Юрий Мирошниченко: Лучше бы "Свобода" была в парламенте, чем на улице [ Редагувати ]

С Представителем Президента в Верховной Раде, народным депутатом Юрием Мирошниченко мы встретились в конце рабочего дня в его рабочем кабинете. Во время интервью УНН парламентарий рассказал о возможностях, которые откроет новый Закон о выборах народных депутатов Украины, перспективах слияния партий "Сильная Украина" и Партии регионов, а также о том, что ему нравится и не нравится в сегодняшней Раде ...
- Юрий Романович, каковы функции представителя Президента в Верховной Раде?
- Представитель Президента в ВРУ - это человек, который представляет позицию Главы государства по тем или иным законопроектам, которые рассматриваются народными депутатами. Также я презентую документы, которые Глава государства выносит на рассмотрение парламента. И озвучиваю замечания Президента, в случае, если он возвращает ВРУ законы, которые предоставлялись ему на подпись - применяет право вето. Кроме того, в Раде много переговоров, а также заседаний, работы различных (временных, специальных, следственных) комиссий ... Так что дел хватает (улыбается - ред.).
- Несколько месяцев назад партия "Сильная Украина" объявила о слиянии с Партией регионов. Что, по Вашему мнению, это даст обеим политическим силам?
- Мне трудно комментировать перспективы такого шага. Хотя я слышал эти заявления. Напомню, что ПР в свое время создавалась путем объединения пяти политических сил, в основе которых была Партия регионального возрождения Украины. Позднее влились еще несколько организаций. Путь на усиление политической структуризации, на объединение политических сил и политиков сопровождает деятельность ПР с момента ее образования.
Что же касается "Сильной Украины", то мы слышали заявления ее лидера, Сергея Тигипко, который, фактически, уже является членом нашей политической команды и, возглавляя социальное направление в правительстве, интегрирован в общую работу. Как по мне, такие объединения были бы органическими с политической точки зрения. Что касается технической процедуры слияния - как только будет официальное решение, этот вопрос будут рассматривать органы ПР.
В целом я приветствую объединение. Ведь в свое время сам возглавлял политическую партию "Новая генерация Украины" и тогда некоторые наши члены вошли в состав ПР. Опыт работы в небольшой команде является хорошим фундаментом, когда идешь в органы власти.
- Тем не менее, в "Сильной Украине" были люди, которые не захотели объединяться с Партией регионов. Например, Александра Кужель, Кость Бондаренко. По Вашему мнению, почему так произошло?
- Это их право. Опять же, проведу аналогию с партией "Новая генерация Украины" - не все ее члены тогда объединились с ПР. Это абсолютно естественно и нормально, когда каждый определяется по своей политической перспективе. Я бы не хотел как-то комментировать такие действия. Единственное, что могу выразить, это уважение к их решению.
- Кстати, в интервью УНН Александра Кужель говорила, что она - Ваша крестная мать в политике. Это так?
- Да (улыбается - ред.) Я это подтверждаю и очень благодарен, что она мне помогала и многому научила, когда я еще возглавлял "Новую генерацию Украины". Затем мы также с ней не раз сотрудничали (и относительно объединения предпринимателей, и в Трудовой Украине). О Александре я могу говорить только положительно. О ее искренности, принципиальности, профессиональных качествах. Именно поэтому я уважаю ее решение.
- Юрий Романович, какие есть планы на будущее? Допускаю, что Вам не хочется все время быть Представителем Президента в Верховной Раде?
- Безусловно! У меня большие планы на будущее. Они в основном не связаны с политикой, но политика является доминирующей частью моей жизни. Когда пытаешься добросовестно работать в политической плоскости, в частности, как народный депутат, приходится выполнять очень большой объем работы. Поступает огромное количество обращений граждан. Бывает их до 400 в неделю, а аппарат у меня - небольшой. Хочу поблагодарить своего помощника Ольгу, которая отвечает за этот участок работы и других моих сотрудников. Ибо не все выдерживают такую нагрузку, кое-кто увольняется. Как правило, это молодые люди, которым нужно устраивать свою личную жизнь.
Есть работа народного депутата и Представителя Президента. Статус народного депутата очень помогает. Потому что само присутствие в сессионном зале позволяет лично подойти и поговорить с кем-либо из парламентариев. Если бы я не имел такого статуса, то не получил бы качественного общения. Скорее, был бы больше наблюдателем, чем участником. Но это интересная работа!
Не могу пожаловаться, что занимаюсь не своим делом. Имею юридическое образование, понимаю ход законодательного процесса. Поэтому мне намного легче, чем некоторым моим коллегам, которые пришли из народного хозяйства и являются замечательными управленцами, менеджерами, экономистами, но не юристами. Я здесь чувствую себя органично.
Что же касается политических перспектив, то я чувствую себя членом команды. Способен ли я делать еще что-то? Конечно, способен. Буду ли я искусственно, каким-то образом себя продвигать? Я думаю, на все есть воля Божья. Надо добросовестно исполнять свои обязанности и не искать оправдания личным неудачам, пытаться постоянно совершенствовать себя. Тогда, я убежден, успех обязательно придет. Ко мне он уже пришел - я занимаю высокую должность, а достойно представлять Президента в нашей стране удалось немногим.
