Павловский: Министра на "Таврию" не посадишь [ Редагувати ]

Бой чиновничьим "Мерседесам", зеленый свет - автомобилям отечественного производства. Вооружившись таким лозунгом, трое нардепов от "Батьківщини" разработали и внесли на рассмотрение Верховной рады законопроект, который заставляет госслужащих разного ранга использовать в качестве служебного транспорта авто исключительно украинской сборки.
"Государственные служащие используют служебный транспорт, который не соответствует экономической и социальной ситуации в стране. Не единичны случаи использования госчиновниками транспорта, которой принадлежит коммерческим структурам, что можно рассматривать как скрытую форму взятки. Много случаев взятия в аренду дорогих автомобилей, что тоже является формой коррупционной деятельности ", - отмечается в пояснительной записке к проекту закона.
Оппоненты законопроекта называют его чистой воды популизмом. А коммунисты "без купюр" заявили, что ездить на автомобилях отечественного производства опасно. Между тем разработчики закона убеждены: их законодательное детище имеет право на жизнь. Потому что, во-первых, практическая реализация законодательных норм приведет к экономии бюджетных средств. Во-вторых, пересадив многочисленную армию чиновников на украинские авто, государство поддержит отечественного товаропроизводителя.
О форме и содержании законопроекта, который уже поднял много шума в прессе, рассказал "Обозревателю" один из авторов документа, народный депутат Андрей Павловский.
Андрей, объясните, какова мотивация разработки и конечная цель вашего законопроекта?
- Мотивация очень простая. Во-первых, использование чиновниками (начиная с глав райадминистраций, заканчивая чиновниками и чиновниками президентской администрации) шикарных представительских авто, которые стоят по 100 тысяч евро и более, совершенно не соответствует социально-экономической ситуации в стране. Во-вторых, сейчас перекрывается ряд социальных программ. В бюджете на текущий год правительство приостановило действие 13-ти законов о социальной защите. И в то же время, чиновники на себе экономить не собираются. Мы же предлагаем экономию бюджетных средств.
Кроме того, не стоит забывать о морально-этическом факторе. Чиновники в то время, когда все государство затягивает пояса, должны показывать личный пример экономии.
И еще один важнейший момент: наш законопроект предусматривает поддержку отечественного товаропроизводителя. Какими были последние сообщения в области автопроизводства? К сожалению, очень и очень печальные. Почти все автосборочные заводы в Украине остановились: и в Черкассах, и в Луцке, и в Запорожье. Стоят. Нет заказов. А они (заказы) могут расти путем заказов на автомобили представительского класса для наших чиновников. Почему же, спрашивается, не поддержать отечественного товаропроизводителя?
Каким вы видите практический механизм реализации законопроекта?
- Не нужно думать, что мы предлагаем "здесь и сейчас" пересадить всех на "Таврии". Это не так. Понятно, что министра на "Таврию" не посадишь. Но на представительские "Skoda" - почему бы и нет? А эти автомобили производятся в Украине, на сборочном заводе под Ужгородом. Кстати, в свое время сборник "Мерседесов", "Шевроле" делали на Запорожском автомобилестроительном заводе. "Опель" также собирается в Украине. На таких авто чиновникам, думаю, не было бы стыдно ездить. Они комфортные и безопасные, а стоят гораздо дешевле аналогичных авто, которые привозят из Германии и других стран. Вот собственно и есть цель нашего законопроекта. И здесь ничего оригинального нет. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается Государственной Думой РФ. Если наши российские коллеги это сделают, то почему мы не можем? В Украине же сейчас очень популярно повторять некоторые шаги россиян (смеется - авт.).
Вы подсчитывали, сколько средств в дальнейшем может быть сэкономлено, скажем за год, в случае принятия законопроекта?
