Блокада Рады: Снять нельзя прорвать [ Редагувати ]

Неоткрытие новой парламентской сессии не проходит даром. Хотя Рада блокируется оппозицией всего лишь неделю, о крайних мерах заговорили уже и в большинстве. Но неужели ничто, кроме роспуска, не спасет нынешний созыв? Во всяком случае, вопрос персонального голосования остается дискуссионным и поход навстречу друг другу у сторон не заладился.
"Гильотина" для парламента
Блокирование президиума и трибуны в сессионном зале уже давно стало привычным инструментом парламентаризма по-украински. Кто бы ни был в Верховной раде оппозицией, зачастую именно такой вариант считается убедительным (а заодно и зрелищным) способом противостояния большинству. Поэтому неудивительно, что очередной этап эпопеи "Даешь персональное голосование!" 5 февраля обернулся невозможностью открыть новую сессию. Но недели успешной партизанской борьбы хватило для того, чтобы решение "меньшевиков" стали творчески развивать даже их оппоненты.
Как и можно было ожидать, в правящем лагере оппозиционный порыв популярностью не пользуется. В правительстве такой шаг едва ли не называют саботажем. "Можно ли где-то еще найти парламент, который в условиях кризиса, колоссальных проблем, стоящих перед страной, сосредоточил бы усилия на том, какой механизм кнопок использовать для того, чтобы реализовать предусмотренное Конституцией право народных депутатов голосовать в зале?", - задавался 12 февраля риторическим вопросом Николай Азаров. Затянувшееся уже на неделю блокирование трибуны в партии власти критикуют с разных сторон, апеллируя то к дороговизне парламентских простоев, то к нецелесообразности требований о непременном "сенсорном" голосовании. Но при этом, как ни странно, в ПР все чаще заговаривают о варианте, предполагающем еще более продолжительное бездействие ВРУ.
Сколько-нибудь долговременное блокирование трибуны в большинстве случаев дает политикуму возможность обсудить вечную тему досрочного прекращения парламентских полномочий. Как известно, ныне действующая Конституция от 1996 года дает президенту только один повод для перезагрузки Верховной рады: невозможность начать пленарные заседания на протяжении 30 дней подряд одной сессии.
Хотя до месячной блокады еще далеко, трактовка нормы Основного закона уже увлекала многих. Подходы к оценке вероятности роспуска разнятся. Одни политики и политологи считают, что "счетчик" был запущен 5 февраля, другие же убеждены: если сессия официально не открылась, то и считать дни заседаний, которые никак не могли состояться, незачем. И все же, судя по словам оппозиционеров, "роспускной" вариант их бы вполне устроил. А вот мнение правящего лагеря меняется на глазах.
Начав с ожидаемых заявлений "Мы такого варианта не допустим", представители ПР быстро откорректировали концепцию. "Если такое допустить (что в течение 30 дней парламент не заработает, - "Подробности"), то у президента через 30 дней появится возможность принять соответствующе решение по парламенту", - признавал 7 февраля глава фракции Партии регионов Александр Ефремов. Несколькими днями позже его коллеги высказывались уже резче. "Если будет продолжаться блокирование безосновательное, поскольку в зале каждый раз у нас есть 230-240 депутатов, мы за внеочередные выборы. Это наша позиция. Пусть придут другие депутаты, пусть не блокируют работу ВР, но мы будем настаивать на том, чтобы система выборов была мажоритарной", - заявил "регионал" Владимир Олийнык.
