Допрос жизни и смерти [ Редагувати ]

14 февраля суд закончил допрос свидетеля в деле Щербаня. Допрашиваемый Игорь Марьинков рассказал о вине экс-премьер-министра Юлии Тимошенко в убийстве донецкого бизнесмена. Дача показаний Марьинкова сопровождалась драками и скандалами. Оппозиция уверяет: все сказанное – лжесвидетельство.
90-ые возвращаются
Марьинков давал показания несколько дней. И то, что происходило в эти дни, в очередной раз показало – 90-ые в Украине не закончились, а продолжаются. С одной стороны – свидетель, "осколок" той эпохи, говорящий тем языком, использующий те понятия. С другой – оппозиция, несмотря на весь свой "европейский лоск", надевшая кожаные куртки, кожаные кепки и ведущая себя, словно они находятся не в здании суда, а на базаре. И с третьей стороны – милиция, действовавшая предельно жестко.
О личности таинственного свидетеля по делу Щербаня стало известно за несколько дней до его допроса. Защита Тимошенко сразу же заявила – Марьинков будет лжесвидетельствовать. После первого дня допроса свидетеля, который состоялся 13 февраля, адвокат Тимошенко Сергей Власенко заявил: Марьинков работает на власть. "Практически ничего конкретного этот человек не сказал", – отметил Власенко. "У меня впечатление следующее: дело не существует. Если сегодня с такими нарушениями закона бились, чтобы допросить этого человека, это означает, что дела нет вообще", - уверен адвокат. Кроме того, он подчеркнул - свидетель допрашивался более 10 раз с 1999 по 2003 годы и во время судебных рассмотрений. "Ни один раз тогда фамилию Тимошенко он не упоминал", - подчеркнул Власенко. Он еще раз отметил, что свободные показания свидетеля основывались на той информации, которая была ему известна от третьих лиц. "Этот человек на постоянной основе работает на правоохранительные органы", - резюмировал Власенко. В то же время сам Марьинков уверяет – он был важным человеком в те времена, оттого и знал многие тайны. "Я сидел в одном помещении с УБОП, у меня начальником охраны был начальник донецкой милиции. У меня был не один, а три мерседеса. Меня охраняла "Альфа". Я знал половину политбюро. Я знал многих, и меня знали и уважали… Я знал ху из ху, был на сходках", - рассказывает о себе Марьинков. Многие из тех, кого знал Марьинков, уже в мире лучшем. А это были люди, чьи имена в свое время звучали весьма грозно. Именно тот факт, что они уже мертвы, использует в своих целях защита. "Мильченко (Александр Мильченко, криминальный авторитет Днепропетровска – Ред.), Кушнир (Евгений Кушнир, лидер группировки "Кушнира – Рябина", подготовившей и совершившей убийства депутатов Вадима Гетьмана и Щербаня – Ред.), Рябин (соруководитель преступной группировки – Ред.) – покойники уже больше 10 лет", - пытается опровергнуть слова Марьинкова Власенко. Сам же Марьинков реагирует на защиту таким образом: "Сколько можно трындеть одно и то же?". На вопрос отчего свидетель молчал во время предыдущих допросов по убийству Щербаня в прошлые годы, он ответил: "Скажу по-качану, подумают, что идиот".
Сам допрос свидетеля превратился в балаган. Так, первый день допроса Марьинкова сопровождался беспорядками. Депутаты пытались прорваться на заседание суда и вели там себя так, как Тимошенко во время суда над ней летом 2011 года. В конце-концов, судье эти выкрики надоели и она сначала наложила штраф на Власенко, а когда народные депутаты возмущенно зашумели и вовсе постановила удалить их из зала суда. В зал вошли сотрудники подразделения "Грифон", которые, после того, как их представителю не удалось "по-доброму" уговорить депутатов покинуть зал начали выводить парламентариев силой. В этом им помогали сотрудники подразделения "Беркут". Некоторые из нардепов жаловались не чрезмерную силу правоохранителей. Впрочем, некоторых нардепов приходилось не выводить, а чуть ли не тащить волоком из зала заседаний. "Слезь с моих ног, сволочь! Что же это происходит?", - кричала нардеп Людмила Денисова одному из бойцов спецподразделений. Однако какие бы баталии не происходили в зале суда, и как бы себя ни вел Марьинков, его показания весьма неудобны для защиты Тимошенко. Ведь, если брать их во внимание, экс-премьер-министра можно осудить на еще один срок заключения. И он может быть куда большим, чем нынешний.
