Киевсовет взял паузу боем [ Редагувати ]

Последнее заседание очередной сессии столичного горсовета прошло крайне неэффективно, но очень ярко. Заседание открылось и закрылось под скандалы и стычки. Власть и оппозиция продолжают спорить о легитимности нынешнего состава совета. И споры эти, похоже, лишь взяли паузу. В лучшем случае – на оставшееся лето.
Закрыли с огоньком
Со временем осуществление власти в Киеве превратилось в захватывающий аттракцион. "Разделение" должностей мэра и главы КГГА произошло в течение срока полномочий последнего по счету градоначальника; фракции горсовета успели сменить конфигурацию; Леонид Черновецкий покинул пост более года назад, а теперь истек "срок действия" и Киевсовета. Календарная пятилетка полномочности мандатов истекла в начале июня. И поскольку новые выборы так и не были назначены, а вердикт КСУ позволял отложить это славное дело на два года – по поводу будущего представительского органа стало трудно делать прогнозы.
Идею о том, что киевские депутаты могут работать до осени 2015 года оппозиционеры оценили невысоко. То, что с июня 2013 года Киевсовет теряет легитимность, "меньшевики" твердят уже давно. Мысль о незаконности будущей работы совета разные политические силы и подкрепляли по-разному: одни обещали ни в коем случае не голосовать, другие – обнуляли избирательные списки, третьи – распускали фракцию… Но работоспособность горсовета можно было проверить только на практике. А удалось это сделать почти через полтора месяца.
Первоначально запланированное июньское заседание совета так и не состоялось. Вскоре после этого киевские "бютовцы" сообщили, что "нелегитимное" собрание пройдет 11 июля. И действительно – именно на этот день и была назначена депутатская встреча.
Еще накануне заседания оппозиционеры предупредили представителей власти о том, что проведению заседания они будут препятствовать всеми возможными способами. Так и оказалось: утром под стенами Киевсовета собралась акция протеста, в ходе которой сторонники ряда оппозиционных сил пытались штурмовать вход в здание на Крещатике (правда, позже МВД сообщало, что ничего примечательного 11 июля не случилось). Но самое интересное происходило внутри, когда "десант" из Верховной рады не без успехов пытался сорвать заседание. Громкие споры (в том числе и о форме одежды, приличествующей народным избранникам), взаимные угрозы и обвинения, вырванные микрофоны, драки и столкновения (в ходе одного из них с подозрением на сотрясение мозга в больнице оказалась нардеп Лилия Гриневич) – четверг оказался для Киевсовета тяжелым днем. Тем не менее, происходящее в зале не помешало 65 из 120 депутатов зарегистрироваться, и Галина Герега открыла-таки спорное заседание. Однако после длительных консультаций было принято решение заседание не проводить. Очередная сессия городского совета в этот день была закрыта. Но точку в проблеме легитимности еще только предстоит поставить.
Тяжело судить о том, что именно будет ждать Киевсовет в ближайшие месяцы. Секретарь, выполняющая и обязанности мэра, не исключает возможности внеочередного сбора депутатов. "Все возможно. Мы будем с депутатами и председателями фракций советоваться, мы будем работать с киевлянами. Если будет необходимость в этом, то мы проведем внеочередную сессию, если нет, то проведем очередную сессию", - допустила Галина Герега. Но пока рабочая версия звучит как "Разошлись до осени". И даже если это так, что будет осенью?
После скандального, но вполне успешного срыва заседания часть оппозиции обещает придерживаться оказавшейся эффективной тактики и впредь. "Я думаю, что следующей сессии не будет, а если будет, то мы будем поступать, как всегда", - пообещал Арсений Яценюк. Вот только опыт парламентского бездействия доказывает, что любые действия оппозиционеров могут встретить убедительное противодействие. Если, конечно, правящий лагерь мобилизуется. "Наша задача – обеспечить работу Киевсовета, потому что мы понимаем, что температура будет увеличиваться... Вы же видите, что одна сторона - оппозиция - приходит и мешает, а вторая сторона имеет право на то, чтобы прийти и обеспечить работу Киевсовета, так же, как Верховной рады. Если нас пригласят – мы придем", - намекнул на грядущее противостояние глава регламентного комитета ВРУ "регионал" Владимир Макеенко.