Озвучивание идеи о возращении к тотально мажоритарной системе для Партии регионов не в новинку, но в контексте предполагаемого роспуска парламента такое предложение все равно звучит экзотично. В первую очередь, потому, что так и неясно, откуда возьмутся поправки к закону о выборах, если Верховная рада так и не заработает. Впрочем, в ПР уверены, что "способ найдут"… Но в любом случае, всеобщее переключение на "роспускную" риторику в результате недельной блокады все больше напоминает метод "лечения" головной боли гильотиной. С одной стороны, "регионалы", по всей видимости, уже не вспоминают о собственном опыте долговременного блокирования трибуны – "имени" борьбы с НАТО, например. С другой – готовность поддержать перезагрузку парламента все-таки не выглядит адекватным ответом на показательную борьбу за персональное голосование…
Вероятность того, что украинцам придется в скором времени выбирать новый состав ВРУ (и уж тем более – исключительно "мажоритарный") пока, похоже, не так уж и велика. Хотя уже почти все фракции уверяют, что к бою они всегда готовы, на деле новые выборы – испытание серьезное: как рейтингов, которые могут колебаться и у сторонников, и у противников власти, так и ресурсов. Со времени выборов прошло менее полугода и маловероятно, что новая кампания всем участникам процесса далась бы легко. Особенно нынешним "мажоритарщикам", которые нередко ковали победу собственными средствами. Да и в любом случае, надолго дестабилизирующая политическую ситуацию дорогостоящая идея зависит не только от парламентских пожеланий. "Я думаю, что у президента не будет уже на тот момент другого выхода, нежели воспользоваться этим правом, потому что отсутствие в стране надлежащей деятельности парламента – это уже наличие не только парламентского, но и политического кризиса в стране", - уверен "ударовец" Виталий Ковальчук. "Он (президент Украины, - "Подробности") озабочен положением дел в парламенте, и со своей стороны предлагает свои услуги для того, чтобы решить данный вопрос", - рассказал во вторник Александр Ефремов. Но о том, какими могут быть эти "услуги" в ПР пока не конкретизируют.
Между косой и камнем
Несмотря на бодрость духа, которую сейчас демонстрируют в Партии регионов, определенностью судьбы нынешний парламентский созыв похвастать не может. Сама по себе постановка вопроса "Или голосовать персонально, или роспуск" – выглядит спорно. И несколько двусмысленно, поскольку порождает сомнения относительно мотивации участников "роспускных" споров. Оппозиция нередко аргументирует свою позицию убежденностью в том, что новый созыв окажется ответственней (и, надо полагать, персональное голосование введет первым делом). Партия регионов, похоже, испытывает тягу к схожим риторическим приемам, только теперь еще и подтягивает "артиллерию" мажоритарной системы. "Впервые в истории независимой Украины в установленный Конституцией срок не была открыта очередная сессия парламента. Такого раньше не было никогда. Это значит, что новички в парламенте не уважают ни Конституцию, ни парламентские традиции. В этих условиях на какой-то период времени, наверное, будет целесообразно вернуться к 100-процентной мажоритарной системе", - объясняет Нестор Шуфрич.
Поддерживание ПР идеи о роспуске может до предела обострить парламентский кризис в глазах избирателей. Причем мнения могут кардинально разойтись: для одних "персоналка" не стоит работоспособности Верховной рады, для других же может показаться подозрительным такое упорное противостояние "Раде-3". "(В Партии регионов, - "Подробности") почему-то не понимают, что чем дальше они затягивают и не решают этот вопрос, тем как раз больше плюсов зарабатывают их оппоненты. Ибо такой чисто технический вопрос может стать именно тем политическим моментом, который придаст серьезной поддержки именно оппозиционным силам", - считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. Но неужели без разгона парламента обойтись нельзя?
Помимо радикального "хирургического" вмешательства со стороны президента, кризисную ситуацию, безусловно, могло бы разрешить снятие парламентской блокады. Однако добиться компромисса в этом вопросе нелегко.
С точки зрения оппозиции, кроме роспуска единственный рабочий вариант – введение в работу системы "Рада-3" или обеспечение наглядного персонального голосования другими способами – бюллетенями или даже поднятием рук. Как известно, "сенсор" Партию регионов категорически не устраивает – вплоть до предложения оценить роль Арсения Яценюка в разработке "сенсорной кнопки" с точки зрения УК – да и остальные предложения, похоже, не радуют. Но очевидно, понимая, что упорство в "персональном" вопросе выглядит неоднозначно, в ПР пытаются сохранить лицо разными способами: то используют как аргумент Конституцию, то заговаривают о лишении "кнопкодавов" мандатов. Вот только зачастую предложения по улучшению ситуации сопровождаются замечаниями "Вы сначала разблокируйте, а уж потом…".
