Страсти крестовы [ Редагувати ]

28 июля в Украине отмечали 1025-летие крещения Руси. Очередной церковный праздник вызвал редкий ажиотаж среди СМИ. Виной – его чрезмерная заполитизированность.
Патриарх и истерия
27 июля Киев посетило пять православных патриархов: прибыли Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и Святейший Патриарх Сербский Ириней. Кроме них, в Киев приехали предстоятели Константинопольской, Элладской, Албанской, Канадской, Чешкой и Словацкой православных церквей. Однако лишь один из владык традиционно испытал на себе повышенное внимание украинской прессы – глава Русской Православной Церкви Кирилл.
Еще до приезда в Киев Патриарха Кирилла, местные медиа всколыхнула новость – на лидеров движения Femen открыта охота. Так, за несколько дней до визита Кирилла в Киев неизвестные жестоко избили "идеолога" движения Виктора Святского, превратив его лицо в сплошную гематому. Как рассказал сам Святский, избивавшие заявили: "Сейчас ты, а потом девчонки будут". В Femen уверены – избиение их товарища было приурочено к празднику Крещения Руси, а сам Святский обвинил во всем СБУ. Накануне избившие его следили за Святским в течение целого дня. В Службе безопасности Украины все отрицают. "Мы опровергаем слежку за этим человеком. Скажем так, он нам просто не интересен. Слежка за общественными организациями вообще не входит в компетенцию Службы безопасности Украины", - отметили в пресс-службе СБУ. На этом неприятности для Femen не закончились. Вечером 27 июля была избита и ограблена одна из лидеров движения – Анна Гуцол. В то же время сотрудники милиции задержали троих участниц Femen – Александру Шевченко, Яну Жданову и Оксану Шачко. Вместе с ними был задержан и российский фотокорреспондент Дмитрий Костюков. "Сами девушки и Дмитрий мне рассказали, что они выходили из подъезда дома, где живут активистки, и хотели сесть в такси, чтобы ехать в центр в офис. С собой в карманах у них были сложены плакаты с лозунгами, так как в центре города предполагалось делать акцию. Но по дороге к такси прямо во дворе дома на них набросились люди в штатском, повалили всех на землю и начали избивать ногами, после чего подъехали патрульные автомобили милиции, в которые всех погрузили", - пишет адвокат Femen Ярослав Яценко. Впрочем, какое отношение имеет к излишней инициативности украинской милиции и активности нападавших на Femen Патриарх Кирилл никто так и не объяснил. Но несмотря на это, украинские СМИ отчего-то связали Кирилла с произошедшим, подчеркивая, что это сделано чуть ли не "для Патриарха".
Еще один скандал разгорелся вокруг поезда, на котором прибыл глава РПЦ, привезя с собой одну из ценнейших реликвий православия – крест Андрея Первозванного. В состав среди прочего входил и храм на колесах, в котором, собственно, и перевозили крест. Убранство и оформление этого вагона дало толчок слухам о небывалой роскоши в остальных вагонах. А некоторые издания и вовсе заявили о некоем "бронепоезде", на котором должен был прибыть Кирилл. "Вагон, в котором будет перемещаться патриарх Кирилл, стандартный и используется руководителями компании до уровня начальников дорог, когда они совершают объезды инфраструктуры. В вагоне есть купе, где можно отдохнуть, комната, где готовится еда, все необходимые виды связи", - попытался развеять слухи глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, вместе с Кириллом и президентом РФ Владимиром Путиным прибывший в Киев. Однако это не помогло. "Утка" о "бронепоезде" оказалась одной из наиболее живучих.
Еще один скандал вспыхнул непосредственно на литургии на Владимирской горке. Там у верующих охрана отбирала просфоры. В СМИ и соцсетях опять пошли комментарии о "православности" "охраны патриарха", хотя на самом деле охрану мероприятия обеспечивала украинская сторона и то – не церковь, а светская власть. Именно из-за повышенных мер безопасности многим паломникам, таки прорвавшимся через кордоны охраны пришлось довольствоваться наблюдением литургии на экранах. Около патриархов находились президенты Украины, России, Сербии и Молдовы и другие высокопоставленные лица. Тем не менее, увидеть на Владимирской горке своих предстоятелей воочию православные все же смогли. Как и прикоснуться к кресту Андрея Первозванного в Лавре.
