Восьмой - лишний? Или ложка России в бочке G8 [ Редагувати ]

В преддверии саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге все громче звучат голоса, призывающие исключить Россию из этого клуба ведущих промышленно развитых демократических государств. Вопрос только в том, будут ли они услышаны.
Как сказка стала объективной реальностью
Россию пригласили участвовать во встречах "большой семерки" в начале 90-х годов, выдав ей таким образом солидный внешнеполитический аванс. Идея состояла в том, чтобы поддержать Бориса Ельцина, создав образ России как страны, являющейся членом этого клуба. На начальном этапе все участие РФ в G7 сводилось к получению международных кредитов и участию в протокольных съемках. Со временем эта "фотосессия" превратилась для нее в полноправное членство. Но и после переформатирования "семерки" в "восьмерку" в 1997 году изменилось немногое: Запад все еще отказывался воспринимать Россию и ее стареющего, периодически впадающего в маразм президента всерьез.
А потом Ельцина сменил Путин, и все подумали, что бывший гэбист - это будущий правитель-демократ. Тогда казалось, что выданный несколько лет аванс себя оправдал. А значит пришло время аванса нового: словно сговорившись (а скорее всего, оно так и было), члены "восьмерки" начали позиционировать Россию как равную себе, одновременно прекрасно понимая, что никакая она им не ровня. А вот Россия в это поверила; там это восприняли как должное, как реализацию собственных внешнеполитических амбиций и восстановление утерянного было статуса мировой державы. Однако загвоздка была еще в том, что по привычке Россия стала претендовать на роль "первой среди равных".
Лидеры "семерки" оказались к этому совершенно не готовы и теперь пожинают плоды своей неосмотрительности. Но было уже поздно: для россиян сказка уже стала самой что ни на есть объективной реальностью. Пытаясь поставить зарвавшегося коллегу на его место, они обращают внимание на то, что России было бы неплохо подтянуться к критериям страны-члена "большой восьмерки". Это мягко говоря. А говоря откровенно, она им просто не соответствует.
Все равно в G8 буду, потому что я - Россия...
Критерии для членства в элитном клубе хорошо известны: это демократический режим, крупная экономика, высокий уровень экономического и институционального развития, конвертируемая национальная валюта, членство во Всемирной Торговой Организации, Организации экономического сотрудничества и развития и в Международном энергетическом агентстве, а также преданность целям и принципам международного сотрудничества. Соответствие лишь некоторым из этих критериев не является достаточным. Так, валовой внутренний продукт Китая больше, чем у любого члена "восьмерки", за исключением Соединенных Штатов Америки. Экономика Индии по темпам своего развития уже давно оставила позади все европейские страны. Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти на мировые рынки. Но ни одна из этих стран не входит в G8.
Взглянем на Россию. Является ли рубль конвертируемой валютой? Нет. "Деревянный" только в начале пути к этому. Является ли РФ членом ВТО? Нет. Более того, в российском политикуме все чаще выражаются сомнения в целесообразности вступления в ВТО, поскольку тогда Москве будет значительно сложнее развязывать торговые войны с соседями. Является ли Россия членом ОЭСР и МЭА? Нет и снова нет. А "преданность целям и принципам международного сотрудничества" Россия демонстрировала не раз и не два. В последнее время доказательства подобной "приверженности" регулярно получает Европа - чего только стоит "газовый шантаж" с целью проникновению "Газпрома" на внутренние рынки европейских стран и отказ Кремля подписать Энергетическую хартию. А о демократии в России вообще вспоминать как-то неудобно, еще понять могут неправильно. В смысле, что демократия там как будто есть.
По большому счету, Россия на сегодняшний день удовлетворяет лишь одному критерию "группы восьми". Речь идет об объеме ее экономики. Хотя по данному показателю Россия отстает от Китая, Индии и Бразилии, не являющихся членами "восьмерки", но он все же выше, чем у входящей в этот клуб Канады. Но, как мы уже отмечали, соответствовать необходимо ВСЕМ критериям, а не одному-двум или даже трем.
Указать на выход - тоже не выход
Возникает два логичных вопроса: почему Россию в клубе все еще терпят? и почему бы ее из клуба не исключить? На первый вопрос та же логика услужливо подсказывает правильный ответ, даже два. Во-первых, нефть; во-вторых, газ. Европейские страны в них нуждаются и готовы ради них забыть даже свою "преданность целям и принципам международного сотрудничества". Готовность России переориентировать свободные объемы газа на продажу Китаю заставляет старушку Европу наступить на горло своей демократической песне. В этом смысле показателен пример Финляндии, которая полностью зависима от российских поставок нефти и газа: депутата парламента этой страны, набросившегося было с критикой на Кремль за недемократичность, быстренько заставили закрыть рот. Финляндия, конечно, не входит в состав "большой восьмерки", но мотивация многих членов G8 аналогична.
Выгнать Россию из "восьмерки" тоже вряд ли удастся. Хотя вопрос о ее соответствии критериям этого клуба, как мы уже видели, может иметь только отрицательный ответ, все равно единства относительно мер, которые следовало бы предпринять в отношении России, среди членов G8 нет. Франция, Германия и Италия давно уже зарекомендовали себя как ярые русофилы. Канада хранит нейтралитет. Япония и Великобритания имеют свои счеты с Россией: первая из-за Курил и разногласий по поводу членства в Совбезе ООН, вторая из-за шпионского скандала и конфликта с "Газпромом" - но сомнительно, что они предпочтут хорошую дипломатическую войну худому экономическому миру. Единственная страна, готовая к обострению отношений с Россией это США, но тот факт, что никто из "восьмерки" не поддержал весьма резкие слова Дика Чейни, произнесенные им в адрес России в апреле, демонстрирует отсутствие у Белого Дома реальных союзников в противостоянии с Кремлем.
Кроме того, исключение России из "большой восьмерки" сегодня отнюдь не пойдет на пользу мировой экономике и стабильности. Да и вообще, это решение будет крайне малоэффективным. По словам Сандры Поласки, старшего научного сотрудника Фонда Карнеги, оно лишь создаст временные неудобства для Путина и даст Кремлю еще один серьезный повод для оправдания собственной политики и развертывания новой антизападной кампании. Следует также учитывать, что принятие России в G8 в конце 90-х спасло или, по крайней мере, замедлило сползание страны в пучину авторитаризма. Теперь же, когда это все-таки произошло, "изгнание из рая" может подтолкнуть Россию к полноценной диктатуре наподобие той, которая существует в богатой нефтью Венесуэле.
Так что голоса, призывающие исключить Россию из G8, вряд ли будут услышаны на саммите в Санкт-Петербурге, а также после него. Бойкотировать встречу тоже никто не будет. Таким образом, мировые лидеры выдадут России уже третий по счету аванс, все еще надеясь, что ее проблемы не станут ложкой дегтя в демократической и либерально-экономической бочке "большой восьмерки".