Россия и НАТО заключили пакт Молотова-Риббентропа? [ Редагувати ]

21 апреля Россия и НАТО подписали Соглашение о правовом статусе вооруженных сил стран альянса и государств-участников программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) на территории друг друга. Декларативно, это соглашение определяет ответственность за возможный ущерб, а также регулирует "иные аспекты", связанные с временным пребыванием воинских контингентов на иностранной территории. Однако некоторые наблюдатели склонны видеть в этом стремление России укрепить пошатнувшееся положение своих военных баз за рубежом.
Российско-натовский "пакт Молотова-Риббентропа"
Формально подписанный документ послужит юридической основой, в первую очередь, для проведения совместных учений на территории Калининградской области. На саммите Альянса в Вильнюсе с участием России и Украины после подписания соглашения министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер просто светились от удовольствия и рассыпались друг перед другом в комплиментах.
В частности, официальный представитель Альянса Джеймс Аппатурай отметил, что соглашение имеет огромное значение в равной степени и для самой Организации североатлантического договора, и для России. Аппатурай назвал его "историческим шагом" в развитии двустороннего сотрудничества РФ - НАТО. В ответ, словно эхо, от официального представителя МИД РФ Александра Яковенко прозвучали слова о том, что документ станет "принципиально новой основой" для взаимодействия России и Североатлантического союза. Подытожил Схеффер: по его словам, встреча в Литве показала, что "взаимодействие НАТО и России в рамках совета (Совет Россия-НАТО. - А.С.) становится зрелым, плодотворным и приносит пользу обеим сторонам". Короче, все довольны, все свободны.
В чем же еще, помимо уже озвученных моментов, заключается ценность этого на первый взгляд не очень-то и важного документа? Для НАТО, где несмотря на все реформы и внутреннюю оппозицию, музыку продолжают заказывать США, выгода более-менее очевидна. Соглашение должно юридически оформить военный транзит через российскую территорию, а затем через Среднюю Азию, вооруженных сил Альянса в Афганистан. Очень похоже на то, что период затишья после бурного обсуждения возможного американского вторжения в Иран США и их союзники по НАТО и антитеррористической коалиции пытаются использовать как раз для концентрации своих войск на афганско-иранской границе.
А вот с Россией все еще более туманно. Кто-то может поверить, что Россия подписала соглашение, которое теоретически может стать основой для размещения на ее территории перевалочных баз НАТО, исходя лишь из стремления выйти на "новый уровень сотрудничества" с Альянсом? И это страна, в высшем руководстве которой НАТО до сих пор время от времени называют агрессивным антироссийским блоком и уверяют, что военные союзы создаются для войны, а не для мира? Нет уж, увольте... По-моему, "концы", которые, возможно, кто-то старательно прячет, надо искать в другом месте.
Соглашение о статусе ВС - попытка России сохранить рычаги давления на Грузию и Молдову?
Никто ведь не даст гарантии, что США (через НАТО) и Россия не заключили неформальную сделку: натовские войска идут в Афганистан по российской земле, а американцы и их союзники, не поднимая шума, позволят РФ на свое усмотрение разбираться со стремящимися в Альянс Грузией и Молдовой, точнее с вопросом своих "миротворческих" военных баз в этих государствах. Давайте-ка пофантазируем.
Соглашение про статус ВС касается не только России и НАТО, но и стран-участниц программы "Партнерство ради мира". И по странному стечению обстоятельств Грузия и Молдова являются ее давними членами. Нельзя оставить без внимания и возросшую в 2005 году активность грузинских дипломатов, которые пытаются добиться вывода российских баз из страны; а также курс, не без помощи Украины взятый Молдовой на "окончательное решение" приднестровского вопроса.
Российско-натовское соглашение было подписано в аккурат перед до визитом в Москву министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили. И как раз в этот момент идут переговоры между Зурабишвили и Сергеем Лавровым. Напомним, что Грузия требует поэтапного вывода российских военных базы со своей территории до 1 января 2008 года; сами переговоры по этому вопросу ведутся уже около 12 лет. Россия же настаивает на том, что вывести войска в такие сжатые сроки невозможно и по организационным, и по финансовым причинам.
Учитывая, что соглашение о статусе ВС еще нуждается в ратификации Госдумой, не исключен вариант, что российская сторона попытается и дальше затягивать решение проблемы со своими базами, чтобы со временем получить в свое распоряжение дополнительный козырь. Кроме того, не следует забывать, что соглашение упоминает, кроме учебных и миротворческих аспектов, также и антитеррористическую составляющую. Ну как тут не вспомнить об инициативе Лаврова о создании так называемых совместных антитеррористических центров? Грузины боятся, что это лишь очередная уловка России, чтобы сохранить в регионе свое военное присутствие.
Схожая ситуация сложилась и вокруг непризнанной Приднестровской республики. Для Молдовы и Украины - это, фактически, источник контрабанды, криминала, финансового "нелегала" и просто головной боли. Для России, с ее "миротворческим" присутствием, - это инструмент внешней политики и постоянного давления на мятежный Кишинев. В этом смысле оглашенные Украиной инициативы по урегулированию приднестровского кризиса и реанимация ГУУАМ - как кость в горле и так уже изрядно раздраженному чередой "цветных" революций Кремлю.
А хитрый дипломатический ход в сочетании с возможной негласной договоренностью предоставляет России больше оперативного простора в действиях в отношении защиты своих интересов на просторах бывшей советской империи. И если Украину можно ненавязчиво "урезонивать", например, искусственным созданием напряжения на рынке нефтепродуктов, то для "усмирения" Молдовы лучшего средства чем Приднестровье просто не найти. Кто знает, может, разрабатываемые московскими стратегами от геополитики сценарии предполагают "внезапное" обострение приднестровского конфликта и, соответственно, резкое повышение роли "миротворческого" или "антитеррористического" (ненужное зачеркнуть) контингента российских десантников. Причем, удобно и выгодно защищенного каким-нибудь коротеньким пунктиком недавно подписанного российско-натовского соглашения.
Однако хотелось бы верить, что рассмотренные сценарии не будут претворены в жизнь, и мы с вами не станем свидетелями нового передела Европы вследствие пакта Молотова-Риббентропа ХХІ века.
При написании использованы также материалы NATO Homepage, Информационно-развлекательный портал Даугавпилса