Вот видите (показывает рукой на стену, где размещены фото всех Представителей Президентов Украины в ВРУ в разные времена - Авт.), если сравнить мой скромный срок на этом посту, то кое-кто из них был Представителем Президента гораздо меньше, чем я. И, наверное, я оправдал доверие Главы государства, если до сих пор еще есть на своем месте.
- Скажите пожалуйста, что Вам нравится в нынешней Верховной Раде, а что нет?
- Мне импонирует компромисс политических сил относительно Закона о выборах народных депутатов Украины. Я действительно болел за этот документ. Вы себе не представляете, сколько эмоциональных ситуаций, препятствий и рисков пришлось пережить членам парламентской временной специальной комиссии и всем нам, кто участвовал в этой работе. Но я счастлив, что она завершилась 366 голосами "за". Это свидетельство того, что в Раде есть не просто компромисс, а консенсус и пример того, как политики демонстрируют ответственность.
Это показатель нашей европейскости, таким поступком может гордиться каждый народный депутат и украинская демократия в целом.
Мне нравится Верховная Рада за то, что здесь побеждают люди, у которых больше аргументов. Причем, эти аргументы раздаются не только в комитетах, но и во время согласований позиций с правительством и Президентом.
Эта площадка является сосредоточением общественной жизни. Так или иначе к работе парламента причастны все, кому предоставлена большая честь и ответственность здесь работать.
Не скажу, что мне что-то не нравится. Я, понимая логику каждого поступка, не могу на кого-то обижаться. Как говорится: "понял и уже простил". Меня огорчают лишь ситуации, когда умные, небезразличные люди, которые представляют разные интересы, не могут найти между собой общий язык. Мне досадно, когда амбиции берут верх над амбициями. Такие случаи, к сожалению, есть.
Еще меня огорчает, когда ведется определенная игра в популизм. Не хочу называть это лицемерием. Когда люди говорят о том, что не отвечает действительности, но может быть положительно воспринято обществом. Это досада. Однако она присуща всем представительским органам в той или иной мере. И в Европе, и в США, и в других странах некоторые политики эксплуатируют популизм как средство для самопиара. Зрелость демократии в том и заключается, что соотношение популизма и государственнической позиции всегда в пользу последней. И мы идем к этому.
- Увидим ли мы новые политические силы в парламенте в следующем году?
- Думаю, что да.
- Какие именно?
- Ну как минимум, это "Фронт Змин", который уже задекларировал свое существование на президентских выборах. Лидер партии Арсений Яценюк является известным и популярным политиком. Я думаю, что эта сила будет представлена в парламенте. Я, конечно, могу комментировать повышение доверия к партии "УДАР" Виталия Кличко и к целому ряду других политических сил, но не хочу кого-то отдельно пиарить.
- А как насчет ВО "Свобода"?
- "Свобода" тоже сегодня заявляет о своей популярности. Не могу сказать, что ее рейтинг достигнет 5%, но такой сценарий не исключен. Вообще-то, я думаю, лучше, чтобы "Свобода" говорила в парламенте, чем на улице. Я сторонник того, чтобы в режиме не уличного противостояния, а парламентского диалога развязывались разнообразные общественные проблемы. Мне кажется, что Закон о выборах народных депутатов далек от идеального. Я лично являюсь сторонником открытых региональных списков. Но как компромисс, как искусство возможного в действии, принятый закон о выборах считаю серьезным достижением.
- Были ли у Вас когда-то так называемые "производственно-парламентские" травмы?
- Нет, никогда не дрался в Верховной Раде, если вы именно это имеете в виду. Я участвовал в блокированиях трибуны, но не горжусь этим. Когда меньшинство не имеет другого способа донести до большинства свою позицию, такие радикальные мероприятия применялись раньше и в настоящее время применяются.
- Давайте откровенно, есть люди, которые просто хотят попасть в ВРУ, чтобы оградить свой бизнес, ради депутатской неприкосновенности. Как вы к этому относитесь и будет ли в следующем парламенте больше бизнесменов, чем есть сейчас?
- Думаю, их будет меньше. Что же касается желания бизнеса попасть в парламент - (вы правильно подметили), то, как правило, предприниматели идут в политику, чтобы защитить собственный бизнес. Здесь стоит отметить, что политика Президента заключается в том, если бы создать для предпринимателей безопасные условия ведения бизнеса. Упразднить коррупционные схемы доступа к рынкам, разные разрешения. И этому будет способствовать реформа дерегуляции хозяйственной деятельности, декриминализация отдельных статей УПК, гуманизация правонарушений в сфере хозяйственной деятельности и тому подобное.
Цель Президента - обеспечить такие условия для бизнеса, чтобы у предпринимателей не возникало потребности идти в политику, чтобы защититься. И, чтобы не было шанса у нечистых на руку людей, пользуясь присутствием в политике, создать себе какие-то преференции в тех сферах, где они работают. Бизнес должен поддерживаться государством, но не избирательно, а в целом.
Я думаю, что предприниматели поддержат именно те политические силы, которые возьмут на себя обязательства создать максимально благоприятные условия для развития предпринимательства.