Александр Мороз: Рудьковский поздравил меня с победой [ Редагувати ]

Новый-старый лидер Соцпартии Александр Мороз поделился с изданием "Обозреватель" о том, где он будет баллотироваться на выборах, о своих отношениях с властью и Рудьковским.
- Александр Александрович, после того, как вы стали председателем Соцпартии, она теперь какой станет - оппозиционной или провластной?
- Соцпартия всегда была оппозиционной. Теперь ее линия в этом направлении абсолютно конкретна и касается совершенно конкретных реформ, которые внедряются в общество, и видение которых у нашей партии совсем иное, чем у власти.
-А по каким вопросам иное?
- Например, административная, конституционная, налоговая, пенсионная, особенно земельная реформа. Мы по каждому этому направлению в СПУ дали свои предложения, которые радикально отличаются от того, что будет делать власть. Но, как видите, они не находят своей востребованности.
- Вы были одним из тех людей, которые всегда последовательно выступали за проведение политреформы, т.е. за переход Украины от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике в 2006 году и благодаря, в том числе и вам, она была в итоге принята. Теперь власть отменила конституционные изменения. Как вы в таком случае видите конституционную реформу – вы опять будет добиваться того, чтобы Украина вновь стала парламентско-президентской республикой?
- Вы правы, но только упор надо делать не на фрагментарную реформу, а на комплексную. Начиная с реформы местного самоуправления, чтобы власть на местах осуществлялась органами самоуправления, а не было дублирования функций другими органами. Тогда в стране совершенно меняется положение и меняется статус гражданина.
-Здесь поподробней, пожалуйста. Вы выступаете за ликвидацию постов губернаторов, правильно? В таком случае областями руководить должны кто?
- Губернаторов у нас по Конституции нет…
-Я понимаю. Имеются в виду главы облгосадминистраций.
- Местных администраций на районном уровне не должно быть вообще. А функции областных администраций должны сводиться к контролю за выполнением Конституции и законов. Это - глаз президента на местах. Власть же должна осуществляться органами самоуправления. Тогда люди будут брать на себя ответственность за то, какую власть они у себя сформируют. Это - европейская модель управления.
-Так кто ж областью должен руководить – премьер-министр области или кто-то еще?
- Этим человеком должен быть председатель местного совета. На местах должны руководить люди избранные, а не назначенные Киевом. Эта европейская модель доказала свою эффективность в течение многих десятилетий.
-А вы хотите возвратиться к тому, что премьера назначает не президент, а правящая коалиция?
-Это тоже европейская практика, и она доказала право на существование. Это надо сделать для того, чтобы разорвать порочный круг, когда кого-то назначают, в случае провалов экономики виновного фактически не найдешь. К тому же парламент провисает, его функции сводятся разве что к освящению предложений, поданных властью. Парламент становится зависимым от исполнительной власти. Это никуда не годится. Это нарушение баланса.
- Вы противник предполагаемой новой избирательной системы. А в чем это заключается? Вы против мажоритарки?
- За партийные открытые списки, а это совершенно другое. Это, по сути, сочетание пропорциональной и мажоритарной системы. В этом случае депутат становится не только представителем той или иной политической силы, но избиратель знает, за кого он голосует.
А мажоритарная или пропорциональная система, да еще и при применении админресурса полностью убивает избирательную систему. Делает из неё пародию. Получается не избрание депутатов, а их назначение.
- Есть такая информация, что вы будете баллотироваться по мажоритарке у себя на малой родине – в Таращанском районе, и что соперниками у вас будут экс-вице-премьер Владимир Сивкович и миллионер Онищенко. Вы можете подтвердить или опровергнуть ее?
- Ну, во-первых, я не знаю, кто и где будет выдвигаться: в Таращанском ли, точнее, Мироновском ли округе? И я в числе прочего не знаю, буду ли выдвигаться. Я уже баллотировался на мажоритарке и выиграл эти выборы у одного из них. Все будет зависеть от того, какой в конце концов будет принят закон о выборах.
- Ну, хорошо. Гипотетически он будет принят – половина мажоритарка, половина пропорционалка. В таком случае вы возглавите избирательный список социалистов или пойдете по мажоритарке?
- Я бы с удовольствием пошел бы по округу, но этот вопрос мы будем на съезде решать. То, что я стал председателем партии, накладывает на меня определенные обязательства – а именно то, что я должен буду возглавить избирательный список Соцпартии, чтобы не уходить от ответственности за партию и ее результата, так как нельзя одновременно быть в списке и баллотироваться по округу.
-В первой пятерке вашей партии мы найдем Николая Рудьковского или нет?
- Дело в том, что мы уже приняли постановление Политсовета, что все бывшие депутаты будут баллотироваться по мажоритарным округам.
-А какие у вас сейчас отношения с Николаем Рудьковским? Все знают, что не очень..., мягко говоря, драма у вас с ним. Может так получится, что Рудьковский будет исключен из Соцпартии, как другие ваши противники типа Николаенко?
- Ну, во-первых, Николаенко сам вышел из партии и образовал другую. Точно так же, как и Винский. Что касается Рудьковского, то я не вижу никакого драматизма. Он меня поздравил с победой.
