Когда люди готовы умереть за сахар... [ Редагувати ]

Потеря внешних рынков в числе прочих причин уже привела к спаду в производстве технических культур. В том числе такой, традиционной, как сахарная свекла. А ведь Украина до конца 80-х годов была в числе крупнейших производителей сладкой продукции.
Производство сахара - сезонная работа. Имеющееся сырье обычно перерабатывают в течение 3 месяцев. После этого конвейерные линии останавливают - до следующего урожая. Впрочем, и в самую горячую пору задействовать все мощности не удается. Вообще в Украине - 192 сахаропесочных и 5 сахарорафинадых заводов. В прошлом году планировалось запустить 157, но сырья хватило только на 147 предприятий. При этом 55 из них отработали меньше 30 дней, и это принесло больше убытков, чем прибыли.
В этом году намечено запустить 139 заводов с рабочим периодом не менее 40 дней. Это позволит произвести миллион 800 тысяч тонн сахара. Для обеспечения внутреннего рынка такого количества вполне хватит - но о рекордах и славе новых Терещенко и Харитоненко говорить не приходится.
Что же вызвало спад в отрасли, которая обеспечивает работой больше миллиона 200 тысяч человек? Специалисты называют несколько причин - неблагоприятная конъюнктура, торговые ограничения на внешних рынках, неграмотная первичная приватизация, отсутствие долгосрочных кредитов.
Сергей Бут, директор "ЕС Агро": "У колхозов нет средств. Они все берут под следующий урожай, у предприятий который поставляют семена, удобрения, гербициды - все, как правило, в кредит, и им не хватает денег, чтобы выращивать нормальный буряк".
Получается порочный круг. Запуская завод на 10-20 дней, производители несут убытки. Ведь, для нормальной работы необходимо почти полтора месяца. В результате заводы не в состоянии полностью рассчитаться с поставщиками сахарной свёклы, которые, в свою очередь, вынуждены сокращать объемы посевов и не использовать удобрения. По оценкам специалистов ассоциации "Укрсахар", для получения богатого урожая свёклы с высоким содержанием сахара в обработку каждого гектара земли необходимо вложить до 2 тысяч гривен. У фермеров таких средств нет. Поэтому с каждым годом они поставляют на заводы все меньше и меньше сырья. В итоге его не хватает даже для насыщения внутреннего рынка.
Чтобы покрыть недостаток, в Украину уже два года завозится тростниковый сырец. Получаемый из него сахар значительно дешевле свекловичного, но страна в этом случае рискует окончательно лишиться собственной сырьевой базы.
Петр Борисюк, первый заместитель президента ассоциации "Укрсахар": "Кожна країна свиту, взяти Європу - вони закрили кордони - ні Німеччина, ні Франція, ні Голландія. Вони закрили кордони тростини, вони вирощують буряк, вони дають роботу своїм людям. Він дуже дорогий, в Німеччини - 800 доларів за тону, але це свій цукор".
Нельзя сказать, что правительство не пытается ограничить ввоз тростника. Скорее наоборот. Но есть проблемы. Украина хочет попасть в Мировую торговую организацию, а ВТО требует открыть рынок. Говорят, уже названы и условия - дать разрешение на ввоз по льготным ценам не менее 200 тысяч тонн тростникового сырца. Ежегодно.
Петр Борисюк, первый заместитель президента ассоциации "Укрсахар": "Якщо на сьогодні так грубо підійти і раз так зробити, це одразу 50 заводив немає, і вознікають соціальні проблеми в галузі одразу великі".
Для обеспечения внутреннего рынка и даже экспорта Украине достаточно около 80 сахарных заводов. Но что же тогда делать с остальными? С экономической точки зрения их выгоднее закрыть, а вот с социальной...
Исторически сложилось так, что почти все города и поселки, в которых находятся сахарные заводы, своим появлением обязаны именно предприятию - оно становилось сердцем населенного пункта. Возраст многих заводов - больше 100 лет, на них работают династиями. Насколько болезненным для людей может стать закрытие предприятия, показал конфликт, который недавно произошел в Винницкой области на Чечельницком сахарном заводе.
Он был объявлен банкротом, оценили его - в миллион гривен. На такую цену, конечно же, нашелся покупатель - компания, уже владеющая одним сахарным заводом в этом районе. После покупки новый собственник принял нетрадиционное и мало приятное для заводчан решение. Из-за отсутствия сырьевой базы оборудование предприятия - демонтировать или, как говорят, срезать. Часть инвентаря предполагалось поставить на работающий завод, остальное - продать. Конечно же, радости у работников такой шаг нового владельца не вызвал, и они решили любой ценой на завод никого не пустить.
Протестующий: "Я хочу сказать, что я лично распорю живот этому спонсору, который закупил завод, потому что люди лишились права, лишились хлеба".
Василий Пенкич, главный механик Чечельницкого сахарного завода: "Він в робочому состояніі, но йому потрібен інвестор, який би вклав трошки грошей, і він запрацює. Я оценіваю, шо єслі люді будут собираться - нє дадут. Люди бєз работы - это міна замєдлєнного дєйствія".
Люди, и вправду, собирались. Были они у завода и в тот день, когда новый собственник предпринял очередную попытку попасть на территорию предприятия, прибегнув к помощи частной охранной фирмы. Более двух часов продолжалось противостояние - Вооруженные охранники то нападали, то защищались.
Женщина бежит на камеру и кричит: "снимай, паскуда, на камеру, що пшикают в очи, снимай добре".
Заводчане были настроены решительно и грозили забросать непрошеных гостей бутылками с зажигательной смесью. Но, к счастью до этого не дошло, охрана покинула территорию предприятия. Спустя время, сторонам удалось достичь компромисса.
