Постсудебные страсти [ Редагувати ]

Решение ЕСПЧ по жалобе Юлии Тимошенко заметно оживило околоукраинскую политику. И пока внутри нашей страны оппозиция и власти спорят по поводу того, как этот вердикт применять, Запад высказывается вполне однозначно. США и Европа хотели бы видеть экс-премьер-министра на свободе. Возможная реализация – это уже детали.
Частичного признания правоты протестов Юлии Тимошенко и ее защиты от Страсбурга ждали уже давно. Пожалуй, с того момента, как ЕСПЧ увидел признаки нарушения Европейской конвенции о защите прав человека в задержании Юрия Луценко. Разочаровывать эти ожидания Европейский суд не стал: отклонив жалобы на пытки, он признал арест почти двухлетней давности "произвольным" и не соответствующим основаниям, допускаемым Конвенцией.
Последующая реакция заинтересованных сторон выглядела предсказуемо. Сторонники бывшей главы правительства расценили вердикт как победу над украинской юстицией, а представители правящего лагеря предпочли его воспринять как критику уже неактуальных норм. "Это означает только одно: ЕСПЧ в который раз указал нашей стране на то, что нормы действующего на момент задержания Уголовного процессуального кодекса не соответствовали требованиям Конвенции", - отметил "регионал" Сергей Кивалов, а министр юстиции Александр Лавринович предположил, что в подобных обстоятельствах Киев с приговором может и не поспорить. "Я не вижу здесь предмета для обжалования, потому что есть нарушение по одной позиции, а новый УПК принят и работает, поэтому вероятность обжалования минимальна", - указал он. Тем не менее, трехмесячный срок для апелляции остается в распоряжении Украины. Но пока отечественные политики анализируют юридическую составляющую решения, политики западные намекают, как именно стоило бы его применить.
В конфликте вокруг уголовного преследования Юлии Тимошенко Европа (и во многом Америка) давно превратилась в полновесную третью сторону. Что неудивительно в обстоятельствах, когда решение "проблемы выборочного правосудия" входит в число основных критериев оценки готовности Брюсселя и Киева к подписанию Соглашения об ассоциации. Недавнее помилование экс-министра внутренних дел, если судить по реакции, настроило Запад на довольно оптимистичный лад. Но услышав от украинских властей "А", европейцы и американцы были не прочь послушать, как будет произнесено и "Б".
Вердикт Европейского суда дал существенный повод для обновления давней дискуссии. На Западе приветствовали признание ареста незаконным. "Решение суда установило, что досудебное содержание Тимошенко под стражей было произвольным и незаконным, а ее право на личную свободу было ограничено по иным причинам, чем допустимые. Мы повторяем наш призыв освободить Тимошенко и положить конец практике выборочного преследования в Украине", - заявил 30 апреля представитель Госдепартамента США Патрик Вентрелл, да и "резкое осуждение" от Канады не заставило долго себя ждать. "Мы неоднократно выражали свою обеспокоенность по поводу несправедливых и политически мотивированных судебных процессов против бывшего премьер-министра и других бывших украинских чиновников, которые были недавно уволены", - говорится в заявлении МИД Франции, которое "призывает освободить Юлию Тимошенко".
Мнения о том, что новый вердикт ЕСПЧ должен стать для Киева серьезным толчком, судя по всему, разделяет и официальный Брюссель. "Судебное дело против Тимошенко не соответствовало международно-признанным стандартам, как независимое и непредвзятое. Это должно быть решено, как должны быть приняты во внимание решение и факты, установленные ЕСПЧ. Должны быть предприняты все шаги, которые направлены на реформирование, в частности, судебной системы, для решения проблемы политически мотивированного судебного правосудия", - подчеркнул в интервью еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле.
Несмотря на однозначность решения Европейского суда, его потенциальное применение на практике рассматривают по-разному. Как уже упоминалось выше, симпатики украинских властей предпочитают сосредотачиваться на юридической стороне дела. "Действительно, в практике ЕСПЧ были прецеденты, я сейчас говорю, к примеру, о деле "Фатуллаев против Азербайджана", когда ЕСПЧ в своем решении обязывал государство обеспечить немедленное освобождение заявителя. Что касается Тимошенко, то суд такого требования не выдвинул", - уточняет Сергей Кивалов. И пока юристы напоминают о том, что говорить об отмене незаконного ареста в условиях действующего приговора к тюремному заключению уже поздно, представители Партии регионов не устают возвращаться к тезису "Суды закончатся – тогда и поговорим". "Относительно Тимошенко идет еще целый ряд судов - по убийству бывшего народного депутата Щербаня и неуплаты долгов компанией ЕСУ. Вот когда эти суды закончатся и чем они закончатся - после этого появится гипотетическое право принимать какие-то решения", - убежден глава парламентской фракции ПР Александр Ефремов.
