Россия - Украина: политический импульс двусторонней торговле [ Редагувати ]

Один их главных итогов прошедших в Москве переговоров президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы - договоренность о сроках подписания документов о создании российско-украинского газопроводного консорциума, обеспечивающего поставки российского и центральноазиатского газа в Европу. Это планируется сделать 7 октября.
Примечательное совпадение: если нынешний визит Леонида Кучмы в Москву пришелся на день рождения украинского президента, то предстоящее подписание документов по газотранспортному консорциуму выпадает уже на пятидесятилетний юбилей президента России.
С большой долей вероятности можно прогнозировать, что документы, о которых говорилось в Москве, в намеченные сроки будут подписаны. Ведь в такие дни главы государств охотно идут навстречу друг другу, стараются уводить разногласия на второй план, даже если они и есть.
Можно сказать, что политический аспект создания консорциума практически согласован. Интерес к этому проекту проявили политические руководители Германии и Франции, так что поддержка европейских лидеров ему обеспечена.
Но совсем другое дело - экономические детали, такие, например, как плата за транспортировку газа, конкретные вопросы управления газопроводной сетью. Здесь могут возникать разногласия, причем настолько специфические, что политикам бывает очень трудно их разрешить.
То же относится и к ситуации во взаимной торговле, отношениям между товаропроизводителями России и Украины, которые чаще всего обусловливаются не долгосрочными стратегическими интересами государств, а текущей экономической конъюнктурой, конкретными интересами предприятий и отраслей. Здесь политикам договариваться и выполнять обещания труднее, даже если они совершенно искренне считают наращивание взаимного товарооборота важнейшим экономическим приоритетом своих стран.
Прилетев в Москву, Леонид Кучма выразил озабоченность состоянием торгово-экономических отношений между Россией и Украиной. С легкой руки журналистов в оборот был запущен не очень приятный для политиков термин "торговые войны". Возможно, реальная ситуация не столь драматична.
Однако проблемы существуют, и если не пытаться их решать, в том числе и на политическом уровне, то они могут накапливаться и давать негативные результаты.
Судя по высказываниям Владимира Путина, он полностью разделяет эту точку зрения. Во всяком случае, причиной встречи со своим украинским коллегой он назвал именно падение товарооборота между Россией и Украиной.
Насколько быстро политическим лидерам удастся переломить неблагоприятные тенденции во взаимной торговле? Стоит учесть, что торговые пошлины повышены уже на многие виды товаров (российские автомобили на Украине, украинская продукция пищевой промышленности и металлургии в России и т.д.), причем за каждым из них стоят конкретные интересы российских и украинских производителей.
Тем не менее, прогресс налицо. По итогам встречи было объявлено, что президенты договорились об отмене в самое ближайшее время ряда ограничений во взаимной торговле. По словам первого вице-премьера российского правительства Виктора Христенко, речь идет о 19 позициях российских товаров. Разумеется, на встречные уступки в отношении украинской продукции пойдет и Россия. В частности, как заявил президент Владимир Путин, снятие ограничений коснется поставок украинских труб на российский рынок. А вот вопрос о недавно введенных Украиной пошлинах (в размере 31,7 процента) на импорт российских автомобилей пока остается нерешенным. Как пояснил Христенко, по этому вопросу будет продолжена работа - на правительственном уровне.
Что же касается президентов, то, вероятно, их главная задача в таких условиях - не дать своим экономикам замкнуться в национальных границах, стимулировать развитие взаимного товарооборота политическими средствами.
Общение двух президентов показало, что политическая воля для этого существует - как в России, так и на Украине. Теперь, вероятно, дело за правительствами, которым предстоит найти оптимальные, отвечающие интересам обеих стран возможности для развития взаимной торговли.
Причем, очевидно, это не может быть неким одномоментным волевым решением. Предстоит долговременная, очень кропотливая работа, цель которой - снимать возникающие противоречия, находить новые возможности для взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Удастся ли министерствам двух стран сработать так же быстро, как и их президентам, пока неясно. Правда, российский министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что есть вопросы, которые можно снять на переговорах в течение одной недели.