Цена свободы? [ Редагувати ]

Подписание Украиной и ТС меморандума о наблюдательских намерениях насторожило ЕС. Тем временем будущее Соглашения об ассоциации все еще туманно. В том числе – и из-за "проблемы Тимошенко", которая, по слухам, может еще обостриться. Если не для европейцев, то для украинских оппозиционеров, которым не так легко согласовать позиции.
В конце мая украинский рывок в "таможенном" направлении принял документальную форму. И пусть меморандум о взаимодействии с ТС имеет политический, а не юридический характер одобренный Виктором Януковичем и подписанный Николаем Азаровым документ взволновал не только отечественных оппозиционеров, но и западных партнеров. Киев стоит на своем: "ассоциативному" будущему ничего не угрожает. "Подписание меморандума не может рассматриваться как изменение внешнеполитического курса Украины, стратегическим приоритетом для нас остается евроинтеграция", - заявил 4 июня и.о. директора департамента информационной политики МИД Евгений Перебийнис. Тем не менее, в Европе настороженно восприняли неожиданный внешнеполитический прогресс. "Я бы хотел прочесть и изучить его (текст проекта меморанадума, - "Подробности") перед подписанием, раз уж Евросоюз договорился с украинской стороной, что мы будем консультироваться по таким вопросам. Мы, конечно, можем и после заключения меморандума почитать в интернете, что же там было подписано, это тоже вариант. Но, наверное, мы все-таки должны сотрудничать как-то иначе", - отмечал в интервью изданию "Коммерсанту-Украина" недавно посетивший Киев министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Теперь же Брюссель собирается плотнее поинтересоваться "евразийскими" планами Украины. Но ими свод проблем по-прежнему не ограничивается.
Настойчивые европейские предупреждения в стиле "Или туда, или сюда" в конце мая-начале июня совпали с регулярными напоминаниями о том, что судьба Соглашения об ассоциации еще не решена. "Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС может быть подписано на саммите Восточного партнерства в ноябре, но может случиться и так, что этот документ подписан не будет, ведь пока нет никакой гарантии подписания", - объяснял недавно посол Великобритании в Украине Саймон Смит. Вопросов к Украине хватает: и по поводу реформ в целом, и из-за промедлений с судебной реформой. Но чаще всего упоминается все-таки "дело Тимошенко".
"Выборочное правосудие" и судьба экс-премьер министра не перестает беспокоить европейских политиков и правозащитников. "Речь идет в целом о правовой системе на Украине и об отношении этой страны к правам человека и гражданским свободам. Именно поэтому уже давно согласованный Договор об ассоциации между ЕС и Украиной так до сих пор и не подписан", - недвусмысленно высказалась концлер ФРГ Ангела Меркель. Несмотря на сдержанность многих "официальных" формулировок Брюссель пока позицию не меняет: без освобождения Юлии Тимошенко будущее ассоциации обсуждать намного сложнее. "Для многих стран вопрос экс-премьера Юлии Тимошенко значит многое", - признает посол ЕС в Украине Ян Томбинский. Как же может повернуться патовая на сегодня ситуация?
Особую остроту происходящему добавляет не стопроцентная однозначность позиции сторонников самой бывшей главы правительства. Общее мнение оппозиции не меняется: Юлия Тимошенко должна выйти на свободу, и как можно раньше. Вопрос в том – какой именно ценой. Официально "меньшевики" неуклонно придерживаются курса на строжайшую евроинтеграцию. "Народ Украины хочет, чтобы Украина была частью Европы. Народ Украины желает, чтобы европейские ценности стали ценностями каждого украинского гражданина. И именно ради этого народ Украины требует, чтобы в Вильнюсе соглашение между Украиной и ЕС было подписано", - выступал 4 июня с критикой ТС-меморандума Арсений Яценюк. Но, в то же время, некоторые оппозиционеры заявляют, что интересы Юлии Тимошенко могут быть поставлены выше интересов "народа Украины". "Фракция "Батьківщина" вчера приняла решение, суть которого сводится к ключевому требованию: подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом возможно только после освобождения Юлии Тимошенко", - поделился информацией в блоге Анатолий Гриценко, который тут же уточнил, почему он стал единственным воздержавшимся от поддержки этого решения.
Руководство фракции подобного рода согласование позиции прямо не подтвердило. 4 июня было озвучено заявление партии, в котором говорилось о том, что Украина должна выполнить все свои обязательства перед ЕС. Включая и самое животрепещущее. "Мы призываем украинскую власть реализовать все возможные меры для выполнения критериев, необходимых для подписания Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом, в том числе те, которые касаются освобождения и реабилитации политических заключенных, в первую очередь, Юлии Тимиошенко", - гласил документ. Но в любом случае положение дел противников власти на сегодня и в самом деле очень осложняет необходимость в ближайшие месяцы выяснить "стоит ли Париж мессы". По большому счету, "водораздел" между поклонниками последовательного подхода и мнения "Подпишем, а уж потом разберемся" может служить одним из факторов, подтачивающих шаткое единство не только внутри политической силы (а тот же Анатолий Гриценко не раз рассуждал на тему контроля над фракцией, который теряет Арсений Яценюк), но и в ее отношениях с союзниками.
