Соло на арене: Дипломатические импровизации [ Редагувати ]

18 августа глава Министерства иностранных дел Украины Борис Тарасюк прервал свой законный отпуск и встретился с журналистам на брифинге. А поводов для проведения летней пресс-конференции появилось немало: во-первых, недавнее обещание президента предоставить МИДу новые, более широкие полномочия (похоже, Ющенко решил поделиться именно своими браздами правления и расширить полномочие дипломатов за счет внешнеполитической службы секретариата президента); во-вторых, грядущая весьма радикальная смена послов сразу в более 20 странах (в следующую партию ротации обещают включить еще сотню дипломатов); в-третьих, Тарасюк решил поведать журналистам, о чем же он все-таки договорился на недавней встрече тет-а-тет с Ющенко (для чего был вынужден в срочном режиме вылететь в Крым на президентскую дачу), и, наконец, представил журналистам своего нового помощника в общении с зубастыми журналистами - пресс-секретаря Василия Филипчука. Судя по всему, украинских дипломатов ожидают значительные перемены.
Игра по нотам
Говорят, внешняя политика подобна игре по нотам, а дипломат - это лишь исполнитель музыкальных партий. Отучить украинских парламентариев и министров (которые в последнее время особенно полюбили делать "необдуманные заявления" в сфере внешней политики, не имея на то ни необходимых полномочий, ни достаточного профессионализма) от излишней импровизации и самодеятельности и взялись президент Ющенко и глава внешнеполитического ведомства Украины Тарасюк. С дня на день президент намерен подписать указ, согласно которому политическим лидерам отныне придется в обязательном порядке заранее согласовывать с МИДом абсолютно все вопросы, которые те планируют обсуждать во время зарубежных командировок - дабы у иностранных коллег не складывалось мнение (а оно уже сложилось), что у Украины нет единой внешней политики - "кто на Запад, кто на Восток". Кстати, недавно с резкой критикой неопределенности внешней политики Украины выступил спикер Верховной Рады Владимир Литвин. В частности, он высказал мнение, что "когда представители Украины едут в Москву, они говорят, что Украина стремится в Европейское экономическое пространство, в Брюсселе - что Украина стремится в Европейский Союз".
Необходимость в повышении координирующей роли МИДа и расширении его полномочий возникла, по словам Тарасюка, после смены власти на Украине. "В правительство пришли новые люди, которые не знакомы с принципами дипломатических отношений. Эти люди позволяют себе заявления, которые вредят внешней политике государства",- заявил министр. Едва ли не единственный на сегодняшний день freelancer-промоутер Украины (неподконтрольный МИДу), с которым у дипломатов на Михайловской пока не возникало проблем - вице-премьер Рыбачук. Этим, вероятно, он и заслужил возможность и в дальнейшем заниматься свободным (и пока весьма компетентным) художеством на международной арене - "Я не думаю, что указ может затронуть деятельность вице-премьера по вопросам европейской интеграции Олега Рыбачука", - отметил Борис Тарасюк.
А распоясались украинские чиновники еще два года назад - осенью 2003-го, когда экс-президент Кучма отменил Указ 1990-го года о традиционной координирующей роли МИДа. Вместо этого был подписал новый указ - в котором права и полномочия главного внешнеполитического ведомства значительно урезались. Де-факто, МИД превратился в некий придаток при Администрации президента. Тогда, по словам Тарасюка, были созданы два конкурирующих центра принятия внешнеполитических отношений: один - при президенте, второй - на Михайловской. С того времени о целостности формирования внешней политики пришлось надолго забыть. Немало нашлось в Украине политических лидеров, которые, желая "попиариться", делают своенравные заявления о "приоритетах внешней политики Украины" - а слова из уст представителей власти, как известно, воспринимаются как официальная позиция украинской власти. А в преддверии предстоящих парламентских выборов-2006, "соблазн" поразглагольствовать о приоритетах Украины на международной арене весьма велик.
Может и звучат весьма резонно публичные заявления перед иностранными дипломатами и представителями прессы, что "Украине пока не нужен иранский газ" или о "кризисе российско-украинских отношений" - только вот не дано, скажем, секретарю (пусть даже и СНБО) заявлять, что Украине нужно, а что нет. А если в МИДе считают по-другому, а если в это время украинские дипломаты как раз ведут переговоры по данному вопросу - а тут вдруг заявление официального лица украинской власти в лице Зинченко или Порошенко - которые противоречат тому, о чем заявляют дипломаты? Кто же после такого будет верить представителям Украины? Кто будет воспринимать последующие заявления украинской власти всерьез?
