Время делить нули [ Редагувати ]

Некоторые российские чиновники различного масштаба и степени важности стараются не упустить ни единой возможности "уколоть" Украину по любому доступному поводу. На этот раз "отличился" управделами президента РФ Владимир Кожин. Позицию нашей страны в вопросе о судьбе имущества СССР за рубежом он назвал "тяжелой проблемой, мешающей России навести окончательный порядок в ее собственности". А начиналось все довольно безобидно: господин Кожин хотел "всего лишь" сообщить, что Российская Федерация намерена предъявить права на некоторые объекты за рубежом, находившиеся в собственности не только бывшего СССР, но и Российской империи. Начинали, как говорится, за здравие, а закончили старыми обвинениями в адрес Украины.
История и цена вопроса
Вопрос о судьбе советского имущества за границей по своей остроте не уступает проблемам раздела ЧФ СССР и функционирования ЧФ РФ. И имеет, к тому же, более давнюю историю, которая началась еще в декабре 1991-го. С тех пор на переговоры и консультации потрачены сотни часов, подписаны десятки договоров и протоколов, выдвинуты тысячи взаимных обвинений. А воз хоть и не там, где он был в начале 90-х, но передвинулся от того места весьма недалеко. Приведем краткую историю вопроса и его приблизительную цену.
С момента распада Советского Союза Украина активно включилась в борьбу за часть зарубежной собственности бывшего СССР. В 1992 году Киев как один из правопреемников СССР, претендующий на его активы, направил внешнеполитическим ведомствам ряда стран ноты, с просьбой не перерегистрировать недвижимое имущество бывшего Советского Союза на Российскую Федерацию. Летом же 1992 года Украиной и Россией были подписаны два соглашения, в которых Москва брала на себя обязательства выделить Киеву в собственность часть имущества бывшего Советского Союза за границей.
Однако в декабре 1994 года россияне сумели добиться от украинцев подписи под двумя новыми документами, во всех отношениях невыгодными Киеву, в том числе и так называемое соглашение о "нулевом варианте". Напомним, что по соглашению о "нулевом варианте", правопреемником бывшего СССР по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, признавалась РФ. Но сказав "А", Украина наотрез отказалась говорить "Б": Верховная Рада не ратифицировала этот пакт. Зато депутаты приняли очередное постановление, в котором, потребовали от России предоставить полную информацию по активам СССР за рубежом. Кстати, в этом документе Украина признавалась полноправным правопреемником активов бывшего СССР.
Но было уже очевидно, что со своими прокламациями украинцы безнадежно опоздали: россияне уже давно получили желанное согласие остальных стран-республик бСССР, чем и пользовались - перерегистрировали на РФ объекты собственности заграницей, тратили предоставленные Союзу многомиллионные кредиты. Ради справедливости, необходимо отметить, что РФ исправно и старательно выплачивала советские долги, в том числе - и за Украину. Особенно активно россияне это делают последние несколько лет, не скупясь тратя свои бесконечные нефтедоллары. Но даже они пока что не позволили РФ полностью скинуть со страны это бремя.
Данные российской стороны свидетельствуют о том, что по состоянию на конец 1991 года общая сумма внешнего долга Советского Союза составляла 81 млрд. долларов. На август прошлого года эта сумма сократилась вдвое. Активы СССР исчислялись 74 млрд. долларов, которые им были предоставлены в виде кредитов развивающимися странам, 47 млрд. рублей, которые были должны ему соцстраны, 3,5 млрд. рублей в виде недвижимого имущества за границей и 259 тоннами золота. При этом украинская часть в общесоюзном имуществе составляла 16,7%. Украине, в частности, принадлежало 20 млрд. долларов, почти 8 млрд. рублей, имущество за границей на сумму 600 млн. рублей и 42 тонны золота. Правда, официальный Киев считает, что эти данные занижены в несколько раз; отечественные эксперты склонны с этим соглашаться.
Хотя какая теперь разница? По общему признанию, шансы на ревизию "нулевого варианта" - такие же нулевые. Де-юре Украина не признает "нулевого варианта", обращая мало внимания на гневные окрики, несущиеся с Востока. Де-факто Украина пользуется благами "нулевого варианта", не обременяя собственный бюджет еще одной строкой серьезных расходов на выплату старых долгов. И лишь время от времени Киев и Москва перекидываются чиновническими и дипломатическими "ругательствами".
