Продление следует [ Редагувати ]

После нескольких месяцев работы миссия Кокса-Квасьневского презентовала итог своих трудов перед руководством Европарламента. Поворотом в "деле Луценко" Страсбург доволен, поворота в "деле Тимошенко" все еще ждет – мониторинг будет продолжен. Ожидается, что посланцы ЕП должны присматривать за Украиной, как минимум, до сентября.
Миссия должна быть выполнима
Целесообразность продления стартовавшей летом 2012 года наблюдательной миссии от Европарламента обсуждалась не один месяц. Изначально предполагалось, что ЕП разберется с проблемой еще в феврале 2013-го, однако тогда окончательное решение "миссионного" вопроса было отложено на два месяца. При этом к концу марта некоторые европарламентарии весьма нелестно оценивали успешность сотрудничества наблюдающих за Киевом Пэта Кокса и Александра Квасьневского с украинскими властями. "Я, конечно, очень разочарована тем, что ожидаемые и желаемые результаты этой миссии в настоящее время отсутствуют", - заявляла тогда лидер "зеленых" в ЕП Ребекка Хармс. Но ситуация изменилась в считанные дни – и одного уже помилования Юрия Луценко могло хватить для смены гнева на милость…
Страсбург и Брюссель ожидаемо обрадовались освобождению одного из ключевых оппозиционеров. "Я приветствую решение президента Украины помиловать Луценко и Филипчука. Это - первый, но важный шаг, направленный на решение проблемы избирательного правосудия", - встречал этот шаг еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле. Одновременно европейские и американские политики призывали не останавливаться на достигнутом и продолжить решать проблему "избирательного правосудия" еще и в тех пунктах, которые касаются многочисленных "дел Тимошенко". В подобной ситуации шансы на то, что мандат мониторинговой миссии будет продлен, подросли. "К аргументам за продление можно отнести, конечно же, улучшение ситуации по Валерию Иващенко и по Юрию Луценко. Но при этом я хочу напомнить, что миссия Кокса-Квасьневского изначально формировалась как миссия по вопросу Юлии Тимошенко. Это потом она расширила свои полномочия и получила мандат отслеживать дела всех политзаключенных в Украине. К сожалению, в вопросе Юлии Тимошенко, несмотря на всю абсурдность ситуации, миссии продвинуться и получить какие-то практические результаты пока не удается", - указывал адвокат экс-премьер-министра Сергей Власенко.
Долго ждать решения судьбы миссии не пришлось. Отчет Кокса-Квасьневского планировалось рассмотреть на Конференции президентов ЕП (орган Европарламента, в состав которого входит председатель ЕП, его замы и лидеры фракций) уже 18 апреля. И хотя презентация проходила в закрытом режиме, ее итог быстро получил огласку. "Конференция президентов Европарламента единогласно согласились продлить миссию Квасьневского-Кокса до сентября. Хорошее решение!", - безотлагательно сообщил через Twitter вице-президент Европарламента Яцек Протасевич. Руководство нашего государства такой сценарий одобрило сразу же. "Она (миссия, - "Подробности") стала ценным и эффективным инструментом укрепления доверия между Украиной и ЕС в один из самых сложных периодов наших взаимоотношений. Миссия показала важную и конструктивную роль Европейского парламента в развитии отношений между Украиной и ЕС. Буду рад снова лично приветствовать Александра Квасьневского и Пэта Кокса в Украине. Со стороны руководства Украины работе миссии будет предоставлена полная поддержка", - пообещал в своем блоге Николай Азаров.
Судя по словам участников встречи, продление мандата напрямую связано с желанием европарламентариев не отказываться от механизмов активного наблюдения за положением украинских дел. "Будем стараться. Наша работа направлена на то, чтобы устранить препятствия на пути к подписанию соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре", - обещал сам Александр Квасьневский. На сегодня предполагается, что несколькомесячная "слежка" должна увенчаться еще одним отчетом, на базе которого Европарламент планирует разработать очередную резолюцию накануне Вильнюсского саммита. Круг вопросов, которые будут интересовать наблюдателей, очевидно, не изменится. "Попробуем сейчас сделать все возможное, чтобы улучшить ситуацию с Юлией Тимошенко", - отметил председатель ЕП Мартин Шульц.
Компромиссное помилование Юрия Луценко, о котором Пэт Кокс и Александр Квасьневский просили еще зимой 2013 года, было оценено как "чрезвычайно большой успех миссии" (да и в целом докладчики видят "потенциал"). Но, похоже, "миссионеры" сами не уверены в том, что им удастся его повторить. "Скажу искренне и цинично: я бы очень хотел, чтобы Янукович так комбинировал, если бы хотел освободить Луценко и Тимошенко для того, чтобы осложнить ситуацию оппозиции. К сожалению, после 15 разговоров с президентом я знаю, что это не так", - так бывший президент Польши в недавнем интервью реагировал на вопрос о том, не хочет ли Виктор Янукович оживить бытие украинской оппозиции еще одним освобождением. "Программой минимум", по всей видимости, остается "добиться продолжения лечения Тимошенко, чтобы в нем принимали участие немецкие врачи, и чтобы в это время не открывались никакие новые дела, которые могут еще сильнее осложнить ситуацию". Впрочем, на днях по поводу того, исчерпываются ли евроинтеграционные проблемы Украины одним только "делом Тимошенко" высказывалась канцлер ФРГ. "Речь идет в целом о правовой системе в Украине и об отношении этой страны к правам человека и гражданским свободам. Именно поэтому уже давно согласованный договор об ассоциации между ЕС и Украиной так до сих пор и не подписан", - подчеркнула 17 апреля Ангела Меркель. О том, что интеграционный прорыв требует работы на многих фронтах, в день презентации отчета миссии напомнил и Пэт Кокс. "Многое должно быть сделано, но сегодня самое важное - положить конец ситуации с украинским парламентом, который заблокирован и не может делать свою важную работу по принятию необходимых решений для евроинтеграции", - сказал экс-президент ЕП. Но Верховная рада уже действовала на опережение.