И все же, если эффектность некоторых мер и несомненна, по поводу эффективности драк в сессионном зале можно спорить. Собственно, недавний парламентский опыт показал, что, во-первых, блокированием не всегда можно добиться желаемого. Во-вторых, представители власти способны принимать контрмеры (хотя пока Герега возможность проведения выездной сессии отрицает). В-третьих, "ратные подвиги" далеко не все стороны оценивают положительно – так, тактика затяжного блокирования парламентской трибуны уже подвергалась сравнительно мягкой критике со стороны ЕС. Наконец, в-четвертых, в долгосрочной перспективе фирменная блокада – оружие ненадежное. Собственно, оппозиционеры это понимают.
Среди методов окончательного решения киевского вопроса, судя по всему, рассматриваются несколько основных (эффективность оптового сложения мандатов пока, по всей видимости не доказана). Один из них – он же, пожалуй, самый логичный – новое обращение киевских депутатов к всенародным с просьбой назначить новые выборы – пусть даже внеочередные. Ранее в большинстве считали проблему исчерпавшей себя после вердикта КСУ, но, похоже, варианты возможны. Что вовсе не означает успешного голосования по столичному пункту, если "большевики" решат его игнорировать – так уже сорвалась не одна попытка. Другой путь – судебный. "Ударовцы", которые принимали решение не участвовать в четверговом штурме, собираются судиться с ВРУ из-за ее бездействия. "Я обращаюсь к представителям других оппозиционных сил поддержать нашу инициативу обратиться в Высший административный суд о бездеятельности Верховной рады, которая не назначает выборы в Киевсовете", - воззвала парламентарий Ирина Геращенко. Вероятность того, что ВАСУ пойдет навстречу оппозиционерам (уже отклонив ряд их "организационно-политических" исков), не слишком высока. Но на этот случай может быть запасен и встречный сценарий. "С моей точки зрения, действовать в первую очередь необходимо в юридической сфере, а именно, обжаловать бездеятельность Верховной рады в ВАСУ, явно получить отказ, потому что мы все знаем цену украинских судов, и после этого добиваться справедливого, законного решения о праве каждого киевлянина выбирать своего депутата в ЕСПЧ", - советует Юрий Луценко. В таком случае решение проблемы власти в Киеве может затянуться на годы. Впрочем, альтернативы, вроде отложенных до 2015-го выборов, – ненамного "срочнее".
Кто уважит народ больше всех…
Пока конец решения киевских проблем просматривается с трудом, стороны конфликта, не забывают использовать паузу для выстраивания имиджа – разными методами и с разным результатом.
Как и в ряде других случаев, в столичной ситуации оппозиция взяла курс на демократию – любой ценой отстаивать право киевлян на власть, избранную на ограниченные сроки - притом, что сами киевляне в защиту этого права митингуют скромно. "Наша цель – помешать проведению сессии Киевсовета и принятию заведомо неправомерных решений. Власти должны понять, что руководить столицей Украины должен законно, народно избранный городской голова и избранные на местных выборах, путем личного голосования, депутаты", - заранее разъяснял подход нардеп Юрий Одарченко. Но специфический формат борьбы за народовластие еще может обернуться для оппозиционеров большими проблемами.