Сергей Бут, директор "ЕС Агро": "Мы передаем в собственность народа пекарню, пилораму, скважину, поставили насосную станцию,. по просьбам людей сделаем небольшие ремонты зданий где они живут, там все обветшавшее. И часть площадей завода будем перепрофилировать - думаем поставить консервный цех".
Для Чечельника уже все закончилось - закончилась жизнь столетнего завода, закончились столкновения с новыми собственниками. Зато этого не скажешь о другом предприятии отрасли - в городе Новоукраинка Кировоградской области. Там, похоже, все только начинается. Уже шестнадцать суток заводчане несут дежурство - все подступы к предприятию перекрыты машинами и тракторами.
Леонид Коренной, работник ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Я вже 14 суток не вихожу з завода, а живу тут 300 метрів, жінка приходе, рубашку мені приносить, щоб я переодівся".
История обычная - в последние годы на предприятии неоднократно менялось руководство. Сами заводчане лучшим директором называют Андрея Носкова, который занимал эту должность с 96 по 98 год. Говорят, что под его началом у предприятия появилась надежда на погашение всех долгов и прибыльную работу. Но в 98-ом Носков был отстранен от должности. Юридически. А еще через два года - фактически.
Андрей Носков, директор ОАО "Новоукраинский сахарный завод": В апреле 2000 года подъехали люди с вооруженными автоматами, бойцами Титана, и буквально насильно толкая людей в спину вытолкали на улицу - вы здесь работать не будете".
Леонид Коренной, работник ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Під автоматами його вивели, під автоматами, люди вооружонні автоматами його вивели".
Вывели Носкова - на два года. Все это время по документам он числился директором завода, но доступа к нему не имел.
Александра Ляна, бухгалтер ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Була тут Надєжда Алєксєєвна - командувала, вони на область дали 6 машин за то, що вони тут всє хорошо сработалі. Всі борги повісили на новоукраїнський завод, а гроші в карман. І обласне руководство вони ублажали. Так що у нас тут така мафія, що нам тут всім не жить, нас тут всіх перестріляють".
Леонид Коренной, работник ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Зараз хоч вода появилась, а-то два роки у нас не було нічого, мої батьки, які строїли цей завод, два роки без води і світла сиділи".
В апреле этого года очередное решение суда позволило Носкову опять попасть на завод, но история на этом не закончилась. С 19 июля работники вообще перешли на осадное положение. А все потому, что пришел судебный исполнитель с совсем другим постановлением. И пришел не один - на всякий случай...
Ирина Чапловская, работник неведомственной охраны ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Він не пред'явив нам документи. Жінка та ішла, а кругом неї шли ППСники - в каскє, с дубінкамі. І як ото толпа стояла, вони підійшли і одразу почали бити".
Александра Ляна, бухгалтер ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Вони нас били дубинками - двое вихватують, третий зверху лупцює. У них ось такі щити в ріст людини, каскі на голові, бронежилєти, дубінки - як ми их могли вдарити, як достати? Нас б'ють ні за що - ми хочемо жити, ми хочемо, щоб сахарний завод робив - і перша польза буде для Новоукраїнки".
После встречи с работниками патрульно-постовой службы шесть человек пришлось госпитализировать, а одна женщина до сих пор остается на больничной койке - у неё сотрясение мозга.
Инна Гарченко, бухгалтер материального отдела ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Я стояла спереді і побачила, що він Льоню тягне, я отбила сначала його руку ... а потім я побачила, що він витягує Льоню за ноги з толпи, я нагнулася, щоб освободити ноги Льоні, а він відкинув мене, я упала і оце ж вдарилася головою..."
Кстати, еще до прихода судебного исполнителя вступило в силу решение Кировоградского областного суда, согласно которому запрещалось передавать имущество предприятия кому-либо до окончательного рассмотрения дела о хозяйственном споре. Поэтому случившееся заводчане называют одним словом - произвол.
Леонид Коренной, работник ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Ми находились на дежурстве у конторы сахзавода, когда подъезжает председатель районной администрации Балан. Начали дискуссии за свеклу, и он нам открыто говорит - вам свеклу в этом году никто не привезет".
Андрей Носков, директор ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Кто-то сознательно это делает - если не забрать завод, то поставить на колени, не запустить, тогда он сам развалится и никому не будет нужен".
Что думают по этому поводу представители власти, и как они комментируют ситуацию на заводе для нас осталось загадкой. Глава районной администрации Владимир Балан от комментариев отказался, более того, узнав о нашем приезде, молча удалился. Прокурор района Виктор Ведющенко пытался не попадаться на глаза нашей съемочной группе, а, появившись на рабочем месте, не пустил нас в кабинет. Ну а пока власти молчат или готовят очередной маневр, заводчанам ничего не остается, как ждать худшего.
Александра Ляна, бухгалтер ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Ми намєрєни оставаться тут і сторожувати, поки нас всіх тут не перестріляють. Тоді вони получать свій сахар, послєднєго вб'ють, зайдуть і получать свій сахар".
Сахар находится на складе завода. За него собственно и ведется борьба. Какое количество сахара - точно неизвестно, но говорят, что стоимость продукции превышает 3 миллиона долларов. Это - деньги на ремонт, закупку сырья, зарплату для заводчан. Если, конечно, людям удастся их отстоять.
Андрей Носков, директор ОАО "Новоукраинский сахарный завод": "Против меня возбуждено уголовное дело по факту этих событий. Сегодня мне собираются предъявить обвинение, т.е., я так понимаю, с последующим задержанием и арестом.
Андрей Носков оказался прав. После нашей встречи, его вызвали в прокуратуру и арестовали.