Помогут ли угольщикам бюджетные миллиарды? [ Редагувати ]

27 ноября 2003 года в украинском парламенте был принят бюджет государства на следующий год. В то время как депутаты в разгаре бюджетных страстей бранились и били друг друга по лицу, под стенами Рады собрались несколько тысяч граждан - те, кто за бюджет, и те, кто против. К счастью, они оказались намного более спокойными и миролюбивыми, чем их избранники. Бок о бок простояв несколько часов, митингующие, можно сказать, даже подружились. Любо-дорого смотреть, как молодые активистки "Нашей Украины" угощают горячим чаем мерзнущих горняков.
Что ж, каким бы ни был итог политического противостояния вокруг бюджета и последствия его принятия, а мирный и цивилизованный "бюджетный" митинг стал для общественности бальзамом на израненную душу. Далеким от норм цивилизованной политики недавним разборкам в Донецке и Сумах митинг 27 ноября можно смело противопоставить.
Однако данная акция носила знаковый характер еще по одной причине: шахтеры впервые в истории Украины выступили не против правительства, а в его поддержку. Этот пикет ознаменовал начало активных действий движения, которому можно дать неофициальное название "Шахтеры за Януковича". Не стоит забывать, что в парламенте и правительстве на сегодняшний день как никогда сильны позиции "угольного лобби". "Регионы Украины", оперирующие уже 65-ю карточками для голосования, являются основой нынешнего парламентского большинства и, с учетом премьерства своего лидера Януковича, самой влиятельной фракцией.
Одним из видных "региональщиков" является Виктор Турманов - лидер профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП), который номинально объединяет около полумиллиона шахтеров. Данный профсоюз посвященные лица именуют не иначе как "желтый". Чтобы понять, что такое "желтый профсоюз" вспомните свои студенческие времена, когда вы платили ежемесячно по 50 копеек в профком, а взамен имели возможность получать льготный проездной на проезд в общественном транспорте. При этом ничего более о деятельности профкома вы не знали и, как и основная масса учащихся, активного участия в работе организации не принимали. Зато профком активно оперировал тем фактом, что "за его спиной стоят тысячи студентов".
Именно "бойцы" Турманова и прибыли в день принятия бюджета в Киев в количестве тысячи человек, чтобы выразить свою поддержку правительству. Точнее, с политической точки зрения, все это выглядело как поддержка правительства. На самом же деле шахтеры требовали все то же, что и раньше - просто учесть потребности их отрасли в главном финансовом документе страны на будущий год.
Турманов так охарактеризовал работу правительства над решением шахтерских проблем: "Через бюджети, що приймалися в попередні роки, гірники недоодержали понад 790 мільйонів гривень. Коаліційний Уряд В.Януковича вперше у цьому році фінансує шахтарів на 100%".
Здесь соратник премьера противоречит самому себе и явно перестарался в политической рекламе. Турманов не раз говорил, что для решения первоочередных проблем отрасли необходимо 5,2 миллиарда гривен в год. Когда же, отменив налоговые льготы в ряде других отраслей и отказавшись подымать минимальную заработную плату до 237 гривен, правительству удалось "наскрести" для шахтеров 4 миллиарда, оказалось, что это и есть 100% потребностей отрасли.
"Сьомий рік поспіль ми влаштовуємо свої акції в момент прийняття бюджету, аби нагадати про свої інтереси. Вчора ми були тут, аби підтримати бюджет, запропонований Урядом В. Януковича. Але сюди прийшли й опозиціонери. Вони вперше втрутилися в цей процес. Тому очевидно, що їхній мітинг - політична популістська акція", - обвинил оппонентов представитель "Регионов". Хотя, судя по тому, как сложились отношения между пикетчиками из обоих лагерей, даже шахтеры понимали, что интересы в бюджете могут иметь не только угольщики, но и представители других отраслей, которым бюджет ничего хорошего не сулит.
"Пруповцы" приезжали в Киев уже не раз. Они и под стенами правительства лежали и центральные улицы Киева перекрывали. Их требования всегда были одинаковыми: погасить задолженность по зарплате, улучшить финансирование отрасли. Несмотря на хроническое недофинансирование угольщиков, никогда ПРУП не требовал отправить в отставку ни правительство в целом, ни министра по вопросам ТЭК. ПРУП, как правило, не практикует протестов против недобросовестных директоров шахт и нецелевого использования правительственных денег.
Помитинговав в Киеве, активисты ПРУП обычно достаточно быстро отправляются домой, получив новые обещания от правительственных мужей. ПРУП можно назвать в некотором роде "привилегированным" профсоюзом, акции которого никогда не являются затяжными и изнурительными, а правительство встречает пруповцев едва ли не с распростертыми объятиями. Той быстроте, с которой на их протесты отзываются обладатели правительственных портфелей, представители других шахтерских профсоюзов могут только позавидовать. Возьмем, к примеру, Независимый профсоюз горняков Украины.
За годы независимости киевляне не раз наблюдали на улицах города голодных, изнуренных длительными протестами у стен правительства и администрации президента шахтеров.
Так, вспомним лето 2002 года. В Киев по призыву Независимого профсоюза горняков Украины 3 июня прибыли шахтеры луганских шахт "Миусинская", "Княгининская" ГХК "Донбассантрацит" и "Партизанская" ГХК "Антрацит". Расположившись в палаточном городке на Трухановом острове, полторы сотни шахтеров на протяжении без малого двух месяцев ежедневно выходили на пикеты к правительственным учреждениям.
