Пришел, увидел, победил [ Редагувати ]

15 марта 44 года до нашей эры во время заседания сената был убит Гай Юлий Цезарь
Пришел, увидел, победил. Это не просто его слова и его девиз, в этой фразе вся его жизнь, пролетевшая ярко и стремительно. Со времени перехода Рубикона до его гибели прошло всего пять лет, и было это более двух тысяч лет назад, но его имя до сих пор помнит и уважает весь мир. Его имя - Caesar Caius Julius.
Будущий властитель Рима - Гай Юлий Цезарь родился в небогатой аристократичной патрицианской семье из древнего квиритского рода, ведущего свою родословную от Афродиты. Своим блестящим образованием Юлий был обязан своей матери - Аурелии, которая много времени посвящала сыну. Его отец, Гай Цезарь, умер, когда сыну исполнилось всего 16 лет. По семейному обычаю юный Цезарь стал жрецом Юпитера, верховного Бога Рима. Строгие религиозные правила запрещали жрецам покидать город больше, чем на двое суток, разводиться с женой, брать в руки оружие, но Юлию была уготована совсем другая судьба.
В 17 лет Юлий женился на Корнелии, дочери оппозиционного сенатора, и никакие угрозы и притеснения действующего диктатора Суллы не могли заставить его развестись. Вскоре у них родилась дочь - Юлия. В конце концов, Гай Юлий лишился и приданого жены, и жреческого сана, и родового наследства, был причислен к противникам диктатора и отправился скрываться от немилости власти на военную службу в Азию.
При взятии Митилен он получил свою первую боевую награду - дубовый венок, который давался за спасение римского гражданина. В 78 году до н.э. после смерти Суллы Юлий вернулся в Рим, где началась его карьера политика. Но первый свой судебный процесс он проиграл и отправился учиться красноречию к знаменитому Аполлонию Молону. Во время этой поездки Цезарь попал в плен к пиратам, пробыл там около 40 дней, а после освобождения сразу же собрал флот, захватил пиратов и казнил их.
Юлий вернулся в Рим и был назначен войсковым трибуном по народному голосованию. Карьера Юлия стремительно пошла в гору. В 69 году до н.э. Цезаря избрали квестором, в обязанности которого входил контроль над государственной казной и финансами, и это дало ему право именоваться сенатором. Примерно в это же время его постигли сразу два печальных события: похороны его тетки Юлии и жены Корнелии. После нее Цезарь женился на Помпее, дочери Квинта Помпея, но их брак окончился разводом. Похороны и следовавшие за ними поминальные пиры загнали его в долги.
В должности квестора Юлий получил назначение в Дальнюю Испанию, нынешние Португалия и Андалузия. Но его задолженность была столь велика, что кредиторы не отпускали Цезаря из Рима, и только выкуп долгов его другом Крассом позволил Гаю Юлию покинуть город. В Испании, по преданию, Цезарь увидел в храме статую Великого Александра. Он вздохнул, словно почувствовав отвращение к своей бездеятельности, - ведь он не совершил еще ничего достопамятного, тогда как Александр в этом возрасте уже покорил мир, - и тотчас стал добиваться увольнения, чтобы затем в столице воспользоваться первым же случаем для более значительных дел. Затем Юлий получил должность эдила, который помимо слежения за порядком и строительством в городе, устраивал и праздники. И здесь его щедрость не знала границ. Пиры и представления отличались такой пышностью, что видавшие виды римские граждане приходили в изумление. Он украсил не только комиций и форум с базиликами, но даже на Капитолии выстроил временные портики. Естественно, что расположение народа к Юлию все возрастало, чего нельзя было сказать о сенаторах.
В 62 году до н.э. Цезарь стал претором, контролирующим высшую судебную власть. Он спас жизнь заговорщикам, запугав сенат, и заменил смертную казнь изгнанием. После окончания срока претуры Гай Юлий был назначен протектором в Лузитанию (провинция Испания). Одержав несколько побед над местными племенами, Цезарь получил право на триумф (торжественный вход в Рим). Он был провозглашен своей армией императором. Это почетное звание солдаты давали своим талантливым и уважаемым полководцам.