Однако, по всей видимости, в Европе сложившуюся ситуацию воспринимают несколько иначе. Признание незаконности ареста Юлии Тимошенко для западных политиков – это, собственно, признание незаконности действий властей по отношению к политической противнице. Оглашение вердикта ЕСПЧ позволяет критикам все же жестче высказываться в адрес руководства нашего государства. "Европейский суд по правам человека обычно с огромной осторожностью относится к признанию тех или иных дел политически мотивированными. Значит, нынешнее решение - это пощечина режиму Януковича", - уверена экс-глава мониторингового комитета ПАСЕ Ханне Северинсен.
Как и в случае с рассмотрением жалобы Юрия Луценко, согласие суда с тем, что арест Юлии Тимошенко объясняется "другими причинами" (к слову, мотив "неуважения к суду", судя по всему, не произвел на Страсбург большого впечатления) зачастую воспринимается как прямое подтверждение политической мотивированности действий системы. В Украине правящий лагерь с такими трактовками не согласен. "Суд указал, что в деле Тимошенко отсутствует какая-либо политика", - поделился 2 мая трактовкой генпрокурор Виктор Пшонка. Но в Европе, похоже, ждут не только законодательных реформ, но и по-своему симметричного политического решения. "Со временем слова "украинский суд" и "Янукович" стали синонимами. И это главная проблема. Украинский суд не независим, поэтому сейчас все равно, кто будет принимать решение: то ли суд, то ли Янукович", - склонна думать немецкий парламентарий Виола фон Крамон.
Через суд или нет, но западные политики все громче говорят о непременном освобождении экс-премьера. Разрешением подобного положения дел, по всей видимости, могло бы стать, к примеру, прицельное помилование Юлии Тимошенко по "газовому" делу, что оставляет в стороне оговорку о "пусть другие суды закончатся" (хотя и, вероятно, может потребовать завершения кассационного процесса). К такому варианту с одобрением относятся в ближайшем окружении бывшей главы правительства. "Президент Украины, основываясь на решение Евросуда, имеет все основания применить такой гуманный акт, как помилование", - допускает Евгения Тимошенко. Запад такой поворот событий, очевидно, тоже устроил бы. "Так или иначе, Тимошенко выйдет на свободу. Давайте посмотрим фактам в глаза: для власти лучше освободить ее, а не ждать санкций", - напоминает о неприятных перспективах европарламентарий от Литвы Леонидас Донскис.
Официально предоставлять Украине рецепт решения непростой ситуации в Европе не торопятся (тем временем, как украинские оппозиционеры вспомнили и об опции "отпустить на лечение"). Но после оглашения выводов ЕСПЧ избежать его будет непросто. "Я не знаю, помилует ли президент Янукович Юлию Тимошенко, но в любом случае правительство Украины должно воспринять решение ЕСПЧ серьезно, а не игнорировать его", - цитирует Deutsche Welle слова лидера "зеленых" в ЕП Ребекки Хармс. В Брюсселе надеются на то, что довести дело до конца поможет продление мандата мониторинговой миссии Пэта Кокса и Александра Квасьневского. "Миссия Кокса-Квасьневского посредством своей работы может помочь решить эти проблемы ("политически мотивированного правосудия", - "Подробности"). Это не о том, как может быть найден элегантный выход из этой проблемы - это о том, как добиться результатов, которые будут отвечать ожиданиям членов ЕС", - не оставляет пространства для разночтений Штефан Фюле. Еврокомиссар ожидает, что воплощением в жизнь вердикта ЕСПЧ Киев займется в кратчайшие сроки – "в течение нескольких недель". В общем и целом, это соответствует базовым установкам ЕС на то, чтобы украинское руководство до конца мая показало готовность к выполнению базовых "интеграционных" критериев. И хотя настолько скорого освобождения Юлии Тимошенко, на которое надеются западные политики, ожидать сложно, очередной шанс продемонстрировать добрую волю правящий лагерь все же получил. И теперь многое зависит о того, как именно и как быстро он захочет им воспользоваться.