Прошёл год трагедии в Керчи [ Редагувати ]
Ровно год назад в Керченском проливе произошла трагедия. В ночь с 10-го на 11-ое ноября 2007-го здесь бушевал семибалльный шторм. О непогоде береговые службы предупредили все корабли в акватории. Кто-то успел укрыться, но многие это сообщение проигнорировали. С якорных стоянок - суда просто срывало и несло в море или выбрасывало на мель. Несколько кораблей в считанные минуты получили повреждения и затонули.
Не всех моряков тогда удалось спасти. В пять утра 11-го ноября российский танкер "Волганефть-139" на длинной волне просто разломился на две части. В море попали тонны мазута. Что изменилось за год , после той катастрофы, - в сюжете Максима Кошелева.
После крушения "Волганефти-139" - два дня бушевал шторм, и всё это время море выбрасывало на берег тонны мазута.
Чёрная масса покрыла Керченские пляжи, сплошным слоем легла на остров Тузла. По приблизительным оценкам, в море попало более 2 тысяч тонн нефтепродуктов. МЧС, пограничники, военные и волонтёры вручную собирали промасленные водоросли. В первые дни - начали погибать птицы.
Евгений Бубнов, председатель Республиканского комитета по охране окружающей природной среды:
- Были такие воронки, полностью залитые мазутом. Полностью. В них барахтались эту утки несчастные и чайки, которых я сам вытаскивал и пытался хоть что-то с ними сделать. К нашему стыду, мы и здесь не были готовы.
Общественные экологические организации Крыма сразу заговорили о том, что государство замалчивает истинные масштабы трагедии. Защитники природы до сих пор утверждают - от мазута массово гибли рыба, водоплавающие птицы, моллюски и морская растительность.
Крымские экологи недавно побывали на Тузле - и даже спустя год - с помощью обычной сапёрной лопатки - обнаружили большое количество мазута.
Виктор Попов, руководитель керченского отделения Ассоциации "Экология и мир":
- Утверждение, когда наши службы, в том числе и МЧС, утверждают о том, что все убрано - оно всегда имеется в виду, что оно с поверхности только убрано. Никто не копался, как говорится. Наша власть в Украине не выделила ни одной гривны, чтобы детально исследовать, каковы отдаленные последствия.
Всё не так уж плохо - говорят учёные-океанографы. И отмечают - за год ни численность, ни миграции рыбы в Керченском проливе существенно не изменились. Природа сама борется с загрязнением.
Борис Панов, директор Южного научно-исследовательского института морского разнообразия и океанографии:
- Мы не констатируем пока какого-то ущерба серьезного. Море само по себе нефть перерабатывает, растворенные нефтепродукты - от шести до восьми месяцев. Уже лето прошло, природа в значительной степени справилась с этой аварией.
Результаты своих исследований учёные предоставляют российско-украинской межведомственной комиссии. Ее создали после аварии для выяснения причин и масштабов катастрофы в проливе.
Максим Кошелев, корреспондент:
- И сегодня, спустя год с момента кораблекрушений в Керченском проливе, Россия и Украина не могут прийти к согласию в одном принципиальном вопросе - по какой методике оценивать ущерб, нанесённый природе.
Украина оценила ущерб почти в миллиард долларов. У России - сумма меньшая. Но виновнику загрязнения акватории - судовладельцу "Волгонефти" - в любом случае нужно выставить один, общий счет. В августе со дна моря были подняты обе половины расколовшегося танкера. А вот другие затонувшие корабли - ни украинцы, ни россияне не имели права
трогать в течение года после аварии. Даже если они мешали судоходству, как например сухогруз "Ковель". Теперь поднять погибшие суда можно и без согласия судовладельцев.
Максим Кошелев, Виталий Зятковский, "Подробности", телеканал "Интер", Крым