Прокурорская гастроль [ Редагувати ]

Первый заместитель генпрокурора остается, пожалуй, одним из самых известных представителей украинских правохранительных верхов. Свою информационную активность Ренат Кузьмин не снижает ни внутри страны, ни на выезде. Хотя, по его словам, ГПУ знаменитого зама в официальной международной деятельности заметно ограничила.
На Берлин
Первый зам генпрокурора и куратор Главного управления ГПУ по расследованию особо важных дел за последние годы снискал широкую известность, как в Украине, так и далеко за ее пределами. И, надо заметить, что на имидж "человека, который посадил Тимошенко" Ренат Кузьмин и сам поработал увлеченно. Резкие заявления, как в адрес подозреваемой, так и ее защитников (от адвокатов до симпатизирующих европейских политиков); скандал с лишением права въезда на территорию США (по слухам, из-за проведения следственных действий на выезде без ведома Штатов); склонность к публичной переписке с зарубежными "верхами" вплоть до открытого письма Бараку Обаме – поводы упомянуть о себе старший над "важняками" дает регулярно. И, судя по всему, пока отказываться от такой практики не собирается. Несмотря на ощутимые ограничения.
Очередную возможность напомнить Европе о своем существовании Ренат Кузьмин предоставил 17 сентября в Берлине. Свое присутствие в столице ФРГ заместитель главы ГПУ пояснил творческими делами – обсуждением возможности публикации его монографии "Политическое давление на уголовную юстицию Украины". "Ни Тимошенко, ни Луценко не были политически репрессированы, ведь они привлекались не за их политическую деятельность, не за принятие ими политических решений, а за обычные уголовные преступлении, которые абсолютно не связаны с политикой", - привычно объяснял он немецким журналистам, почему украинских оппозиционеров нельзя считать политзаключенными. В Украине прокурорский труд будет презентован в октябре, а пока в рамках пресс-конференции Кузьмин рассказал не только о своих научных планах, но и подготовке дела Щербаня к передаче в суд (хотя другие представители ГПУ подчеркивают, что производство все еще остановлено) и перспективах "заказной" составляющей дела Гонгадзе. "Следственное подразделение, которым я руковожу, довольно эффективно поработало над установлением заказчика, подстрекателей и других соучастников данного убийства. У нас собрано достаточно доказательств для того, чтобы объявить о подозрении в организации этого преступления", - сообщил заместитель генпрокурора.
При всей политической значимости прозвучавших заявлений, все заинтересованные лица поспешили заверить, что берлинские "гастроли" Рената Кузбмина имели частный характер. "На самом деле он сейчас в отпуске, никаких официальных командировок или поручений не было. Поэтому, скорее всего, это его какая-то частная поездка", - тут же объявила пресс-служба ГПУ. Впрочем, ранее и сам "виновник торжества" объяснил, что о санкционированных свыше командировках сейчас речь не идет. "Согласно распоряжению генерального прокурора Украины, работу управления надзора за соблюдением МИД Украины законодательства в сфере внешних сношений Украины курирую я, а работу главного управления международно-правового сотрудничества и европейской интеграции курирует заместитель генерального прокурора Украины Фролова Лилия Александровна", - уточнил он 17 сентября. Такое "разжалование" человека, прославившегося в Европе выездными выступлениями на тему "Почему Тимошенко – вор и должна сидеть в тюрьме" ввиду Вильнюсского саммита – шаг симптоматичный. Хотя на готовность первого зама высказывать свою гражданскую позицию, по всей видимости, эти обстоятельства не повлияли.
Решение ограничить официальные информационные возможности Рената Кузьмина – ход, в некотором роде, предсказуемый. В прессе не раз появлялась информация о том, что отстранение от деятельности первого зама Виктора Пшонки (или другая форма минимизации его влияния на "дело Тимошенко") упоминается представителями ЕС как один из элементов показательной борьбы с избирательностью правосудия. Насколько успешно в роли посредника между Генпрокуратурой и Брюсселем его заменит Лилия Фролова, которая стала широко известна, будучи обвинителем по "газовому делу" и "делу Щербаня", пока судить сложно. Но завоевание популярности, равной достижениям самого Кузьмина, требует серьезных усилий.
Прокурор отпущения?
В последние годы первый зам генпрокурора собрал на международном уровне такой букет характеристик, что конкурентами ему могут выступать немногие чиновники. "Он стал лучшей контрпропагандой украинской власти. Он выглядел как бандит, вел себя как бандит и говорил как бандит", - озвученное год назад мнение старшего научного сотрудника Института международной экономики Петерсона Андерса Аслунда с тех пор цитировалось неоднократно. Не отстают в остроте высказываний и некоторые европейские политики. "Мы должны констатировать, что первый заместитель генпрокурора Кузьмин продолжает свою борьбу с Юлией Тимошенко и накапливает множество обвинений, которые так же мало оправданы, как и все предыдущие. Международное сообщество в этом уже убедилось. Это является свидетельством избирательного правосудия", - выступил в январе 2013 года председатель комитета Европарламента по иностранных делам Элмар Брок. "Кузьмин, если бы была его воля, мог бы доказать, что Тимошенко ответственна за пятна на Луне", - был уверен он. А после того, как евродепутат упомянул о том, что ЕС может принять "меры против тех, кто систематически разрушает принципы правового государства" – то обостряющаяся, то затухающая дискуссия приобрела хроническую форму. "Брок действует как агент Тимошенко в Европе, практически не скрывая этого. История все расставит по своим местам. Правда победит ложь, а попытки заблокировать мне визу в Европу будут предприниматься и дальше", - подчеркивал Ренат Кузьмин в майском интервью "Форбсу". Впрочем, "комплименты" от заместителя генпрокурора слышит не только глава европарламентского комитета.
