Заграница ей поможет? [ Редагувати ]

"Проблема Тимошенко" остается одной из ключевых "кочек" на пути евроинтеграции. Но оппозиция и ЕС надеются на разрешение этого вопроса. И "малой кровью" тут может стать отправка экс-премьера лечиться за границу. Совет повторен, следующий ход за властью. А ее представители играют сразу и в плохого, и в хорошего полицейского.
Евроинтеграционный прогресс Украины в последние месяцы подпитывается оптимизмом всех непосредственно заинтересованных сторон. Киев регулярно рапортует об успехах, а Брюссель, обеспокоившийся из-за углубления "наблюдательского" сотрудничества с ТС, рассчитывает на скорейшее преодоление всех препятствий. Но при всем этом на практике выполнение ключевых требований ЕС идет не теми темпами, на которые рассчитывали специалисты. 18 июня эксперты напомнили, что ни один из 11 "пунктов Фюле" до сих полностью выполнен не был. В МИД же политологам советуют не торопиться с выводами. "Нам следует не считать пункты, а мобилизовать усилия всех ветвей власти, неправительственных организаций, экспертов и СМИ для достижения ощутимого прогресса в реформировании ключевых отраслей", - разъяснял политику внешнеполитического ведомства замдиректора Департамента информационной политики МИД Василий Зварыч. Однако для длительных упражнений в мобилизации" у Украины времени нет. В Европе подчеркивают: если бы решение о подписании Соглашения принималось сейчас – оно было бы отрицательным. Но одновременно там советуют не расстраиваться заранее. "Это не значит, что до конца ноября невозможно сделать домашнюю работу. Это возможно. Если Украина будет готова, Европа будет готова. Это тоже сигнал. Но за Украину никто не будет делать домашнюю работу", - в июне снова указал на "дедлайн" Вильнюсского саммита глава МИД Литвы Линас Линкевичюс.
Основной интеграционной проблемой для Киева остается то, что в Евросоюзе не сходят с позиции "трех китов". Ноябрьский успех в такой версии должен обеспечить прогресс по трем направлениям – "общереформенному", "избирательному" и "выборочно юридическому". Но наибольшее внимание, как недавно писали "Подробности" привлекает все-таки "дело Тимошенко".
По поводу того, может ли стать освобождение/неосвобождение бывшей главы правительства ключевым евроинтеграционным фактором, споры длятся чуть ли не с момента ее ареста. Некоторые эксперты считают, что, несмотря на всю значимость помилования Юрия Луценко и Георгия Филипчука, Брюссель продолжит настаивать на новых подтверждениях успешности борьбы с "выборочным правосудием". "Когда мы говорим, выполнено ли условие Евросоюза для подписания соглашения об ассоциации, то, да – этот шаг (помилование, - "Подробности") необходим для преодоления выборочного правосудия в Украине, но недостаточен для того, чтобы мы там поставили жирный плюс", - считает президент аналитического центра "Відкрита політика" Игорь Жданов. С учетом того, какими темпами ведется рассмотрение многочисленных "дел Тимошенко" вариант с помилованием по сценарию дел Луценко все еще выглядит весьма маловероятным. Впрочем, в Европе уже давно заговаривают о "программе-минимум".
Решением проблемы с заключением экс-премьера "малой кровью" вполне мог бы стать регулярно обсуждаемый отъезд пациентки харьковской ЦКБ №5 на лечение за границу. Летом 2013-го "медицинская" тема снова вышла на первых план. Этому способствовало множество поводов. Во-первых, соратники Юлии Тимошенко сообщают об ухудшении состояния ее здоровья. "У Юлии Тимошенко произошел жесточайший рецидив. Тимошенко не может встать, не может ходить", - рассказывал в недавнем интервью ее защитник Сергей Власенко. Во-вторых, к бывшей главе правительства вернулись ее немецкие врачи, да и руководители мониторинговой миссии ЕП Пэт Кокс и Александр Квасьневский (судя по всему, сыгравшие заметную посредническую роль в освобождении Юрия Луценко) уже навещали ее в июне и могут приехать еще. В-третьих, вариант с выездом на лечение, похоже, европейцы горячо поддерживают. "Есть предложение помочь ей в другой стране. Я сам не доктор, но я знаю, что она желает пройти курс лечения для того, чтобы улучшить здоровье. Если можно решить этот вопрос лечения за границей, всех бы призвал только к тому, чтобы мы нашли способ обеспечить ей это лечение. Мне кажется, что она согласится на такое предложение, чтобы получить курс лечения за границей", - уверен посол ЕС в Украине Ян Томбинский.
Освобождение Юлии Тимошенко по медицинским показаниям, с европейской точки зрения, выглядит как полумера. Но полумера, по всей видимости, эффективная. "Тимошенко на свободе даже за рубежом будет выглядеть лучше, чем Тимошенко в аресте в Харькове – это очевидно", - уточняет польский эксперт по международным отношениям Анджей Шептицкий. Весомость такого сценария 21 июня косвенно подтвердил и представитель потенциальной принимающей стороны. "Я сегодня также встречался с представителями оппозиции, и из первых уст услышал информацию о внутриполитической ситуации в стране. Я об этом открыто сообщил президенту, что мы внимательно наблюдаем за ситуацией с госпожой Тимошенко. И я также подчеркнул, что немецкие предложения в части медицинского обслуживания и лечения ее в Германии, остаются в силе. И я также подчеркнул, что мы будем дальше работать над решением этого вопроса", - заявил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле.