Не только $
Сегодня Украина поднимает вопрос о судьбе собственности бСССР за рубежом относительно редко. Отчасти это происходит из-за того, что подобные заявления больше не действуют на Кремль как красная тряпка на быка; отчасти потому, что они уже давно не встречают одобрения и на Западе. Причем западные страны не очень-то приветствуют политику Украины еще с самого начала 90-х годов. Дело в том, что кредиторам Советского Союза намного удобнее работать с одним клиентом - то есть с РФ, - чем с дюжиной новообразованных государств с сомнительной экономической перспективой - то есть с бывшими республиками Союза.
Не стоит также забывать, что давление на Украину осуществлялось тогда по многим направлениям - собственность, ядерное оружие, приватизация, - при чем как российской, так и западной сторонами. Поэтому тактика официального Киева - подписать, но не ратифицировать - была в то время оправдана. Тем более, что Российская Федерация, откровенно вымогая принятия Украиной "нулевого варианта", совершенно не проявляла желания говорить о сопряженном вопросе обязательств России перед Украиной. Во-первых, речь идет о 84,3 млрд. рублей (150 млрд. долларов по тогдашнему курсу) вкладов украинских граждан, которые в 1991-ом году были переданы в Сбербанк СССР. Во-вторых - о том, что Россия, ссылаясь на формальные предлоги, не выполняет условий договоров от 1992-1993 года, в соответствии с которыми в собственность Украине (по кремлевской версии - в пользование) должны были быть переданы несколько десятков объектов недвижимости в более чем 30-ти странах мира для дипломатических нужд нашей страны. Кстати, регулярные перепалки Бориса Тарасюка с Сергеем Лавровым в основном происходят вокруг как раз этого вопроса. Многие журналисты до сих пор помнят, как в феврале прошлого года министры-коллеги, соблюдя традиционные дипломатические ритуалы насчет подтверждения любви и стратегического сотрудничества до гроба, прямо перед объективами камер минут 5 как малые дети пререкались на тему передачи дипмиссий "в собственность/в пользование".
Следует, однако, помнить и еще об одном немаловажном аспекте рассматриваемой проблемы. Вопрос "нулевого варианта" наитеснейшим образом связан с вопросом правопреемственности стран-республик бывшего Союза. (Украина, очевидно, отдает себе в этом отчет. Так, еще в 2000-м году Киев заявил, что не собирается претендовать на ту часть зарубежного имущества, которое принадлежало России до 1917 года, поскольку Советская Россия стала правопреемником Российской империи.) А вопрос правопреемственности, в свою очередь, имеет непосредственное отношение к проблеме возврата культурных ценностей. Так что дело не только в деньгах, как это частенько пытаются представить наши северные соседи. И здесь для украинских историков и дипломатов работы - большой вагон и еще целый состав точно таких же.
Вот уже сколько лет Киев требует возвратить тысячи культурных ценностей, находящихся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. В их числе и фрески Михайловского златоверхого собора, вывезенные в 30-х годах сотрудниками НКВД; а также миллионы единиц хранения в российских архивах. Да что уж говорить о пыльных архивах, если даже кинематографическое наследие бСССР является предметов жесточайших споров. Например, такие ленты как "Место встречи изменить нельзя", "В бой идут одни старики", снятые на Одесской киностудии, - это, по сути, украинская собственность. И такой кинопродукции, "приватизированной" Россией - тысячи единиц.
Но Москва упорно твердит о "нулевом варианте" и "деструктивной позиции Украины", делая упор лишь на выгодных России моментах. А каждый раз, когда Украина пытается предпринять какие-то действия в ответ, в дело вступает пропагандистская машина Кремля. И кто знает, может скоро в новой программе спецкора РТР небезызвестного Аркадия Мамонтова будет идти речь о том, что для финансирования деятельности секретных тюрем ЦРУ Макарове-1 используются тысячи тонн царского золота России, которое "прикарманили" не японцы, французы, британцы и американцы, а именно хохлы. Кстати, в программе, вполне возможно, прозвучит комментарий господина Виктора Черномырдина, в котором он в очередной раз будет отрицать всю украинскую историю и даже современность, ссылаясь на то, что Украина - часть зарубежной собственности Российской империи, которая подлежит возвращению в лоно "исторической родины".