В 59 году до н.э., наведя порядок в провинции, Юлий поспешил вернуться в Рим, даже не дожидаясь своего преемника. Перед воротами города Цезаря ждала еще одна дилемма: или войти в город в качестве простого гражданина, отказаться от триумфа и участвовать в выборах консула, или дождаться праздника (по обычаю полководцы ждали его у ворот города) и получить заслуженные почести, но отказаться от притязаний на должность. Юлий от триумфа отказался и в выборах победил.
Став консулом, Цезарь получил практически неограниченную власть, о которой мечтал еще в юности. К тому времени, когда Юлий взошел на вершину политического Олимпа, республика уже изжила себя, в государстве царила неразбериха, заговоры и ложные обвинения политиками друг друга были обычными. В судах часто побеждали не правые, а более красноречивые. Общество погрязло в разврате и излишествах. Государство остро нуждалось в руководителе, способном установить четкие и выполняемые законы, навести порядок в самом городе и в умах его жителей.
Подобно Цезарю, стремившемуся стать в Риме первым, еще два его современника активно преследовали ту же цель: Гней Помпей Магн и Марк Лициний Красс. Гай Юлий по политическим соображениям заключил с ними союз, который был впоследствии назван первым триумвиратом.
После вступления в должность консула Цезарь первым приказал составлять и обнародовать ежедневные отчеты о собраниях сената и народа, что сильно затруднило жизнь жульничающих и постоянно изменяющих свое мнение политиканов. Но консулы тогда назначались парами и вместе с Цезарем должен был править Бибул, который пытался препятствовать преобразованиям Юлия. Цезарь припугнул его так, что тот заперся в своем доме до конца консульства. Получилось, что в Риме в 59 году до н.э. был только один консул - Гай Юлий Цезарь. В Риме годы считались по консулам, поэтому 59 год до н.э. римляне в шутку называли не "консульством Цезаря и Бибула", а "консульством Юлия и Цезаря".
Во время своего правления Юлий продолжал щедро раздавать все, о чем бы его ни просили. Например, он разделил неприкосновенные ранее участки земли между 20 тысячами граждан, имевших по трое и более детей. В этом же году Цезарь женился на Кальпурнии и выдал замуж свою дочь Юлию за Гнея Помпея.
После окончания срока консульства Юлий выбрал в управление Галлию. Цезарь имел под началом 4 легиона и за 9 лет правления присоединил всю Галлию, что лежит между Пиренейским хребтом, Альпами, Севеннами и реками Роданом и Рейном, более 3200 миль в охвате, за исключением союзных Риму племен, превратил ее в провинцию и обложил огромным налогом. К 56 году до н.э. территории между Альпами, Рейном и Пиренеями стараниями Цезаря оказались полностью присоединенными к Риму. Гай Юлий первым из римлян перешел через Рейн, отбросив вторгшиеся германские племена. Совершил (опять первым) два похода в Британию, дотоле неизвестную, подчинив и обложив данью ряд кельтских племен.
В Галлии Цезарь проводил политику милосердия, на принципах которой строил всю свою государственную деятельность. Он прощал покаявшихся и старался зря не проливать крови, предпочитая иметь обязанных ему жизнью, а не мертвых галлов. Часто милосердие было продиктовано разумной необходимостью. Знаменитых гладиаторов, в какой-нибудь схватке навлекших немилость зрителей, он велел отбивать силой и сохранять для себя. Так Цезарь приобретал одних из самых преданных воинов. Молодых бойцов он отдавал в обучение в дома опытных всадников и сенаторов, которые хорошо владели оружием и лично следил за процессом их обучения.
Крупнейшие города не только в Италии, Галлии и Испании, но и в Азии и Греции Цезарь украшал великолепными постройками. Он ценил и искренне восхищался всем красивым и утонченным, что встречал в жизни. Резные камни, чеканные сосуды, статуи, картины древней работы он всегда собирал с увлечением. Красивых и ученых рабов он покупал по неслыханным ценам. Его дом был всегда открыт для ученых, художников, поэтов.
В это время республика находилась в глубоком кризисе, на грани развала. Ее слабостью могли воспользоваться те, кто имел достаточно силы. Таковых было двое: Помпей и Цезарь. Юлий пытался решить дело миром, но безуспешно. Нарушив римские законы, Помпей и сенат собрали войска.
