Украинская политика становится все более зрелищной [ Редагувати ]

Минувшая неделя подтвердила, что украинская политика становится все более зрелищной. Постаралась и власть, и оппозиция, и те, кто вроде бы непричастен ни к первой, ни ко второй.
Правда, на этот раз не было масштабных массовых сцен - любой кинокритик вам подскажет, что для того, чтобы поставить их на конвейер нужны слишком большие средства. Под силу это только Голливуду, в прошлом - советскому, а сейчас - китайскому кинематографу.
Поэтому европейцы так любят делать камерное и элитное кино. У нас страна, в этом смысле, вполне европейская. На минувшей неделе политические актёры попытались индивидуально блеснуть мастерством.
Понедельник. 20:45. Студия новостей Первого национального канала. Ведущий обычно появляется здесь минут за десять до начала выпуска. Депутаты пришли чуть раньше. Встали перед камерой и потребовали от руководства телекомпании предоставить им прямой эфир. Мол, народу нужно сообщить что-то очень важное.
Петр Симоненко, народный депутат Украины, лидер КПУ: "Наша мета - це донести до вiдома наших громадян змiст тих документiв, якi ми прийняли. Ми й прийшли, щоб тiльки зачитати три документi i все. Хай люди знають".
Игорь Сторожук, президент Национальной телерадиокомпании Украины: "А коли ви прийшли i сiли на мiсце ведучого новин, то ви будете що, вести новини? Нi."
Вечерние новости 23 сентября в эфир так и не вышли. Вместо них - документальный фильм и бегущая строка: канал извиняется за изменения в программе, но ничего поделать не может - студия новостей занята депутатами, выпуск сорван.
Действительно ли депутаты надеялись "попасть в телевизор" или просто хотели таким образом привлечь к себе внимание - неизвестно. Но через полтора часа они выходят из здания на Мельникова, 42.
В эфир парламентарии вышли, но тогда, когда это предусмотрено законом и программой УТ-2 - в субботу. А 23 сентября было возбуждено уголовное дело. Сразу по двум статьям: захват зданий и препятствие работе СМИ. Депутаты, правда, говорят, что могли бы вести себя еще более радикально.
Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер фракции СПУ: "Якби до телецентру 200 депутатів прийшло - ми б телевишку перекинули!"
Утро. Киев. Улица Грушевского. Акция, о которой накануне вечером хотели рассказать в прямом эфире оппозиционеры. Пришли четыре с половиной тысячи человек - цифры организаторов и правоохранительных органов, на удивление, совпадают.
Лидеры призывают их не расходиться и громко требовать от остальных депутатов поставить в повестку дня вопрос о политической ситуации в государстве. Иначе - грозят бойкотировать работу Верховной Рады.
Виктор Ющенко, народный депутат Украины, лидер фракции "Наша Украина": "Що заставляє уже шість місяців колотить український парламент? Четвер ми починаємо з того, що фракція "Наша Україна" не приймає участь у голосуванні".
Юлия Тимошенко, народный депутат Украины, лидер фракции БЮТ: "I не думайте, не переймайтеся тим, що десь не будуть прийматися якiсь закони чи не будуть прийматися бюджет. Не переймайтеся".
Продолжение акции. Митингующие с лидерами оппозиции во главе идут на Банковую. Колонна на проезжую часть не выходит - чтобы не перекрывать движение транспорта. В Администрацию президента пускают только депутатов.
Встретиться с оппозиционерами Президент обещает на следующий день. Парламентарии в ответ объявляют политическую голодовку. Прямо на лестнице между третьим и четвертым этажами Администрации. И поудобнее устраиваются на ступеньках - мол, ночевать будем здесь, чтоб не потерять завоеванные политические позиции.
Отсюда до кабинета, где состоится встреча с главой государства - всего два лестничных пролета. Депутатов еще пытаются уговорить провести ночь в более приспособленном для этого месте, но безуспешно - раззадоренные парламентарии сообщают, что никуда не уйдут и зачем-то заливают краской объектив камеры, принадлежащей президентской пресс-службе.
Степан Хмара, народный депутат Украины, член фракции БЮТ: "Не будеш витирати! А чого ти лазиш нас знiмаєш? Для чого? Хто ви такий, що нас знiмаєте? Документи - i ми тебе скажем - чи маєш, чи нi право".
Письмо с требованиями оппозиции Президенту вручили 25 сентября утром. Ответ Леонида Кучмы тот же, что и до встречи: отставки не будет.
Леонид Кучма, президент Украины: "Их цель - революция. Но Украине революция не нужна. Непримиримые требуют, чтобы я подал в отставку. Категорически заявляю: я этого не сделаю. Не сделаю потому, что я избранный народом Глава государства и ощущаю всю полноту ответственности за то, что происходит в стране".
Не смотря на то, что ничего не добились, оппозиционеры называют свой поход в Администрацию удачным. Мол, вновь удалось привлечь к себе внимание - это уже немало. Каким образом это внимание привлекали, и как это выглядело со стороны - депутатам, похоже, не важно.
Два уголовных дела по трем статьям - захват зданий, препятствование работе СМИ и вмешательство в работу государственного деятеля оппозиционеров тоже не смущают. Это обычным гражданам "светило" бы от трех до пяти лет. А депутаты, которые захватывали студию новостей и ночевали в Администрации, - неприкосновенные.
Так что в способах напомнить о своем существовании избирателям могут себя не ограничивать. Главное, чтобы фантазии хватило.