PR-войны Львовщины [ Редагувати ]

Избиратели Западной Украины всегда имели особый взгляд на развитие ситуации в стране. Еще в конце 1980-х, когда вся Украина голосовала за нерушимый блок коммунистов и беспартийных, во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе побеждали руховцы и представители УГС.
На первых президентских выборах Западная Украина поддержала не Леонида Кравчука, а Вячеслава Чорновола, а в 1994-м - проголосовала за Кравчука, хотя в целом по стране победил Леонид Кучма. В 1998-м году Галичина стала оплотом правых сил, правда Национальному Фронту, объединившему радикальные правые силы не суждено было преодолеть четырехпроцентный барьер, зато крепкие позиции тогда еще единого Руха во многом обеспечили именно голоса жителей Западного региона.
В 2002-м ситуация оказалась почти такой же, только на смену расколовшемуся Руху пришла "Наша Украина", а на смену Национальному Фронту - Блок Юлии Тимошенко. Но персональный состав участников остался практически тем же. Особенность нынешних выборов - достаточно активная позиция блока "За единую Украину", полпредом которого в западных областях стал львовский губернатор Михаил Гладий. Сам губернатор вначале с трудом скрывал симпатии к "Нашей Украине", но во время кампании занял позицию, которая не позволяла сомневаться в его лояльности.
Нельзя, впрочем, сказать, что между двумя блоками не было взаимопонимания. "Заединщики" поддержали в борьбе за пост львовского мэра выдвиженца "Нашей Украины" Василия Куйбиду. Правда, последний не стремился особо афишировать свои связи с блоком власти. Студентов, которые расклеивали листовки с почти стихотворным слоганом "За еду - за Куйбиду", даже несколько раз задерживали. Они говорили, что задание получили из штаба конкурента Куйбиды - Любомира Буняка, поддержанного Блоком Тимошенко. Сам Буняк утверждал, что не имеет к этой пиар-акции никакого отношения.
Вообще - обвинения в использовании претендентами грязных пиар-технологий стали своеобразной модой нынешних выборов. Началось с появления многочисленных двойников известных кандидатов - особенно досталось Тарасу Стецькиву и Александру Гудиме. Правда, вряд ли происками технологов можно объяснить курьезы, то и дело происходившие в ходе кампании. В одном из райцентров рекламный щит с лозунгом "Это моя земля и мне здесь жить" установили прямо напротив кладбища. Не менее живописно выглядел и биг-борд одного из кандидатов с девизом "Роби людям добро и житимеш вично" у центральных ворот Лычаковского кладбища-музея в самом центре Львова.
Признанными лидерами по количеству рекламы во Львове были "Наша Украина" и блок "За единую Украину". Листовками с изображением Ющенко были оклеены практически все заборы, столбы, стены домов и даже дорожные ограждения. Заединщики предпочитали агитировать за себя с витрин магазинов, учреждений и маршрутных такси. Разумеется, использовал блок власти и возможности государственных СМИ, хотя в Западной Украине немало и частных масс-медиа, но их симпатии - скорее на стороне Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Вообще, конкуренция между "Нашей Украиной" и БЮТ была очень жёсткой. Первые избирателей убеждали, что без голосов галичан "Нашей Украине" не удастся добиться победы в масштабах всей страны. Вторые делали акцент на том, что сторонники Ющенко попадут в парламент в любом случае, а Тимошенко - на грани четырехпроцентного барьера и голоса ей нужнее. Главным борцом с административным ресурсом на Львовщине были объединённые социал-демократы. На встрече с американским послом секретарь обкома СДПУ(О) сообщил даже о разработке специальных ноу-хау для борьбы с фальсификациями. Правда, раскрывать секрет раньше времени не стал.
Впрочем, борьба с фальсификациями - это тот случай, когда и один в поле воин. Буквально накануне выборов стало известно, что один из кандидатов в депутаты облсовета перевозил в своем автомобиле более 45-ти тысяч бюллетеней. Каким образом кандидату удалось их получить, и почему в накладной не было его подписи - пока неизвестно.