Дипломатический "restart"
Судя по словам главы внешнеполитического ведомства Украины, сегодняшнее расширение полномочий МИДа - не что иное, как просто возобновление законной координирующей роли в осуществлении внешней политики. Как известно, "у семи нянек дитя без глазу", у страны с энным количеством центров принятия внешнеполитических решений - политика без концепции. Дабы устранить эту неполадку, президент Ющенко решил немного "отстраниться от этих иностранных дел". Еще в феврале, представляя нынешнего главу МИДа, Ющенко подчеркнул, что "отныне внешнеполитическое ведомство лишается мелочной опеки секретариата президента". Теперь же Ющенко решил усилить ответственность МИДа в сфере международных отношений де-юре, а всем остальным министрам и парламентариям посоветовал не лезть в (чужой) огород на Михайловской (периодически ломая там немало дров) и обязал их ограничиться лишь действиями в рамках своей компетенции.
Кроме того, в понедельник президент во время встречи с Борисом Тарасюком высказал желание "повысить профессиональный уровень дипломатов". Масштаб предстоящей кадровой реформы в дипломатической службе стал известен только вчера. "С президентом согласована первая партия ротации руководителей дипломатических представительств. Будут назначены новые послы приблизительно в двадцати государствах",- заявил Тарасюк.
Возникает вопрос, не связана ли такая оптовая трансротация послов и консулов с проведением политических репрессий и "чисткой" в дипломатических кругах. Со слов министра, основной причиной смены дипломатов является присутствие в диппредставительствах Украины людей, тесно связанных со старой властью. Борис Тарасюк опроверг предположения журналистов, увидевших за ротацией дипломатов политические преследования. Министр пояснил, что президент имеет право назначить своим представителем "того человека, которому он доверяет". Как отметил министр, по "законам дипломатии" приход нового главы государства влечет за собой новые назначения и увольнения руководителей дипломатических учреждений. Ведь президент, отправляя в страну представителя Украины, в сопроводительном письма ("верительных грамотах") дипломата по традиции подписывается под словами "Я прошу Вас верить всему тому, что он будет говорить от моего имени и от имени моего правительства". А верить посланникам экс-президента нынешний глава государства не готов.
Кроме того, Тарасюк поведал, что некоторые дипломаты уже явно засиделись на своих местах за рубежом. Если в мировой практике дипломат может проживать в иностранном государстве не более 3-4 лет, то представители Украины пребывают за границей по 10-11 лет - фактически весь период независимости украинского государства, не имея ни малейшего представления о том, что происходит в Украине сейчас.
Тем не менее, не все так плохо в здании на Михайловской. По словам министра, сегодня украинские дипломаты весьма преуспели в решении экономических проблем государства. Глава внешнеполитического ведомства, в частности, считает, что предложение МИДа отменить визовый режим для граждан стран ЕС оправдало себя. За первое полугодие 2005 года Украину посетило почти в 2,5 раза больше европейцев чем за весь 2004 год. А учитывая, что каждый иностранец во время пребывания оставляет в Украине в среднем 106 долларов в сутки - получается, что дипломаты изрядно позаботились о дополнительных поступлениях в бюджет государства.
В то же время, занимаясь промоушином Украины среди иностранцев, дипломаты присоединились к борьбе со злостными неплательщиками налогов. "Нельзя не обратить внимания на то, что доходы ресторанного бизнеса возросли лишь на 2%, в то время, как прибыли ресторанного возросли более чем на 30%. Это свидетельствует о том, что большая часть этого сектора экономики работает в тени. Это уже вопрос не МИДа, а вопрос налоговой службы", - утверждает Тарасюк. По его словам, сегодня основные силы МИДа брошены на решение экономических проблем. "Помочь нашему государству, нашему правительству в решении вопросов экономического развития - именно в этом украинская дипломатия и украинские дипломаты видят свое призвание", - сказал министр.
Вот, что происходит в украинской дипломатии сегодня. Хочется верить, что когда-нибудь внешняя политика Украины перестанет быть "разменной монетой" во внутриполитических играх украинских чиновников. Хочется надеяться, что назначаться послы и консулы будут исходя из профессионального опыта, а не "по политическим мотивам". И очень хочется, чтобы произошло все это в скором времени.
О том, насколько оправданным и своевременным является данное решение, рассуждает в интервью корреспонденту "Подробности.ua" прежний глава Министерства иностранных дел Константин Грищенко.