Другой, и вполне вероятный, вариант развития событий – прорыв блокады или силовым путем, или благодаря организационно-тактическим хитростям со стороны ПР. Как показывала практика (к примеру, опыт голосования за закон о языках) – потенциал большинства может внушать опасения его противникам. При этом с одной стороны, в Партии регионов заверяют, что сторонниками силового решения проблемы они не являются. А с другой – полностью вероятность подобного развития не отвергают. "Народ уже говорит: "Наведите порядок в зале, караул устал". Поэтому мы сейчас едем туда, в округа, и если нас народ убедительно попросит, а я не сомневаюсь, что он очень нас убедительно попросит, то естественно, по просьбе народа, мы будем вынуждены восстановить рабочий режим парламента", - делился Михаил Чечетов. Воля народа – довод универсальный, да и случаи радикального решения "блокадного вопроса" история украинского парламентаризма уже знает. "Тогда (в 2000 году, - "Подробности") пропрезидентское большинство вышло из парламента, село в Украинском доме. Провели заседание, переизбрали руководство Рады, отключили в Раде свет, воду и другие коммуникации. Соответственно, через неделю они капитулировали. Такое может быть и сейчас", - напоминает политолог Кость Бондаренко.
Масштабы вероятного "силового сценария" пока оценить сложно. Тем более что и компромиссный вариант полностью исключить пока тоже нельзя. "Пока что депутаты не исчерпали все свои возможности в переговорном процессе", - подчеркнул 12 февраля Александр Ефремов. Как известно, предлагаемый ПР промежуточный вариант решения проблемы – создание рабочей группы, которая займется разработкой "персонального" вопроса. Оппозиция пока от подобного сотрудничества с большинством отказывается. Но аргументы могут быть разными, предупреждают специалисты. "Большинство может предложить оппозиции такую повестку дня проведения заседания парламента, от которого оппозиционеры не смогут отказаться. Например, принятие совместного постановления о приоритете европейской интеграции перед саммитом Украина-ЕС, любые вещи, которые будут касаться вопроса политзаключенных. А достаточно открыть сессию на 5 минут и закрыть ее - и отсчет времени прекращается", - предупреждает в комментарии для ВВС Украина директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко.
Приближение намеченного на 25 февраля саммита Украина-ЕС, возможно, действительно может повлиять на парламентскую ситуацию. Из Брюсселя не устают напоминать о том, что торможение некоторых программ сотрудничества объясняется тем, что Киев не спешит принимать необходимые законы. Поэтому в случае затягивания блокады оппозиция может выглядеть и как принципиальный борец за соблюдение конституционных норм, и как помеха евроинтеграции – зависит от точки зрения смотрящего и конечного результата блокирования трибуны. Тем более что о президентском беспокойстве из-за "недееспособности парламента, особенно накануне саммита Украина – ЕС" упоминал и глава фракции ПР. Что неудивительно – более яркого подтверждения проблем взаимодействия между ветвями власти, чем блокада, найти, наверное, сложно.
Весомость возможных аргументов большинства, вероятно, будет проверена уже скоро. Во всяком случае, обе стороны конфликта заранее заговорили о значимости 19 февраля – даты следующего по графику пленарного заседания. А вот боями этот день обернется или таки компромиссами – зависит от многих факторов. И, наверное, в первую очередь, от готовности оппозиционеров стоять на своем. Ведь, какой бы животрепещущей ни была предполагаемая повестка дня, спускание на тормозах темы персонального голосования после всех предыдущих заявлений, теоретически, может быть целесообразно с политической точки зрения, но очень болезненно – с имиджевой. Впрочем, вариант с роспуском все равно остается в запасе. Оппозиционеры напомнили, что не прочь переизбрать не только Верховную раду, но и президента. Но не факт, что в правящем лагере захотят искать решение конфликта так далеко и такими усилиями.