Больной опрос [ Редагувати ]

Попытка украинских коммунистов заблаговременно решить наболевший уже "таможенный" вопрос понимание ЦИК не снискала. 17 сентября в Центризбиркоме отказались запускать процесс организации всеукраинского референдума. Такой ход для политикума, похоже, не сюрприз, как и для самих инициаторов. Ведь на Банковой высказались четко: для плебисцита рано.
Подсудное собрание
В последние месяцы "интеграционные" дискуссии в Украине ожесточились. Чем ближе возможное подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, тем острее становятся заявления антипатиков еврокурса нашего государства. А роль чуть ли не главных защитников интересов Таможенного союза на территории Украины в этих спорах на себя приняли отдельные "регионалы" и отечественные коммунисты. Именно КПУ (не без поддержки "Украинского выбора" Виктора Медведчука) с началом нового политического сезона решили разыграть "таможенную" карту во всенародной игре. "Только всеукраинский референдум по народной инициативе может остановить этот государственный переворот (подписание соглашения, - "Подробности"), может стать эффективной прививкой против создания тоталитарного государственного устройства в Украине", - обосновывал насущную необходимость в плебисците Петр Симоненко в августовском интервью. И, надо заметить, надолго откладывать реализацию затеянного коммунисты не стали.
Воплощение в жизнь такого проекта едва ли могло не столкнуться с трудностями – в том числе и юридического характера. Проблемы у "красных" партийцев возникли уже на старте, когда само только известие о намерении провести обязательное для процедуры "предреферендумное" собрание привело к появлению судебных исков. Еще 29 августа Европейская партия Украины зарегистрировала обращение в Окружной административный суд столицы, суть которого заключалась в том, что коммунистический срез всенародного мнения противоречит законодательно закрепленным стратегическим целям Украины. "Противоправные действия ответчиков не только противоречат положениям Конституции, законам и подзаконным актам Украины, а также нарушают интересы истца в публично-правовой сфере по дальнейшей интеграции государства в ЕС", - говорилось в тексте иска. Как известно, инициатива "регионала" Вадима Колесниченко по вычеркиванию евроинтеграционных пунктов из ряда нормативных актов, включая и закон об основах внешней и внутренней политики, понимания не нашла даже среди его коллег по фракции, а посему утвержденный 2 сентября судом предварительный запрет на проведение собрания вряд ли многих удивил. Что все же не помешало КПУ торжественно собрать инициативную группу для сбора подписей.
Несмотря на предварительный запрет, 8 сентября коммунисты смогли собраться на киевском стадионе "Спартак". И, по всей видимости, во многом благодаря формальной переорганизации мероприятия, ответственность за проведение которого с партийных плеч легла на "лично-гражданские" трех физических лиц (включая и самого Петра Симоненко). Полновесное вето на проведение "второй редакции" собрания не прозвучало, хотя появилось судебное постановление о запрете присутствовать на съезде сторонников ТС официального представителя от ЦИК, чего, снова-таки, требует процедура. Тем не менее, член Центризбиркома Юрий Донченко 8 сентября интересное событие не пропустил. "Я для себя сделал вывод, что должен своими глазами все увидеть, тем более что в ЦИК я отвечаю за вопросы проведения референдумов. Теперь, исходя из того, что я видел, буду определяться, как дальше действовать", - так он позже объяснял свое присутствие "по личной инициативе".
Взявшей на вооружение обновленный закон о референдуме КПУ в целом удалось соблюсти ряд его требований. На собрании присутствовало более 2 тысяч человек, которые "единогласно приняли решение о целесообразности проведения всеукраинского референдума по народной инициативе относительно вступления (присоединения) Украины в Евразийское экономическое сообщество". Одновременно были утверждены формулировка вопроса потенциального плебисцита (сравнительно невинное "Поддерживаете ли вы присоединение Украины к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации?" – без упоминания антиевропейского аспекта) и состав инициативной группы, которая и должна была бы собрать 3 миллиона подписей. После чего документы были отправлены в Центральную избирательную комиссию, которая и должна была сделать следующий шаг по воплощению референдумной идеи в жизнь. Но не сделала.
В соответствии с установленным законом о всеукраинском референдуме сроком ЦИК действительно определилась с будущим народного волеизъявления уже 17 сентября. Брать на вооружение тезисы о нарушении Конституции или "политических" законов в Центризбиркоме не стали. Перечень претензий коснулся технических нарушений профильного закона – срыва сроков подачи предупреждения о проведении собрания (в его "персонально-гражданской" версии) и отсутствия делегата от комиссии. "Запретное" решение поддержали все из 13 присутствующих на заседании членов ЦИК. И неожиданностью такой поворот событий трудно назвать не только с юридической, но и с политической точки зрения - в условиях, когда порыву коммунистов готовы с проевропейских позиций готовы противостоять не только оппозиционеры (а в защиту евроустремлений выступили в нескольких партиях), но и власти.