Гай Юлий Цезарь в очередной раз в своей жизни выбирал между относительно спокойным существованием и рискованным продвижением дальше к заветной цели. Мы никогда не узнаем, о чем он думал, стоя на берегу маленькой реки Рубикон 10 января 49 года до н.э. на границе своей провинции всего с одним легионом, но история донесла его слова: "Вперед, куда зовут нас знаменья богов и несправедливость противников! Жребий брошен". По мере продвижения все римские гарнизоны, первоначально подчинявшиеся Помпею, вливались в войско Цезаря.
В это время римские сенаторы, бросая свое имущество, пытались как можно скорее убраться из своего города. Сенат вслед за своим "защитником" Помпеем почти в полном составе бежал в Грецию.
1 апреля 49 года до н.э. Юлий Цезарь вошел в Рим. Последние надежды на мир рухнули, когда выяснилось, что оставшиеся сенаторы отказались быть посредниками в переговорах. Но древний город после 30-летней изнурительной политической борьбы признал власть 50-летнего полководца. Цезарь обратился к лояльным сенаторам с речью о положении государства, увеличил раздачи хлеба, частично отменил долги, чтобы привлечь на свою сторону народ и всадников. Затем он направился в Испанию против превосходящих сил войск Помпея и разбил их.
Вернувшись в Рим, Гай Юлий переправился в Македонию и там продержал Помпея почти 4 месяца в кольце мощных укреплений. Затем в битве при Фарсале 9 августа 48 года до н.э. Цезарь с вдвое меньшей армией наголову разбил Помпея, тот бежал в Александрию, где и был убит. Одержав победу в Египте, он отдал его Клеопатре и ее младшему брату. Во время народных волнений сгорела знаменитая Александрийская библиотека.
После столь славного похода расщедрившиеся поневоле сенаторы даровали Цезарю права без ограничений распоряжаться судьбой римских граждан, провозгласив его бессрочным диктатором.
2 августа 47 года до н.э. Юлий Цезарь выступил против сыновей Помпея и разбил их войско и послал в Рим короткое сообщение о столь легкой победе: "Пришел. Увидел. Победил" (Veni.Vedi.Vici)
По возвращении Цезарем были устроены грандиозные празднества. При раздаче добычи не был забыт ни один житель Рима. 22 тысячи столов с угощениями ожидали граждан. Зрелища и игры, в которых участвовали пехота, конница и даже боевые слоны, потрясли римлян.
Сенат даровал Цезарю титул "Императора" с правом передачи потомкам и титул "Отца Отечества". От титула "Царь" Юлий отказался, однажды он ответил на попытку назвать его так: "Я Цезарь, а не царь!"
После такого триумфального возвращения Цезарь принялся за государственные реформы с таким же огнем, с каким ранее воевал. Он расширил сенат и увеличил число магистратов за счет преданных себе легионеров. Это ослабило власть сената и магистратур. Гай Юлий разработал новый кодекс законов "Lex Iulia de vi et de majestate". Он исправил календарь. Из-за махинаций жрецов, которые произвольно вставляли месяцы и дни в календарь, тот был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы был не летом, а праздник сбора винограда приходился не на осень. Цезарь привел год в соответствие с солнечным годом. Теперь он состоял из 365 дней с одним вставным днем каждые 4 года вместо вставного месяца. С тех пор этот календарь известен всему миру под именем юлианского.
Цезарь провел новую, более точную перепись граждан и аграрную реформу. 80 тысяч граждан он расселил по заморским колониям. Всем, кто в Риме занимался медициной, и всем преподавателям благородных искусств он даровал римское гражданство. Он усилил наказания преступникам. Суд правил необычайно тщательно и строго. Тех, кто был осужден за вымогательство, он даже изгонял из сенаторского сословия. Цезарь строил мосты, водопроводы, дороги, здания.
День за днем Цезарь строил все более грандиозные планы государственного переустройства: воздвигнуть великолепный храм Марсу, построить огромный театр, привести в порядок гражданское право, собрав воедино самые лучшие законы, открыть как можно более богатые латинские и греческие библиотеки. Но этим планам не суждено было сбыться при его правлении.
15 марта 44 года до н.э. Цезарь пошел в курию Помпея на заседание сената. Он не хотел идти, колебался, но все же пошел туда около пяти часов дня. Его ждали заговорщики, которые боялись новых преобразований, боялись за свое имущество и власть. Чтобы разделить ответственность за убийство, они договорились каждый ударить по разу кинжалом - Юлий получил 23 удара.