Если обвинения "европейских чиновников" и "американских лоббистов" Кузьмин озвучивает уже давно, то, например, "чешский мотив" в последние месяцы звучит еще свежо. "Ни для кого не секрет, что, например, в Чехии, которая предоставила политическое убежище некоторым нашим гражданам, проводились мероприятия по дискредитации украинской власти и лично президента Украины", - делился интересными сведениями представитель ГПУ с журналистами. Прага соглашаться с такой трактовкой не стала. "Министерство иностранных дел объяснения первого заместителя генерального прокурора Украины Кузьмина приняло к сведению с удивлением и верой, что это никоим образом не имеет отношения к Чешской Республике", - отреагировала на ситуацию пресс-секретарь МИД Чехии Йогана Грогова. Но от упоминаний "чешского следа" зам Виктора Пшонки пока не отказался.
Невзирая на некоторое ограничение "международно-информационных" возможностей, общее направление деятельности первого заместителя главы ГПУ не меняется. Ренат Кузьмин не только успевает следить за происками "лоббистов", но и накапливать дела против украинских оппозиционеров. Последним на сегодня в строю подозреваемых может оказаться ныне "ударовец" Валентин Наливайченко. "По заявлению народных депутатов зарегистрировано уголовное производство о разглашении гостайны бывшим председателем СБУ Наливайченко. Пока речь идет о разглашении секретных сведений и передаче конфиденциальных данных, являющихся собственностью государства. В частности, проверяется информация, предоставленная народными депутатами, о том, что господин Наливайченко выделил сотрудникам ЦРУ кабинет на Владимирской (в СБУ) и дал им возможность ознакомиться с секретными документами", - рассказал Кузьмин прессе уже в сентябре.
"Уголовное" известие сам потенциальный фигурант назвал "шизоидным нквдизмом", а его коллеги по оппозиционной деятельности – отвлекающим маневром. "Просто создается искусственный скандал для того, чтобы отвлечь внимание от колоссального количества и депутатов и высших должностных лиц, которые работают на РФ, которые срывают подписание Соглашения об ассоциации с ЕС", - уверен Александр Турчинов. Как бы то ни было, новое дело только закрепляет за Ренатом Кузьминым почетное звание главного специалиста по украинским оппозиционерам. Сам он при этом не забывает упомянуть, что инициатором производства не является. "Все мои действия санкционировал лично Генеральный прокурор Украины... Поручил мне расследовать дело по Наливайченко — расследую. Как и дело по Тимошенко. Как поручил дело по Гонгадзе. Это касается и дела по убийству Щербаня", - заверял он слушателей в Берлине.
Выстраивание круговой обороны в положении одиозного правоохранителя выглядит логичным. Подчеркивание "подневольности" своей деятельности – один из возможных вариантов, хотя схожесть "официальных" и "неофициальных" заявлений представителя ГПУ добавляет этому сценарию новых оттенков. Другой путь – все та же защита нападением "В генпрокуратуре все делают правильно, и политика здесь не причем!". При этом Ренат Кузьмин критикует не только "на экспорт". "Все эти аслунды и другие, которые взорвались сквернословием в мой адрес… сейчас работают в структурах, к которым причастен Пинчук", - возмущался он в июне. Намеки по поводу роли Виктора Пинчука нередко проходят в связке с упоминаниями о Леониде Кучме. Что предсказуемо: имя второго президента регулярно вспоминается в рамках "дела Гонгадзе", да и Рената Кузьмина Леонид Данилович в этом контексте уже называл реинкарнацией сталинского прокурора Андрея Вышинского. "Как мне кажется, что один из опричников Иосифа Виссарионовича Сталина вроде Вышинского попал в душу нашего прокурора, отсюда и такие действия", - углублялся в тонкости перерождения душ второй президент. Если учесть, что заместитель генпрокурора снова вспомнил о заказном аспекте убийства журналиста – вполне вероятно, что в ближайшее время тема продолжения или прекращения расследования будет широко обсуждаться. Как и возможное давление, которое может, в случае необходимости, послужить обоснованием и для модели поведения высокого чина ГПУ, и поводом для его гипотетической отставки.
Возможное отстранение Рената Кузьмина от деятельности, очевидно, порадовало бы не только окружение Леонида Кучмы, но и западных критиков "избирательной юстиции". Вероятность того, что эта карта еще будет разыграна до саммита Восточного партнерства, существует. Вопрос в том, послужил ли она достаточным утешением для Брюсселя, если Юлия Тимошенко так и не выйдет на свободу, и заинтересован ли в этом по-настоящему правящий лагерь. Пока же в Генпрокуратуре проблему решили простым пересмотром обязанностей, минимизируя, таким образом, влияние раздражителя. А критику в адрес Кузьмина в его ведомстве теперь могут парировать вновь обретенной не такой официальностью его высказываний. А дистанцирование от них в нынешней атмосфере "Европа – прежде всего" и "До подписания соглашения осталось полшага" лишним может не оказаться.