Поспешать не спеша
Само появление судебных ограничений для организации "предреферендумной" процедуры свидетельствовало о том, что решение в пользу КПУ Центризбирком, скорее всего, не примет. Теоретически, у коммунистов еще остается право на апелляцию, не считая обещанного продолжения уже запущенных процессов. Но, надо заметить, что к подобному повороту "красные" инициаторы готовились заранее. "Уже на этапе проведения собрания мы увидим, насколько сильным нападкам власти будет подвержена идея о проведении референдума по народной инициативе", - настраивался на трудности глава Коммунистической партии Украины. Поэтому принятое 17 сентября решение он характеризовал ожидаемо нелестно: "В целом продажная структура – ЦИК, которая была неоднократно замешена в фальсификации выборов в Украине, сегодня пытается не только фальсифицировать, но и не допустить, чтобы граждане Украины, как патриоты своей страны, были участниками формирования политики".
Судя по заявлениям, организационный провал не помешает представителям КПУ считать себя последовательными борцами за народовластие. "Мы сегодня являемся свидетелями того, что узурпация власти состоялась: в Украине под контролем находятся все правоохранительные органы, под контролем суды, народ лишен права защитить свои интересы в суде", - использует Петр Симоненко еще один повод для критики действующей власти. Сделав безуспешную заявку на референдум, коммунисты попытались одним выстрелом убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, сама подача заявки сыграла роль своего рода монополизации темы незыблемости российско-украинской дружбы, развитие которой предполагает, что те политсилы, которые референдум не объявляют, радовать избирателей вступлением в Таможенный союз не собираются. Причем этот тезис может учитываться не только при внутреннем, но и при внешнем "использовании" – например, при поиске союзников за восточной границей. Во-вторых, противодействие запуску референдума расценивается коммунистами не только как произвол со стороны правящего лагеря, но и как логичное продолжение "европейской" (она же – "антинародная") политики. Наконец, в-третьих, вполне вероятная неудача уже на старте, с одной стороны, не была бы настолько организационно-ощутимой, как более поздний провал (как вариант – если бы ЦИК "завернула" собранные миллионы подписей), а с другой – позволяет еще долго эксплуатировать политически привлекательную тему и возвращаться к ней снова и снова, возможно, слегка корректируя вопрос для потенциального всенародного опроса. Хотя некоторые специалисты считают, что в этом отношении коммунисты поторопились. "Он (Петр Симоненко, - "Подробности") объявил свой главный месседж – за Таможенный Союз. Его позиция ясна. Хотя коммунисты очень рано начинают играть в президентские выборы. Лучше бы с этой темой выступили в следующем году, потому что людям надоест слушать об этом", - считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
О том, что КПУ раньше времени взялась разрабатывать союзную "жилу", однопартийцам Петра Симоненко не устают напоминать союзники коммунистов по парламентскому большинству. "Мы видим, что нет необходимости проводить референдум. Но КПУ решила провести подготовительную работу, пусть проводит. Это больше политика", - высказался по животрепещущему поводу председатель ВРУ Владимир Рыбак. Генеральная и официальная линия ПР в этом отношении проста: спешить некуда. А основным ее выразителем остается глава государства.
Обострение темы референдума не осталось незамеченным Банковой. Но все заявления, сделанные в последнее время Виктором Януковичем по этому поводу, сводятся к общей мысли: плебисцит непременно состоится. Но не сейчас. "Что касается референдума, о котором все время идет речь и которым пугают всех, референдум необходим будет тогда, в перспективе, когда речь будет идти о вступлении в то или иное сообщество, при котором нам нужно будет делегировать часть наших суверенных прав, предусмотренных Конституцией. И здесь, конечно, только украинский народ может принять такое решение", - рассказал о перспективах президент, который в последнее время незыблемо придерживается позиции "Первым делом - Европа". И последующие события послужили косвенным доказательством того, что, несмотря на официальные симпатии, отдавать козырь в чужие руки власть имущие, очевидно, пока все равно не планируют.
Рост значимости темы "таможенного" референдума совпало не только с усмиряемыми "европейскими" трениями внутри Партии регионов, но и с усилением информационного и организационного давления со стороны России, и с активизацией политических сил, готовых сыграть на общем с Партией регионов электоральном поле. Как уже писали "Подробности", руководство ПР (вплоть до почетного лидера) остро реагирует на попытки представителей левых партий "поискать приключения" на фронте пророссийских симпатий. Да и история с лишением мандата парламентария Игоря Маркова сейчас на слуху. В силу обстоятельств, складывается впечатление, что конкуренция на "референдумном" поле заинтересованным лицам может обойтись дорого. Но снизится ли накал страстей в случае подписания Соглашения об ассоциации в ноябре, что, продавливающая наболевший "таможенный" вопрос, Россия сейчас готова считать торжественным закрытием двери в ТС? В конце концов, не за горами президентские выборы, а, значит, некоторым дежурным темам покинуть политповестку дня будет очень непросто.