Что касается националистических сил, в чьем дискурсе словосочетание "Русский мир" присутствует чаще, чем у самого главы РПЦ, то они провели свои акции протеста. Однако в отличие от многочисленных предыдущих акций, на этот раз в центре Киева собралось весьма скромное количество националистов. Как отметили в "Свободе", причиной такого скромного протеста было желание "не подставлять людей". В то же время, представители церквей, вокруг которых в очередной раз начались политические дрязги, наоборот продемонстрировали миру пример взаимопонимания и всепрощения.
Когда церковные иерархи мудрее политиков
Как и следовало ожидать, главы православных церквей отметили всю важность шага, предпринятого Владимиром. "Выбор святого князя определил ход нашей истории на столетия вперед, и, верим, до скончания века. Рожденные в киевской купели, мы сегодня несем ответственность за сохранение этого духовного наследия. Храним ли мы заветы нашего великого Просветителя? Насколько наша жизнь наполнена теми христианскими идеалами, ради которых святой Владимир крестил Русь? К сожалению, современный мир все дальше отходит от христианских моральных норм, но испытания, перед которыми мы стоим, являются для нас тем, что укрепляет нас в истине, ведь правильный путь никогда не был легким", - отметил предстоятель Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) Владимир.
Однако в этот день много слов было сказано и о необходимости единства среди украинских церквей. В своей Владимир он упомянул и непростую ситуацию с расколом православных церквей в Украине, заявив: "Я обращаюсь к моим соотечественникам, которые также исповедуют православную веру, но находятся вне молитвенного общения с нами. Дорогие братья и сестры! Мы вас ждем, мы открыты к вам и простираем руки навстречу вам!". "Будем идти навстречу, а не враждовать, особенно православные… Еще очень важное, к чему нас призывает и Господь, и апостолы, и князь Владимир. К тому, чтобы мы боролись с грехами в себе самих, а не в ближних наших", - заявил в свою очередь предстоятель Украинской Православной Церкви (Киевского Патриархата) Филарет. На следующий день главы УПЦ МП и УПЦ КП подтвердили свои слова действием. Встретившись на открытии выставки "Великое и величественное" Владимир и Филарет обнялись. "Мы верим и убеждены, что будет объединение киевского и московского патриархатов в одну поместную православную церковь. Основания для этого уже есть, мы уже не враждуем. Эти поцелуи, которые были, пройдет время и мы так будем приветствовать друг друга, служить за одним престолом и принадлежать к одной украинской церкви", - заявил потом Филарет. Этот шаг весьма показателен и говорит о начале нового диалога между церквями. В то время, как украинские политики сталкивают разные части украинского народа лбами, доводя до нарастания ненависти к отдельным этническим группам и во всеуслышанье заявляя о неприятии того или иного народа, церковные иерархи пытаются найти пути для примирения.
Отдельно стоит подчеркнуть и то, что о единстве среди христиан говорили и представители католической церкви. "Князь Владимир крестился по греческому (византийскому) обряду. Но утверждать, что конфессионально он выбрал православие во время крещения неправильно", - заявил глава Украинской Греко-Католической Церкви Святослав. "Во времена крещения князя Владимира христианство не было разделено. Раскол или схизма между Римом и Константинополем произошел в 1054 году. Когда крестился Владимир Христова Церковь была едина", - пояснил Святослав.
Таким образом, праздник, которому пытались придать скандальный имидж, в очередной раз засвидетельствовал различие церковных и светских властей. В целом же массовость акций на 1025-летие крещения Руси свидетельствует - христианство по-прежнему является влиятельной силой в украинском обществе.