Подобные "полевые" методы работы депутатов нередко привлекают внимание правоохранителей – причем внимание это далеко не всегда оказывается сбалансированным в партийном отношении. Июльский конфликт в Киевсовете, скорее всего, не пройдет мимо для МВД. Во всяком случае, обращаться с жалобами планируют все: "меньшевики" – с жалобами на угрозы и физическое насилие, "большевики" – с организационно-имущественными претензиями. "Сегодня сломали у меня микрофон, перевернули монитор, гнездо для моей карточки было заблокировано бумагой. Скажите, разве это методы? Хоть один из вас знает норму закона, по которой Киевсовет подчиняется депутатам Верховной Рады? Это произвол и беззаконие. И я считаю, что мы все коллективно должны обратиться в правоохранительные органы, к генеральному прокурору - пусть отреагируют на это. Почему мы должны работать в таких жестких условиях", - возмущалась Галина Герега.
Перевод конфликта в русло "Почему народные депутаты мешают избранникам киевлян?" – теоретически бьет по "демократическим" позициям оппозиционеров. Но последним может угрожать не только сеанс порицания со стороны киевских властей. Из регламентного комитета ВР уже сообщили, что ситуацию там готовы изучить – по видео. "Решение может быть начиная от примера Власенко, заканчивая Веревским. Мы будем просматривать те видео, которые были, пригласим их всех, и очень легко будет. Это заседание, на котором я присутствовал", - фактически пригрозил лишением мандатов Владимир Макеенко.
Попытка осудить депутатское поведение через лишение полномочий едва ли поможет исчерпать конфликт и тем более – не умиротворит сторонников оппозиции. С другой стороны, представители правящего лагеря выстраивают информационную стратегию привычным образом – одной "рукой" осуждая оппонентов за "произвол", другой – делая заявления в духе "крепких хозяйственников".
По всей видимости, одним из главных "электорально-эмоциональных" обоснований легитимности подзадержавшегося в креслах Киевсовета служит буквальная трактовка принципа непрерывности и преемственности власти. "Сессия Киевсовета сегодня и завтра продолжит решать важные вопросы в интересах территориальных общин, ведь в Конституции заложен принцип непрерывности власти, в том числе и органов местного самоуправления. Это означает, что ни один институт местного самоуправления не прекращает функционировать, пока не будет избран другой", - уточнял "регионал" Владимир Олийнык. И, возможно, для того, чтобы юридические нормы выглядели ярче, киевские власти активно подключают финансовые доводы. "Если Киевсовет устранится от управления городом и не будет принимать никаких решений до проведения выборов, которые еще не назначены, то Киев ждет финансовый коллапс. Вы знаете, что почти каждый месяц мы делаем перераспределение бюджетных средств, которое возможно только по решению Киевсовета. Если такие решения не будут приниматься, остановится строительство многих инфраструктурных объектов, ремонт дорог, финансирование важных социальных программ", - негодовала секретарь горсовета. И почти тут же предложила оригинальный метод решения проблем. "Я не пойду в отпуск, я буду работать. Я буду выделять личные средства на срочные нужды больниц, потому что люди умирают, ведь нет лекарств. Мы не имеем права подводить избирателей и киевлян", - заявила 11 июля Галина Герега.
Противники правящего лагеря в таком подходе увидели подвох. "Все это – инсинуации. Государственное казначейство будет финансировать все, что предусмотрено. Поэтому пусть не обманывают людей. И на метро, и на врачей (деньги есть, - "Подробности"). А вот если денег нет, то они, конечно, во всем будут винить оппозицию", - уверен Арсений Яценюк.
Кто бы ни оказался прав, состоится ли внеочередная сессия и насколько успешно, но то, что город рискует стать заложником в политическом противостоянии, было очевидно давно. Затяжной перенос местных выборов привел к тому, что в Киеве фактически ведется вялотекущая, но непрерывная избирательная кампания. Добавляет положению дел остроты и то, что кампания эта не только местного масштаба, ведь один из спорных парламентских округов находится на территории столицы. Требования Европы увеличивают вероятность того, что Верховную раду все-таки пополнят до конца года – пусть даже и после Вильнюсского саммита. Между тем, киевские выборы Брюссель считает не менее значимыми. И, даже если в 2013-м киевлянам не придется пойти на участки – готовить их к этому не перестанут. А, значит, накал политических страстей в Киеве не утихнет. Но только поможет ли это самому городу?