Валерий Лобановский [ Редагувати ]

Украинский футбольный тренер-новатор, который воспитал чемпионов «Динамо» (Киев) и дважды привел Советский Союз к финалу Кубка мира. Валерий Лобановский, который ушел из жизни в возрасте 63 лет после сложной операции, на протяжении более четверти столетия был одним из самых влиятельных и новаторских футбольных тренеров в мире. Хотя Лобановский мог показаться авторитарной фигурой в «Динамо-Киев» - где он работал как до, так и после распада Советского Союза, - он отрицал такое предположение, настаивая, что футбол развился до точки, где никому не под силу охватить все его аспекты в одиночку, так что для помощи ему требовалась команда профессионалов. Он также руководил командой Советского Союза на финалах Кубка мира в 1986 и 1990 гг.
Рожденный в Киеве, в тогдашней УССР, Лобановский превратил «Динамо-Киев» в команду высокого профессионализма и таланта, достигнув первой вершины, когда, продемонстрировав превосходную культуру футбола, она победила венгерский Ferencvaros в 1975 г. в финале Чемпионата Европы, став первой советской командой, которая выиграла главное соревнование европейского футбола, и была избрана, чтобы представлять Советский Союз на Европейском чемпионате и Кубке Кубков.
До того, как Украина получила независимость, существовала ожесточенная конкуренция между «Динамо-Киев» и ее московским противником. Но Лобановский был выше таких конфликтов. «Мое правило, - сказал он, - держаться в стороне от ситуаций, не имеющих прямого отношения к спорту. Когда я готовил своих игроков к важному матчу, я никогда не говорил им, что они должны победить любой ценой, потому что они играли с московской командой. Если игроки не будут отдавать все силы в таком матче, они не могут надеяться на победу».
Он впервые привел Советский Союз к Кубку мира, приступив к работе после неудачного тренера Малафаева. Лобановский принял в команду киевских игроков и привел их на почетный турнир в Мексике, где над ними, как ни удивительно, взяла верх бельгийская команда.
С перестройкой, однако, советские игроки наконец получили возможность выезжать за рубеж и зарабатывать такие суммы денег, о которых они никогда не мечтали дома, и многие ведущие участники «Динамо-Киев» перешли в западно-немецкие и итальянские клубы. Так, к финалу Кубка мира в Италии в 1990 г. Лобановский, хотя и будучи тренером в Киеве, должен был собирать своих бывших игроков из дальнего и ближнего зарубежья. Больше он не держал их под своим жестким контролем, и советская команда не привезла с турнира ничего, кроме разочарования.
После этого разочарования и к некоторому удивлению коллег, подопечных и болельщиков, он подался на поиски счастья на Ближний Восток, сначала приняв должность тренера команды Арабских Эмиратов. «Это был новый вызов, - утверждал он, - возможность получить иной профессиональный опыт, открыть новые горизонты». Но он был уволен в 1994 г. и перешел к непримечательной кувейтской команде, где, как он признавал сам, с игроками, которым не платили, нельзя было быть уверенным, что они хотя бы появятся на тренировке или игре.
Два года спустя, за восемь месяцев до завершения контракта, Лобановский с командой помощников вновь был уволен. Шейх Ахмед Аль Фад хотел его удержать, отмечая, что у Кувейта еще была возможность получить квалификацию к Кубку азиатских государств. Но специальная комиссия была непримирима, утверждая, что «Лобановский превратил игроков в роботов. Он убил как дух игры, так и творческий потенциал».
Так, в январе 1997 г., став старше, богаче и полнее, Лобановский наконец вернулся к киевскому клубу, теперь украинскому, а не советскому, к тому же, находившемуся в глубоком кризисе. Обвиненный УЕФА в неудавшейся попытке подкупить испанского арбитра Лаэза Ньето, клуб был исключен из европейского чемпионата (хотя впоследствии и был восстановлен). Случая применения насилия против должностных лиц участились, и команда боролась, чтобы утвердить себя.
Лобановский быстро показал, что он не утратил былой хватки. Когда ему сообщили, что команда переживает тяжелые времена, он ответил, что у всех бывают взлеты и падения. «Но «Динамо» продолжает жить, у клуба есть свои традиции, хорошие корни и потенциал, чтобы снова покорять вершины. Есть и желание сделать все это».
Ситуация улучшалась с поразительной скоростью. Верный своим убеждениям, Лобановский собрал команду помощников. Михаил Очемко получил ведущую административную роль - его отец, будучи директором «Динамо-Киев», стоял у истоков тренерской карьеры Лобановского. Они оба много путешествовали.
Дни Олега Блохина и его команды 1970-х прошли, как и дни Михайличенко, Беланова и Заварова. Но теперь появились новые звезды, такие, как нападавшие Ребров и Шевченко. С Лобановским, их вдохновлявшим, этот состав «Динамо-Киев» имел все шансы, чтобы сравняться со своими знаменитыми предшественниками. К европейскому Кубку чемпионов 1997-98 гг. Киев был не просто чемпионом Украины, но и сильным противником лучших в Европе, дважды унизив Барселону.
Для Лобановского современный футбол означал скорость и силу, а техника игроков должна была отличаться очень высоким качеством. Он отвергал термин «абсолютный футбол», применимый к блестящим голландским и западно-немецким командам середины 70-х, и говорил, что он никогда не ждет, что, скажем, центральный нападающий станет исполнять роль защитника, или наоборот. Но когда эти игроки находились в столь разных положениях, они могли овладеть особенностями игры на них.
Жадный читатель футбольных журналов и научных исследований, зритель видеокассет, Лобановский полагал, что психология столь же важна, как и физическая сторона игры. «Я не только говорю о спортивном аспекте вещей, - заявлял он. - Меня в равной степени вдохновляют и научные теории, которые дают мне возможность планировать тренировки, или философские идеи, которые позволяют мне организовать группу, за которую я ответственен. Каждый руководитель говорит, что самое трудное - брать на себя лидерство. Они правы, но известно ли им, что чтение философских произведений может нам помочь?»
Как говорил Лобановский, «мне кажется, что время абсолютной власти и авторитарных решений прошло, и я знаю, что, действуя на этом основании, я могу сомневаться в своей правоте, и, прежде всего, пересматривать свои идеи». В марте 2000 г. он был назначен тренером украинской национальной сборной.
Перевод: ForUm