Le Monde: Украина. Надежда есть [ Редагувати ]
"Несмотря на политические конвульсии, Украина продолжает двигаться вперед. Независимость консолидировалась и уже в открытую не оспаривается Россией. Несмотря на региональные различия, утвердилась и национальная идея", пишет Петр Смоляр в статье, опубликованной во французской газете Le Monde.
Парадоксально, но факт: разочарование, испытываемое большинством украинцев, в значительной степени влияет на выбор национального пути. Украинцы живут в одной стране, они вместе голосуют, и если их дурачат - то тоже всех вместе.
Последнее время стало хорошим тоном говорить о своем разочаровании Украиной. Три года спустя после оранжевой революции, поднявшей в регионе волну беспрецедентного - после падения Берлинской стены в 1989 года - демократического оптимизма, в воскресенье, 30 сентября, украинцы голосовали без особого энтузиазма. Их вполне можно понять: они выбирают депутатов второй раз за полтора года. Небольшое преимущество в результате получили оранжевые - БЮТ Юлии Тимошенко и НУНС президента Виктора Ющенко. Однако Партия регионов Виктора Януковича все равно набрала больше.
В Киеве сразу же началось заключение сделок, главная цель которых - создание правительственной коалиции. Парламентская нестабильность генетическим кодом прописана в политической системе Украины. Именно поэтому постоянно звучат призывы к пересмотру конституции. Политики подходят к заключению сделок вдумчиво, ведь политическая жизнь Украины крутится вокруг трех основных фигур, которые, в свою очередь, имеют серьезные амбиции на предстоящих в 2009 г. президентских выборах. Это Виктор Ющенко, его бывшая союзница Юлия Тимошенко и уходящий премьер Виктор Янукович.
Европейцы вот уже несколько месяцев выражают беспокойство относительно демократичности политической системы в Украине. Вначале украинские демократы вселили в них надежду, потом разругавшиеся оранжевые - которые пошли след в след за польской Солидарностью - глубоко разочаровали Европу. Действительно, время потеряно и удобный случай упущен. Эгоизм взял верх над великими целями. Революционная риторика разделила политиков на "своих" и "чужих" и не способствовала ликвидации психологического и географического разлома между проевропейским западом и пророссийским востоком.
И все-таки в ходе короткой (всего полтора месяца) предвыборной кампании прозвучали ободряющие сигналы. Они касались не только впечатляющего экономического роста - около 8% с начала года - но и изменений в украинском обществе в целом. Что касается политического поля, следует отметить признаки прямого вмешательства россиян. Сомнительный эффект прямого воздействия, имевшего место в 2004-м, охладил пыл Кремля. Конечно, это вовсе не значит, что россияне совсем отказались от влияния в Украину, однако теперь его инструментом стали энергоресурсы, а именно газ. Еще до голосования Москва дала понять, что от цвета нового правительства - голубого или оранжевого - будет зависеть газовая политика. С точки зрения России, украинцы должны заплатить за свою эмансипацию.
Второй признак - эволюция самих партий. Эти образования, не имеющие ни "борцовского базиса", ни четкой идеологии, переняли манеру поведения западных партий. Впервые политики заговорили о конкретных проблемах граждан, хотя время от времени вновь обещали им "золотые горы". К примеру, каждому пришлось высказаться о сумме выплат женщинам при рождении первого ребенка. Подобная стандартизация политического дискурса - имеющая, безусловно, и негативный эффект, например, черный пиар в рекламе - также свидетельствует о свершившихся изменениях и позволяет предсказывать переход от революционной к управленческой эре. Меньше шума - больше конкретики. Этим воспользуется новое поколение чиновников.
Даже Партия регионов постаралась внешне модернизироваться. За глаза ее характеризуют как пророссийскую, однако она представляет интересы промышленного востока страны. Важный нюанс: интересы донбасских олигархов не идентичны интересам России. Вот уже два года партию консультируют американские специалисты, которым удалось очистить ее имидж и найти более осмысленные лозунги.
Несмотря на политические конвульсии, Украина продолжает двигаться вперед. Независимость консолидировалась и уже в открытую не оспаривается Россией. Несмотря на региональные различия, утвердилась и национальная идея. Парадоксально, но факт: разочарование, испытываемое большинством украинцев, в значительной степени влияет на выбор национального пути. Украинцы живут в одной стране, они вместе голосуют, и если их дурачат - то тоже всех вместе. В конце концов, стоит лишь склониться над картой, посмотреть на то, к чему пришло большинство бывших советских республик, и мысленно поздравить Украину. Если не принимать во внимание интегрировавшиеся в Евросоюз балтийские государства, что мы увидим?
Беларусь - громадный колхоз, управляемый диктатором Лукашенко. Среднеазиатские державы живут за счет сырьевых ресурсов и жестких политических репрессий. Даже Грузия - революционная подруга Украины - переживает напряженный период усиления сепаратизма Абхазии и Южной Осетии; а 8 октября освободили из заключения бывшего ближайшего соратника Михаила Саакашвили, Ираклия Окруашвили. Конечно, пока Украина не заслужила комплиментов мирового демократического жюри, однако волнение по ее поводу не оправдано пройденным путем и размерами неудач.
Безусловно, есть действительно серьезные проблемы: коррупция, отсутствие сбалансированной современной правовой системы, зависимость судей, чрезмерный бюрократизм. Главнейшее из зол - смешение частных и общественных интересов. Не нужно обманываться романтическим содержанием оранжевой революции. До нынешних выборов более половины членов Рады были успешными дельцами, которым удавалось скрывать свою сущность.
Уйти из политики решился лишь Виктор Пинчук - владелец металлургического холдинга и бывший депутат - а сколько еще олигархов и предпринимателей стремятся дорваться до государственной власти, считая ее продолжением своих частных интересов?.
Можно сказать, что главный позитивный эффект этой политической мешанины - различие интересов всех основных игроков. Три главных полюса власти пользуются поддержкой разных частей населения. Таким образом, сохраняется плюрализм, который можно усмотреть даже в принадлежащих разным олигархам СМИ. Дышать в Украине легко, процветает свобода слова. Чего не скажешь о соседней России.