Сочувствуя бедствующим горнякам, которые в котелках варили себе "суп из топора", ежедневно в палаточный городок киевляне приносили кто что мог: хлеб, сало, картошку. Недели пребывания шахтеров в Киеве, думается, надолго запомнятся работникам учреждений в центре города, к которым пикетчики изо дня в день приходили с просьбами "пустить в туалет". И никто из горожан не жаловался - относились с пониманием, поддерживали, чем могли. Через некоторое время о горняках знал едва ли не весь город, да вот только в правительстве Кинаха их в упор не замечали. Олег Дубина, пребывавший на тот момент в должности первого вице-премьер министра, провел переговоры с шахтерами лишь 19 июля (!), когда шахтеры маялись в столице уже более полутора месяцев. Причем господин Дубина рассмотрел требования членов независимого профсоюза лишь после того, как выдал "пакет обещаний" пруповцам, коих несколькими днями ранее около шести сотен прибыло в столицу. После общения с Дубиной горняки из ПРУП не медля свернули свои палатки и отправились в родной Донбасс. А уже на следующее утро Кабмин собрался на специальное совещание по проблемам угольной отрасли.
Разница в реакции правительства на акции обоих профсоюзов становится более понятной, если учесть, что ПРУП является для донецких политиков инструментом для привлечения общественного внимания к проблемам шахтеров, которые как раз политики из Донецка и отстаивают. Ведь зачем иначе свозить в Киев сотни и тысячи горняков, если вопрос о выделении или невыделении денег шахтерам решается в правительственных кабинетах, где к "региональщикам" в правительстве Кинаха и так всегда прислушивались. А у правительства Януковича активисты ПРУП, похоже, вообще советники, с которыми нельзя не считаться.
Разница между реакцией правительства на возглавляемый Турмановым ПРУП и ведомый Михаилом Волынцом Независимый профсоюз горняков понятна с учетом того, что первый входит в состав парламентской фракции "Регионы Украины", а второй - Блока Юлии Тимошенко. Так что работники шахт, в которых поддерживают Волынца, вряд ли сильно выиграют от увеличения финансирования отрасли бюджетом-2004. Главное для них - борьба с воровством начальства, а не то, сколько этому начальству выделит денег правительство.
Так вернемся же к событиям лета 2002 года. Шахтеры из независимого профсоюза отправились домой лишь 24 июля, когда кроме правительственных получили обещания от генерального прокурора.
После того, как протестовавшие "независимые" отправились восвояси, Генеральная прокуратура Украины заявила о ряде нарушений законодательства на шахтах "Княгининская" и "Партизанская". По признанию прокуратуры, начальство этих шахт крало деньги из фонда заработной платы и растрачивало государственные средства, выделенные для оборудования лав в 2000-2002 годах.
При наличии задолженности по зарплате руководители шахт и холдинговых компаний покупали автомобили и оборудование для обслуживания административного аппарата.
В то время как горняки выбивали в Киеве свои деньги, на родном предприятии, несмотря на прокурорские проверки, все оставалось по-прежнему: руководство на местах, а шахтерские семьи без копейки денег.
О том, что руководство шахты "Княгининская" тратит государственные деньги не на зарплату шахтерам, в прокуратуре знали еще три года назад. В отношении директора было заведено уголовное дело и передано в суд, однако к ответственности его так и не привлекли, и растраченных денег шахтерам не вернули.
Когда политики и чиновникам говорят о проблемах угольной отрасли, они не имеют права сводить все к вопросу бюджетного финансирования, а в первую очередь, должны прилагать все усилия для искоренения такого зла, как безнаказанное разворовывание шахтерских денег. Теперь, когда правительство выделило невиданную доселе бюджетную сумму на нужды горнодобывающей отрасли, главное - проследить за целевым использованием этих средств. О борьбе со злоупотреблениями Янукович пока предпочитает не говорить. Однако, если никакие кардинальные меры правительством предприняты не будут, можно предположить, что и нынешние четыре бюджетных миллиарда отрасли не помогут. Ведь как сумму не увеличивай, пока нечистые на руку руководители предприятий занимают свои должности, как говорят в народе "діла не буде".
Так что, дорогие киевляне, если под стенами Кабмина или АП вы на протяжении месяца будете видеть отчаявшихся горняков - принесите им супа в термосе. Они не занимаются политикой, они не поддерживают правительство и не протестуют против него - их просто обокрали и они хотят правды. Правда, в данном случае, - хлеб для их голодных детей, который они заработали тяжелым трудом.
Справка: В принятом бюджете-2004 на финансирование программы "Українське вугілля" предусмотрено - 3 миллиарда 235 миллионов 767 тысяч 400 гривен. Из них (мовою оригіналу):
- державна підтримка будівництва та технічного переоснащення підприємств з видобутку кам'яного вугілля, лігніту (бурого вугілля) і торфу - 1.100.895,8 тис. гривень;
- державна підтримка вугледобувних підприємств на часткове покриття витрат із собівартості продукції - 927.000 тис. гривень;
- реструктуризація вугільної та торфодобувної промисловості - 654.089,1 тис. гривень;
- часткове покриття витрат на виплату заборгованості шахтарям з регресних позовів та одноразової допомоги - 254.000 тис. гривень;
- створення нових робочих місць працівникам вугільної промисловості, які вивільняються у зв'язку із закриттям шахт - 107.358,5 тис. гривень;
- охорона праці та підвищення техніки безпеки на вугледобувних підприємствах - 80.000 тис. гривень;
- гірничо-рятувальні заходи на вугледобувних підприємствах - 75.000 тис. гривень;