Идея "Тимошенко прежде всего", с одной стороны, выглядит в меру логично как проявление предельной принципиальности ее сторонников. На руку ей играет не только убежденность ряда оппозиционеров, но и заявления тех западных политиков, которые считают, что с "делом Тимошенко" в анамнезе с Киевом что-либо обсуждать сложно. По всей видимости, общеевропейской позиции по этому вопросу не существует, что ставит под прямую угрозу ратификацию Соглашения, даже если оно будет подписано. Впрочем, некоторые эксперты в этом сомневаются. "Сейчас бедный министр иностранных дел Украины Леонид Кожара посещает все 27 столиц стран - членов ЕС - и реально просит, пожалуйста, дайте нам возможность держать Юлию Тимошенко в тюрьме, мы делаем так много других хороших вещей. Мы хотим подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Но, я думаю, что для большинства стран ЕС безосновательное заключение Тимошенко является красной линией, которую они не переступят", - убежден старший аналитик американского Института международной экономики имени Питерсона Андерс Ослунд.
Несмотря на популярность такого подхода в довольно широких кругах, если "Батьківщина" действительно переключится в режим максимальной преданности интересам почетного лидера, положение дел едва ли упростится. Сама Юлия Тимошенко регулярно выступала с позиций "сначала Ассоциация". Правда, недавно она заочно усомнилась в том, что Соглашение заработает: "Дорога в Европу открыта, но большой гнилой колодой лежит на этом пути коррумпированный авторитаризм. Пока мы его не преодолеем, Украина не вернется в Европу. Устранение Януковича от власти - это первый действительно действенный пункт нашей евроинтеграционной программы". И все же недавно посол ЕС подтвердил, что точка зрения оппозиционерки не изменилась. "Юлия Тимошенко поделилась с нами своими взглядами и оценкой отношений Украины с ЕС и другими партнерами. Она выразила свою решительную поддержку того, чтобы Соглашение об Ассоциации было подписано до конца этого года", - сообщил после встречи с Тимошенко Ян Томбинский.
При этом не следует забывать, что согласование позиций между политической силой и ее номинальным лидером порой приобретает странные формы. Напомним, в мае экс-премьер опубликовала статью, в которой призвала власть и оппозицию прекратить череду уличных мероприятий. Но в "Батьківщині" решили, что "Вставай, Украина!" прекращаться не будет. Более того, некоторые партийцы усомнились в "антиакционном" посыле. "Я читал эти документы, не знаю, насколько они аутентичны. Думаю, нужно всем собраться и посоветоваться, что делать, ведь это радикальная смена позиции. Такая массовая компания как "Вставай, Украина!" не может закончиться просто так", - выказал неуверенность парламентарий Владимир Бондаренко.
Мысль "Лидер не права" вряд ли будет пользоваться повсеместной оппозиционной поддержкой. А вот в случае "евроультиматума" переход к "Позаботимся о лидере против ее внешнеполитической воли" может найти понимание у сторонников. Правда, далеко не у всех – для других оппозиционных сил Соглашение об ассоциации, по всей видимости, ценнее личной свободы Юлии Владимировны. "Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС позволит сделать значительный шаг вперед в направлении Европы. Украина не должна оставаться заложницей авторитарного режима", - так, например, считает Виталий Кличко, что взглядам самой Тимошенко, вроде бы, и не противоречит…
Таким образом, если "Батьківщина" сделает-таки ставку на первоочередное освобождение Юлии Тимошенко, она рискует существенно осложнить отношения с партнерами. Одновременно такой поворот позволит представителям власти усилить риторический напор в направлении: оппозиция печется о себе, а не о народе. Кроме того, подобный шаг может иметь не только сиюминутные имиджевые, но и долгоиграющие внешнеполитические последствия. Ведь если мнение "Нет освобождения – нет ассоциации" победит, то шансы Украины на сближение не с ЕС, с которым у нашего государства возник ценностный конфликт, а с той же Россией, увеличатся. Собственно, именно этого и опасается Анатолий Гриценко. "Соглашение об ассоциации с Евросоюзом стратегически важно для Украины и украинского народа на долгосрочную перспективу. Это "точка невозврата" в намерениях Кремля втянуть Украину во всяческие евразийские, таможенные и другие союзы. Это выбор не географический - выбор системы ценностей", - пояснял он. О том, что Соглашение может сыграть роль "страховки", серьезно меняющей расклады между договаривающимися сторонами, говорят и специалисты. И в таком случае, любые помехи евроинтеграции станут приятным подарком для ее противников.
На сегодня срыв ноябрьского подписания Соглашения об ассоциации нельзя назвать совсем уж невозможным, что только подчеркивается неопределенностью заявлений европейцев. В то же время, маловероятно, что при принятии Евросоюзом решения, ключевую роль будет играть позиция украинских оппозиционеров. В конечном итоге, среди европейцев сторонников концепции "Последнего рубежа", похоже, не так уж и мало. С другой стороны, не исключено, что Брюссель готов широко оценить старания Киева, если тот продемонстрирует-таки готовность к диалогу. Свобода – понятие растяжимое, а в последнее время даже первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин делал многообещающие намеки по поводу того, что "нет каких-либо законов", запрещающих Юлии Тимошенко пролечиться за границей. В распоряжении всех сторон еще остаются полгода. И на протяжении этого срока всем заинтересованным лагерям предстоит решить, чья принципиальность в этом случае – самая принципиальная.