"Медицинский" вариант удобен тем, что он позволяет сохранить хорошее лицо в сомнительных игровых обстоятельствах практически всем интересующимся сторонам. Для Европы – это "проявление благоразумия" украинских властей и возможность формально достичь решения задачи "Тимошенко на свободе". Для украинской оппозиции – также на сегодня едва ли не единственный шанс скорого спасения своего почетного лидера. Другие варианты пока успехом не увенчивались – за ту же декриминализацию ключевых статей УК парламентарии не проголосовали, а вариации на тему "Позволить судимым принимать участие в выборах президента" – сценарий не только спорной эффективности, но еще и нацеленный на слишком далекую пока перспективу. Наконец, для правящего лагеря такое развитие событий дает возможность и европейских партнеров порадовать, и сохранить статус-кво "Тимошенко судима, далеко и не имеет прямой возможности влиять на политику". Зато информационное влияние экс-премьера могло бы и увеличиться. "Приезд Тимошенко за границу, где у нее будет больше возможностей для общения с иностранными дипломатами и журналистами, обернется ее информационной активностью. Будет всплеск интереса к ней, и она, конечно же, раскритикует власть. Но будет критика и в адрес оппозиции, чем она осложнит жизнь нынешним оппозиционным лидерам. Напряжение в лагере противников власти может усилиться. Роль для Тимошенко вырисовывается неоднозначная", - допускает директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
В любом случае, для того, чтобы даже "в некотором роде" освободить Юлию Тимошенко, нужно решение свыше. И вот в этом отношении официальный Киев однозначных сигналов не делает. 21 июня глава МИД ФРГ говорить об отношении Виктора Януковича к сделанному снова предложению отказался. В Партии регионов тем временем говорят о том, что "юристы работают" (а специалисты уточняют, что беспрепятственное отбытие заключенной за границу требует коррекции ряда норм – или самого приговора).
Обобщенная позиция властей по "заграничному" вопросу сейчас больше всего напоминает увлеченную игру в плохих и хороших полицейских. Так, некоторые "регионалы" продолжают придерживаться "компенсационного" подхода, который 20 июня продемонстрировал в действии Александр Ефремов. Но на предложения возместить многомиллиардный ущерб оппозиция реагирует резко. "Логика господина Ефремова напоминает логику сомалийских пиратов, требующих выкуп за заложников: власть довела экономику "до ручки", а теперь за счет политических узников, которых удерживали и продолжают удерживать в тюрьмах, пытается найти деньги. Это абсурдная конструкция", - возмутились в пресс-службе "Батьківщини".
Смежный подход гласит: даже такое ограниченное освобождение Тимошенко невозможно в принципе. "Что же касается ее отправки на лечение за границу – это полная чушь! Какое законодательство в какой стране разрешает осужденного, отбывающего срок по особым статьям УК и по процедуре Уголовного процессуального кодекса, отпускать на лечение, кроме как в тюремную больницу? Это идея, которая навязывается очень доверчивым и не сведущим в законодательстве гражданам, давая призрачную надежду ее сторонникам, что такой шанс есть. Его нет. Такой возможности нет. Точка", - настаивает "регионалка" Елена Бондаренко. И все же далеко не все в правящем лагере согласны с однозначностью такой трактовки. "Нет каких-либо законов, которые бы категорически такую возможность исключали, но это не такой простой вопрос, как вам кажется. Для лечения ее в Германии нужны взаимные политические межгосударственные решения. Но такая возможность точно есть", - довольно неожиданно выступил в конце мая первый зам генпрокурора Ренат Кузьмин.
Примечательно и то, что президентское мнение разногласия во властных рядах не гасит. В диалоге с Европой Виктор Янукович уже не раз на вопросы по поводу судьбы Юлии Тимошенко отвечал уклончиво. А в июне тот самый подход "Юристы работают" был использован и на "внутреннем рынке". "Мы в процессе переговоров, мы передали пакет предложений нашим партнерам с Запада, никто не сказал нет. Для выполнения гуманитарной миссии, возможно, надо изменить законодательство. Считаю, что есть все основания говорить о том, что вопрос по предоставлению возможности Юлии Тимошенко получить надлежащую медицинскую помощь за границей рассматривается", - передавал слова главы государства Арсений Яценюк, присутствовавший на встрече президента с парламентской верхушкой. Но, хотя желающие скорого освобождения бывшей главы правительства полны оптимизма, на деле "основания" могут искаться еще долго – и необязательно потом найтись. В то же время маловероятно, что правящий лагерь будет чрезмерно спешить с внесением ясности в такой животрепещущий вопрос. Сами по себе нынешние разночтения уже симптоматичны и открывают простор для тактических маневров. Как минимум – позволяя устроить "срез мнений" в Украине и за ее пределами и тут поддержать градус интриги. В конце концов, в игру "Да, нет, наверное" можно играть и до Вильнюсского саммита. Только вот Брюссель настоятельно рекомендует определиться все-таки пораньше.