фракция демонстрирует постоянно, да и в регионах положение дел не всегда обстоит благополучно. А если добавить в этот котел еще и возможный кризис идей (как ни крути, а "Тимошенко на свободу" – один из самых серьезных лозунгов ее сторонников, вокруг которого во многом и объединяются антивластные стратегии) и осложнившуюся по этому поводу коммуникацию с партнерами – ситуация может накалиться задолго для президентских выборов. Но, в любом случае, для того, чтобы подобные проблемы уже сейчас развернулись в полной мере, все-таки необходим повод – тот самый отъезд, который может заметно сказаться на привычной расстановке сил и подаче политической позиции. А власти, у которых, очевидно, свой метод подсчета "плюсов" и "минусов" освобождения Юлия Тимошенко, давать этот повод не спешат.