Зачем нужна единая ставка подоходного налога? [ Редагувати ]
В правительстве надеются на поддержку депутатов и при проведении налоговой реформы. Нынешнюю "прогрессивную шкалу" подоходного налога обещают заменить единой 13-процентной ставкой. Способ, кстати, уже испытанный в России. Причем, довольно успешно - в первый же год в бюджет поступило в полтора раза больше средств, чем раньше.
Смысл так называемой прогрессивной шкалы налогообложения - чем больше получаешь, тем больше отдаёшь государству. Схематично она выглядит так:
Если ваш доход составляет, не дай Бог, 17 гривен, вы казне ничего не должны. Зарабатываете не более 85-ти - заплатите государству 10%. От 85 до 170-ти - 15. Если получаете до 1020-ти гривен - налог уже 20%, от 1020 до 1700 - 30. Доход в 1700 гривен - по меркам существующего законодательства считается очень высоким, соответственно и делиться с казной нужно щедро - отдавать аж 40%.
Такие ставки были приняты в 95-м году, и, как показывает практика, такая система привела к тому, что жалованье выплачивалось "чёрным налом", а в отчётности фигурировали совсем другие суммы. Единый для всех налог в 13%, по мнению депутатов и правительства - сделает невыгодными бухгалтерские манипуляции с зарплатами, и выведет из тени неучтённые миллиарды. Инициативы парламентариев поддержал и президент Украины.
Леонид Кучма, президент Украины: "Я вiтаю цей крок, мене тiльки не радує, що ми не робимо податкову реформу комплексно. А рухаємося невеликими кроками, але слава Богу, рухаємось. Бо висновок можна робити, коли дивишся на весь процес в цiлому, а коли вихопив з якогось технологiчного процесу якесь звено - воно може призвести i до негативних наслiдкiв. Але в нас є досвiд наших сусiдiв - Росiї, тому я думаю, тут помилки великої не буде i головне буде менше бажання при виплатi заробiтної плати iти в тiнь".
Экономисты, правда, предупреждают, что теневые доходы выйдут на свет далеко не сразу, а значит, в первые полгода - год местные бюджеты могут потерять значительную часть своих поступлений. Цифры называют разные - от двух до пяти миллиардов гривен. Поэтому главный вопрос, который сейчас пытаются решить депутаты и Кабмин - за счёт каких источников восполнить эти потери. Скопировать опыт России в Украине не получится .
Валерий Коновалюк, народный депутат Украины, первый заместитель председателя бюджетного комитета ВР: "Приклад Росiї i iнших країн свiдчить про те, що перед тим, як запропоновувались змiни i перехiд на єдиний податок на доходи громадян, в РФ був профiцит в 24,5 мільярдів рублiв. I була природна можливiсть компенсувати за рахунок нафти й газу, за рахунок збiльшення окремих податкiв на експорт i iнше".
Депутаты предлагают компенсировать бюджетные потери несколькими способами. Например, отменить налоговые льготы для отдельных категорий граждан - военных и работников правоохранительных органов. И, кроме того, взимать налоги с тех доходов, которые до сегодняшнего дня остаются неохваченными: дивиденды, наследство и операции с недвижимостью. Правда, Минэкономики разделяет это мнение лишь отчасти.
Владимир Парнюк, директор департамента инструментов экономического развития минэкономики: "Компенсаторами будуть додаткове споживання в якостi ПДВ, прибутку вiд зростання купiвельної спроможностi населення, але це буде тiльки часткове. Друге - це оподаткування доходiв. I тут проблема - спочатку треба виплатити доход працiвникам, якi втрачають пiльги, якi не сплачують податок, а потiм отримувати його до бюджету. I тут потрiбне додаткове якесь джерело".
Для того, чтобы военные и милиционеры платили подоходный налог наравне с остальными гражданами, им сначала нужно на эти же 13% увеличить зарплату. По подсчётам Минэкономики, чтобы поднять жалованье только военнослужащим, необходимо 700 миллионов гривен. Не согласны в правительстве и с предложенным в законопроекте решением - взимать налог с процентов от банковских вкладов физических лиц. С Кабмином солидарны банкиры - они считают, что это приведёт к удорожанию кредитных ставок и ударит по самым бедным клиентам.
Дискуссии идут и вокруг того - как учесть интересы малообеспеченных граждан. Минэкономики предлагает установить размер необлагаемого минимума на уровне минимальной зарплаты. Сейчас она составляет 185-ть гривен. А затем - брать налоги с доходов не ниже прожиточного минимума. На сегодняшний день - это в среднем 342 гривни. Депутаты предлагают свой рецепт - введение так называемого налогового кредита.
Виталий Хомутинник, народный депутат Украины, член комитета по вопросам финансов и банковской деятельности ВР: "Введение этого механизма предполагает в течение года засчитывать в расходную часть расходы на медицину, образование, страхование, ипотечное кредитование и прочее. То есть база налогообложения должна уменьшаться пропорционально на те расходы, которые в течение года будут у человека. Налоговый кредит будет рассчитан на тех людей, которые зарабатывают не больше 1560 гривень в месяц, то есть практически на 90% населения".
Парламентарии намерены принять новый закон о подоходном налоге до конца апреля. Правда, чтобы граждане смогли воспользоваться налоговым кредитом, депутаты должны одобрить ещё 2 документа - закон об обязательном медицинском страховании и ипотеке. Только тогда можно ожидать положительного эффекта от фискальных нововведений.