- Трудно сказать, сколько средств может быть сэкономлено. Речь идет не только о покупке автомобилей, но и запчастей. Для примера. На иностранные представительские авто для гаража правительства только в прошлом году было заказано резины на 20 миллионов гривен. А резина ведь тоже импортная. Могли бы покупать отечественную в Белой Церкви, половину средств сэкономили бы. И так же посчитайте: сколько стоит "Шкода", а сколько - шестисотый "Мерседес". Вот вам и экономия будет. А ежегодно сотни миллионов бюджетных гривен тратятся на закупку представительских авто. Это прихоть чиновника, престижная игрушка для него. Давал бы я или вы, как налогоплательщики, согласие на такое неэффективное расходование бюджетных средств? Я не давал. Думаю, и вы не дадите согласие на то, чтобы чиновники ежегодно меняли "Мерседесы". И еще раз замечаю: речь идет не только об экономической составляющей, но и о морально-этической.
И вы думаете, чиновники возьмут и пересядут на "Шкоды"? Не мне вам рассказывать, какие машины стоят под ВР, правительством, другими госучреждениями.
- Так это стоят частные авто. Кстати, мы в своем законопроекте предполагаем, что если чиновник отказывается от служебного авто, он имеет право использовать личное авто или авто своих родственников. В таком случае может быть предусмотрена только ежемесячная лимитная компенсация на бензин. И все. Ничего тут страшного нет, такая формула действует во всей Европе. А что касается Верховной рады ... В ВР из 450-ти народных депутатов, видимо, 300 - долларовые миллиардеры и миллионеры. О каких служебных авто здесь идет речь? Они скоро сюда будут на яхтах приезжать. Но это их частные доходы и их дело: на авто ехать или на вертолете лететь. Мы же в своем законопроекте говорим об исполнительной службе, о государственных служащих. В первую очередь, об Администрации президента, Кабинете министров, областных, районных администрациях и так далее. Сейчас что происходит? Глава администрации и его заместители имеют право на шикарное авто. Уже дошло до того, что начальникам отделов в администрациях покупают представительские авто. Что это, как не растранжиривание государственных средств?
Нуждается ли реализация вашего законопроекта в дополнительных бюджетных средствах?
- Нет, не нуждается. В законопроекте предусмотрено, что государственные авто, которые сейчас есть в наличии, должны быть проданы с аукциона по рыночной стоимости. А на вырученные от распродажи средства должны быть приобретены дешевые отечественные авто. Кстати, здесь будет и экономия средств, ведь от продажи иностранных авто будет еще и прибыль, которая пойдет в госбюджет.
Думаете, в парламенте поддержат вашу инициативу? Вот коммунисты уже раскритиковали ваш законопроект, мол, отечественные автомобили ненадежны и так далее.
- Значит, коммунисты не хотят поддерживать отечественного товаропроизводителя. Ну и грош им цена как коммунистам. А знаете, как расшифровывается КПУ? Коммерческая партия Украины. Всем известно, что они работали и работают за деньги. Словом, это уже давно не идеологическая партия. Коммунисты сегодня - это циничные коммерсанты. Так что им в этом случае лучше помолчать, а не комментировать.
А вот регионалам ваш законопроект понравился.
- Да, я читал, что этот законопроект очень понравился Чечетову. Он его расхвалил и пообещал, что Партия регионов за него проголосует. Так что надеемся на поддержку регионалов (улыбается - Авт.). Я понимаю, что он насмехался, но слово - не воробей. Сказал - пусть отвечает. Кстати, в прошлом созыве я подавал подобный законопроект. И власть тогда даже не захотела вносить этот документ в повестку дня. Как будет сейчас? Все зависит от того, какое качество продемонстрирует новая Верховная рада. Если новые депутаты, которые вошли в ВР, несут новое качество и готовы заботиться о государственных интересах, они поддержат этот законопроект. А если и дальше будут заботиться лишь о собственном кармане, то понятно, что перспектив у подобных законопроектов нет.
Представим, что ваш законопроект одобрен и подписан президентом. Сколько нужно времени для его окончательной реализации на практике?
- При желании на это уйдет очень мало времени. Месяц, максимум два.