Он погиб на пятьдесят шестом году жизни и был причислен к богам, не только словами указов, но и убеждением народа. Во всяком случае, когда во время игр, которые впервые в честь его обожествления давал его наследник Август, хвостатая звезда сияла в небе целую неделю, появляясь около 11 часов вечера, то все поверили, что это душа Цезаря, вознесенная на небо. Вот почему он изображался со звездою над головой.
Никто из будущих императоров не смог сравниться с яркой и удивительной личностью Юлия Цезаря - величайшим полководцем всех времен, затмившим своей славой Александра Великого и Ганнибала.
Юлий слыл покорителем женских сердец. Он обладал необъяснимой притягательностью, и, кажется, каждая римская патрицианка мечтала о его внимании. На его счет можно зачислить множество побед над женским полом, но одна, самая знаменитая любовная история, на самом деле является одним из величайших исторических мифов. Это история любовной связи между Цезарем и Клеопатрой. На самом деле, он уважал египетскую царицу, ценил ее как политика, но не более того. Гай Оппий написал целую книгу, в которой доказал, что ребенок, выдаваемый Клеопатрой за сына Цезаря, в действительности вовсе не его сын.
Вина он пил очень мало. Современники даже говорили, что Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым. В еде он был совершенно неприхотлив и предпочитал простую и здоровую пищу.
Есть две области, помимо политической деятельности, в которых Юлий превосходил многих из своих соотечественников, это военное дело и красноречие. Оружием и конем он владел замечательно, выносливость его превосходила любое воображение.
Военные походы Юлия были смелыми и осмотрительными одновременно. Он никогда не бросался в бой безрассудно; никогда не вел войска по дорогам, удобным для засады, не разведав предварительно местности; в Британию переправился после того, как сам обследовал пристани, морские пути и подступы к острову. Узнав об осаде своих лагерей в Германии, Цезарь пробрался к своим переодетым в галльское платье через неприятельские посты. Битвы он начинал тогда, когда неприятель меньше всего этого ожидал. Если его войско начинало отступать, часто он один восстанавливал порядок: бросался навстречу бегущим и удерживал воинов поодиночке. При этом Цезарь никогда не терял стойкости духа.
Даже свою смерть он принял совершенно спокойно: поняв бессмысленность сопротивления, он накрыл голову и поправил тогу, дабы и после смерти выглядеть достойно.
Воинов он ценил не за нрав, род или богатство, но только за мужество; в обращении с ними одинаково бывал и взыскателен и снисходителен.
Он не всегда замечал незначительные проступки солдат, но беглецов и бунтовщиков строго наказывал. На сходках Юлий обращался к солдатам не "воины", а "соратники".
Также трепетно как к своим воинам, Гай Юлий относился и к своим друзьям. Он ни к кому не испытывал вражды, а если кто-нибудь становился его врагом по политическим соображениям, то Юлий пользовался первым удобным случаем, чтобы наладить мирные отношения.
В последние годы своего правления Юлий позволил вернуться в Италию всем, кто еще не получил прощения, и открыл им доступ к государственным должностям и военным постам. Даже когда он узнавал, что против него что-то готовилось или замышлялось, он старался это пресекать, а не наказывать. Часто он просто объявлял, что ему известно о заговоре и этого было достаточно, чтобы уничтожить всякие поползновения к этому.
В красноречии Цезарь завоевал не меньшее признание у своих соплеменников, чем лучшие знатоки этого искусства. Цицерон говорил, что не видел никого, кто превосходил бы Цезаря, и назвал его слог изящным, блестящим, и даже великолепным и благородным. Юлий был превосходным писателем. Из литературного наследия Цезаря до нас дошли его "Записки о Галльской и Александрийской войнах", которые отличает ясность мысли и классический стиль, превосходство которого признавал даже Цицерон: "Записки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. Он хотел только подготовить все, что нужно для тех, кто пожелает писать историю, но угодил, пожалуй, лишь глупцам, которым захочется разукрасить его рассказ своими завитушками, разумные же люди после него уже не смеют взяться за перо".
Таким остался в памяти потомков Гай Юлий Цезарь, полководец, политик, оратор, писатель, просто человек, первый полновластный правитель Рима, фактический основатель Римской Империи.