Возможны варианты?
При обсуждении перспектив евроинтеграции украинская сторона предпочитает касаться тех аспектов этого процесса, которые не имеют прямого отношения к проблемам избирательности правосудия. Так, освобождение Юрия Луценко МИД, в свое время, определяло как логичный акт гуманизма, но в основном внешнеполитическое ведомство предпочитает перекладывать интеграционную ответственность на плечи парламента. "МИД Украины приветствует возобновление работы украинского парламента. Мы надеемся на скорейшее принятие законопроектов, которые необходимы для достижения дальнейшего прогресса в безвизовом диалоге с ЕС, а также для подписания осенью этого года соглашения об ассоциации с ЕС", - настаивали в Министерстве иностранных дел 17 апреля.
Надо заметить, что отложившая пока блокадные привычки в сторону Верховная рада тут же пошла дипломатам навстречу. В тот же день, когда Александр Квасьневский и Пэт Кокс презентовали свой доклад, украинский парламент "ударил" по законодательству в нужном направлении. 18 апреля ВРУ одобрила ряд законопроектов из антикоррупционного корпуса, близких к правилам ЕС, а заодно и уточнила некоторые нормы УК и УПК во имя либерализации визового режима.
Другим проевропейским прорывом последнего времени стали подвижки в формировании комитета межпарламентского сотрудничества ВР и ЕП. Затянувшееся выяснение того, как должно выглядеть соотношение между представителями большинства и "меньшинства" среди его членов, уже срывало планы по проведению совместных заседаний с европарламентариями… Последние же и сами не отказываются от демонстрации жестов доброй воли.
Еще одним знаковым событием 18 апреля стало одобрение Европарламента новой "порции" смягчений визового режима для определенных категорий украинцев. Напомним, Верховная рада это соглашение ратифицировала 22 марта. Но то, что ЕП не стал откладывать визовый вопрос в долгий ящик и лишний раз уточнять дополнительные условия (требования защитников прав ЛГБТ было решено учесть в будущем), участники делегации от Киева считают своим достижением. "Рассмотрение вопроса об упрощении визового режима должны были перенести на неопределенное дату. Наша настойчивость и непосредственное присутствие на дебатах показали европарламентариям важность принятия поправок к Соглашению, а затем вопрос все же был рассмотрен и поддержан. В общем, европейцы очень положительно оценили наше присутствие на дебатах и откровенно признали, что это и стало толчком к положительному решению", - гордится собой и коллегами нардеп Николай Катеринчук.
Освобождение Юрия Луценко, работающий парламент, повсеместные уверения властей по поводу того, что "домашнее задание" (пользуясь определением Виктора Януковича) по евроинтеграции выполняется строго по графику, не остаются незамеченными Европой. В то же время нынешний энтузиазм ЕС может вовсе и не означать, что базовые требования к Украине принципиально смягчатся. Напротив, в Европарламенте готовы искать новые рецепты взаимодействия с Киевом. 18 апреля глава ЕП Мартин Шульц посоветовал председателю парламентского комитета по вопросам иностранных дел Элмару Броку и главе парламентской делегации по сотрудничеству с Украиной Павлу Ковалю "подумать о возможности создания политических рамок для расширения сотрудничества с Украиной", что может обернуться формированием еще одной мониторинговой миссии… Да и к работе Пэта Кокса и Александра Квасьневского у части европейских политиков остаются вопросы, даже с учетом помилования Юрия Луценко. "Если миссия продолжится, лучше, чтобы они отказались от слишком дипломатических путей, которые сейчас используют, четко высказались и дали место политическим соображениям, помогая международному сообществу оценить выборочное правосудие в Украине и реагировать до Вильнюсского саммита. Иначе существует опасность, что их используют как прикрытие режима Януковича, который только дает обещание за обещанием, которые не намерен выполнять", - рекомендовала им недавно экс-докладчица мониторинговой миссии ПАСЕ в Украине Ханне Северинсен. Продление мандата миссии Кокса-Квасьневского, по всей видимости, означает, что "евродверь" для Украины останется приоткрытой и с началом лета, приход которого одно время называли "дэдлайном" для выполнения большей части интеграционных мер. Но одновременно продолжение работы миссии свидетельствует и о том, что отказываться от своих требований Европа пока не собирается.