Как Тимошенко покоя лишали
Показания Марьинкова свидетельствуют: Тимошенко лично встречалась с криминальными авторитетами, причастными к убийству Щербаня. "Когда Рябин (соруководитель преступной группировки – Ред.) лечился, получился у нас разговор, что ты такой нервный? И он сказал, что … Юлии Владимировне грозила какая-то опасность от Щербаня, и был заказ на Момота (президент компании "Данко" Александр Момот, был убит – Ред.) и Щербаня", - рассказывал Марьинков. "Я понимаю, что сошлись интересы Тимошенко и Щербаня. Лазаренко, учитывая его кровожадность, я знал его историю из 70-х годов… это вполне могло быть мотивом преступления. Ничего личного, только бизнес", - пояснял Марьинков мотивы Тимошенко. "Паша (Лазаренко – Ред.) дал команду Юле заплатить эти деньги со своих счетов, деньги были перечислены Мильченко, на его счета, и это был расчет за убийство Щербаня", - поведал свидетель об оплате услуг убийц.
14 февраля Марьинков наконец-то рассказал, отчего столь долгое время он умалчивал о роли Тимошенко в убийстве Щербаня. "Я говорил, что деньги Кушниру должна была передать Тимошенко, но прокуратура блокировала эти показания", - сказал он. "Это вы в 1997 году были молодым юристом, а я уже был опытным и понимал, что их интересует Паша (Лазаренко), а не Юля", - отметил Марьинков защитнику Тимошенко. При этом, он все же решил, что "правда должна восторжествовать". Оттого, мол, и дал показания в эти дни.
Прокуратуру происходящее удовлетворило. "Он (Марьинков – Ред.) ответил на все вопросы как прокуроров, так и адвокатов. Заседание продолжалось до тех пор, пока у сторон участников процесса были вопросы", - отметил прокурор по делу Щербаня Олег Пушкарь. При этом прокурор считает, что защита вела себя некорректно, пыталась запутать свидетеля. А судья защите в этом даже невольно помогала. "Однако они ставили их по нескольку раз под разным углом. Создается впечатление, что они пытались запутать свидетеля, гоняя его по кругу. И судья ни разу на это не отреагировала", - заявил Пушкарь. В то же время защитники пытаются оправдать Тимошенко. Они указывают на то, что о роли Тимошенко в убийстве Марьинков знал о третьих лиц, многих из которых нет на этом свете. В деле защиты экс-премьер-министра используется все. Даже любовь Тимошенко к модным вещам. "Марьинков описывая вид Тимошенко при их встрече сказал, что она была одета в костюм Louis Vuitton, имела сумку Gucci и пахла ароматом Chanel. Но, как мне подсказали, первая линия Louis Vuitton вышла лишь в 1998 году, и Тимошенко не могла ее носить в 1996 году", - доказывает Власенко ложность показаний Марьинкова. Кроме того, один из близких соратников Тимошенко вспомнил, что в те годы Тимошенко была сторонницей Dolce&Gabbana. А обвинение тем временем заявляет о готовности предоставить новых свидетелей по данному делу. "Будут допросы других свидетелей, уже как минимум есть несколько человек, а дальше в ходе следствия мы будем информировать", - заявил прокурор Пушкарь.
В конце концов не вытерпела сама Тимошенко. Она заявила, что готова приехать на суд в Киев. Правда, разговаривать Тимошенко хочет не с Марьинковым, допрос которого закончен, а с другим свидетелем – Зайцевым, допрос которого начнется сегодня. "В соответствии с частью 2 статьи 42 Уголовного процессуального кодекса Украины я имею право принимать участие в проведении процессуальных действий, в том числе задавать свои вопросы свидетелю. Но это мое право игнорируется", - заявила сама Тимошенко. При этом, она отметила, что ранее распространенная информация об ее отказе приезжать в Киев на суд – фальшивка. Кроме того, она считает, что суд должен перенести допросы свидетелей до тех пор, пока она не излечится. "Я лишена права на защиту и отстаивание своей позиции и своей невиновности, поскольку судья Кицюк (судья Печерского райсуда Киева - Ред.) назначил допрос свидетеля Зайцева на 15.02.2013 на 10 часов в помещении Апелляционного суда Киева, несмотря на то, что я нахожусь на стационарном лечении и в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 138 не могу быть вызванной для проведения каких-либо следственных действий. Транспортировка из города Харькова в город Киев, многочасовое нахождение в суде без медицинской помощи соответствующих условий перечеркнет все соответствующее лечение", - считает Тимошенко. Она уверена, власть ставит ее перед выбором: либо здоровье, либо возможность отстаивать свою правоту в суде. Она выбрала последнее. Появится ли Тимошенко на заседании и как на это отреагирует второй свидетель обвинения, станет известно в ближайшие часы. А до этого можно лишь верить или не верить противоречивой информации. Ведь что ни час, то новость - то Тимошенко хочет ехать в суд, то не хочет или не может...