- Вы заявили, что находитесь в оппозиции. А вот оппозиционеры - Тимошенко и Луценко находятся в Лукьяновском СИЗО. Не боитесь ли вы оказаться в одной из камер?
- Но они там сидя не за оппозиционность, как вы понимаете. Это – во-первых. Во-вторых, они никакие не оппозиционеры, а конкуренты в борьбе за власть, потому что отличие оппозиционера от власти заключается в том, что она предлагает другую – отличную политику. Если они проводили такую же политику, то какая же это оппозиционность. Это конкуренция за власть. А мы предлагаем совершенно иные формы реализации государственной власти.
- А где, по-вашему, все-таки находится электорат Соцпартии?
- По всей Украине - там, где и был. Недавно в авторстве какого-то обозревателя я прочитал, что у нас сельский избиратель, но это, во-первых, не соответствует действительности. Мы взяли около 6000 депутатских мест при жесточайшем давлении админресурса вот сейчас на местных выборах. Это и в городах, и в селах. Мы боремся за права детей войны, поэтому больше у нас поддержка среди людей старшего поколения. Наиболее остро недостатки действий нынешней власти проявляются именно в сельской местности. Там больше обездоленных людей. Они хотят жить по справедливости, а видят только эту несправедливость и хотят, чтобы кто-то выражал их позицию.
- Как, по-вашему, Украина – это демократическая страна или авторитарная?
- (Смеется) По форме демократическое, а по методам осуществления власти – она, конечно, ближе к авторитаризму.
-Когда вы в последний раз виделись с президентом?
- В последний раз я с ним встречался перед неконституционным решением Конституционного суда.
- И о чем вы говорили?
- Ну, о том, что не надо травмировать Конституцию возвратом к позициям 1996 года. Он сказал, что подчинится решениям Конституционного суда. Хорошо КС решил, но он не имеет права вмешиваться в содержание Конституции. А получилось фактически так.
- Не жалеете, что Соцпартия фактически в 2006 году примкнула к Партии регионов и коммунистам и образовала с ними антикризисную коалицию?
- Конечно, нет. Это был шаг, направленный на предотвращения той возни, которая шла четвертый месяц. Причина той возни – взаимоотношения между Ющенко и Тимошенко с одной стороны, а с другой – желание Ющенко сделать коалицию с Партией регионов, но при этом обвинить социалистов, что нельзя сделать другую коалицию. Вот поэтому были обвинения в том, что Мороз претендует на пост спикера парламента, но я снял свою кандидатуру. Потом Ющенко сказал, что поздно снял, забыв о том, что были определенные гарантии и так далее. Потом он надеялся, что когда он вынесет кандидатуру Еханурова, а мы не поддержим, мы поддержали. Мы не поддержали только кандидатуру Порошенко, зная, что ее не поддержат из-за конфликта, который только полгода назад произошел. Я по этому поводу Ющенко 20 раз говорил, что вы делаете. Давайте любого другого кандидата, и мы изберем его. Они хотели, чтобы мы не проголосовали за Порошенко, а потом бы нас обвинили: «Предатели!», а после этого наша коалиция бы распалась, и они реализовали бы свой договор, который подписали с Партией регионов. И о досрочных выборах вместе с ними договаривались. У меня в той ситуации выхода другого не было. Надо было брать ответственность на себя, понимая, что на меня будут собак вешать. Я только не рассчитал одного, что Ющенко пойдет на нарушение Конституции по досрочным выборам.
- Почему мы не видим пикетов Соцпартии под Печерским судом, где судят Тимошенко? Вы же оппозиционеры, почему тогда ее не поддерживаете?
- А за что ее поддерживать? Она должна отвечать за свои действия. Просто не надо из суда делать шоу. Я по этому поводу сделал комментарий. Если есть причина, которая превращает суд в зрелище, никому не нужное, то надо ее выявить, а причина эта – сама Юлия Тимошенко. Нужно было делать закрытое заседание суда, провести его по месту жительства, и не делать из бомжей возле суда... Люди ходят, а им безразлично, сегодня они за Юлю кричат, а завтра - против неё кричат. Это ж глупости, честное слово. Суд должен быть судом. Не может быть в нормальных государствах нормального отношения к судебной ветви власти, когда люди видят, что суд превращается в фарс.
- А как вы относитесь к суду над Луценко? Ваши симпатии на чей стороне? Заслужил ли Юрий Витальевич все это или нет?
- Суд скажет свое слово. О Луценко я говорить не хочу, потому что он слишком много говорил обо мне, причем абсолютно безосновательно.
- На будущих выборах 2012 года тема суда над Кучмой, пленок Мельниченко и Гонгадзе будет снова в вашей избирательной программе?
- Во всех избирательных кампаниях эта тема у нас никогда не звучала. Нам навязывают, что мы скандалисты и так далее. Нет. Я 10 лет назад выступил на трибуне парламента по одному факту, связанному с убийством журналиста. Абсолютно точно сказал, кто к этому причастен, и требую все время – доведите дело до суда. Это не делалось под избирательную кампанию. Это настолько понятная тема для граждан, что делать из нее составляющую пропагандистской избирательной кампании нет смысла.
-Так доведут это дело до суда или нет?
- Посмотрим. Думаю, что должны довести. Иначе люди не поверят, что есть судебная система в стране.