Последнее слово президента [ Редагувати ]

Утром 31 марта президент Украины исполнил очередной свой долг. Виктор Ющенко обратился к парламенту с ежегодным посланием – последним за эту каденцию. Глава государства оценил свои достижения, дал установку на преодоление кризиса и рассказал, какой должна стать Конституция.
Верной магистралью идем, товарищи
Долгожданное плановое обращение главы государства к законодательному органу обещало стать гвоздем программы недели пленарных заседаний. Особенно этому способствовала дата выступления, предложенная парламентариями – 1 апреля. Но, хотя 30 марта в Секретариате президента поначалу подтвердили готовность президента выступить в среду, спустя несколько часов стало известно – Виктор Ющенко расскажет, что к чему все-таки 31 марта – возможно, во избежание ненужных инсинуаций…
Вопреки ожиданиям злых языков, гарант Конституции был пунктуален и сравнительно немногословен. Выступление главы государства длилось около часа и подарило внимательным слушателям немало интересных минут. Хотя поначалу могло сложиться впечатление, что дело ограничится стандартной фиксацией достижений и промахов.
В силу особенностей политико-экономической ситуации в стране можно было предположить, что президент не преминет рассказать парламентариям, что именно нужно сделать для скорейшего вывода Украины из кризиса. Но вопреки ожиданиям, Виктор Ющенко начал с позитива. Уточнив, что "за последние пять лет Украина, безусловно, изменилась. Сдвинулись с места фундаментальные процессы. Наши главные магистрали – перед нами", глава государства сделал серьезный экскурс в историю своего правления - словно подводил его итоги...
Теоретически, следовало ожидать, что последнее послание к парламенту в первой (а, возможно, и единственной) каденции Виктора Ющенко превратится в бенефис действующего президента. Так и произошло – несмотря на то, что до начала президентской кампании четыре месяца (что позже отметил сам "виновник торжества"), глава украинского государства поспешил превентивно напомнить согражданам о том, как много за последние неполные пять лет было сделано для Родины.
В качестве составляющих пятилетнего прорыва были перечислены как реальные деяния высшей власти страны, так и только запланированные, как явления, напрямую зависящие от воли власть имущих, так и "автономные" процессы общественной жизни. Свобода слова, свобода выбора, расширение сотрудничества с Европейским союзом, Болонский процесс, независимое тестирование абитуриентов, вступление в ВТО, Евро-2012, едва-едва наметившееся сотрудничество отечественной газотранспортной системы с европейскими инвесторами – среди совместных достижений украинской нации и ее руководства были перечислены практически все значимые события пятилетки, включая и увеличение на 84 тысячи количества новорожденных в 2008-м по сравнению с 2004-м. Вряд ли абсолютно все позитивные изменения объясняются исключительно персональными усилиями президента. Например, оптимистичная тенденция "Мы прекратили массовый отток людей за границу. Если в 2001-2002 годах на каждого прибывшего в Украину два человека покидали страну, сегодня тенденция обратная – люди возвращаются домой" может быть на деле связана со всемирным финансово-экономическим кризисом, который уменьшил потребность западных стран в украинской рабочей силе. Тем не менее, заметное количество положительных изменений действительно позволяет Виктору Ющенко с удовлетворением констатировать перемены к лучшему. Правда, несмотря на правильность взятого пути (или магистрали, как это назвал сам гарант), еще есть над чем работать. Как вариант, над все тем же кризисом.
Повторенье – мать ученья
После достаточно подробного перечисления "радостей" последних лет глава государства плавно перешел к потенциальной работе с нынешними "горестями". "Я прошу нацию, я прошу всех нас объединиться ради нашего общественного прогресса", - обратился Виктор Ющенко к окружающим, и рассказал, для чего именно необходимо срочно объединяться.
Как и в случае с "бенефисной" частью, содержание условного второго блока президентского послания было абсолютно предсказуемо. Гарант ожидаемо поделился своими взглядами на внешнюю политику и рассказал, какой он видит единую антикризисную программу.
Поразить публику новаторским подходом Виктору Ющенко не удалось. Президент констатировал "уязвимое" внешнеполитическое положение Украины: "Основные угрозы исходят от коррозии международно-правовых стандартов, от общего ухудшения атмосферы мировых сношений, от энергетической зависимости Украины и от опасных, разрушительных, недальновидных попыток использовать право силы при решении споров или конфликтов", - но основной посыл все равно оказался давно знакомым: нужно жить в мире со всеми, и в особенности – с северо-восточными соседями. Что же касается анализа внутриукраинского положения дел, тут тоже обошлось без открытий.
По мнению президента, кризис так сильно ударил по Украине из-за неспособности государства провести базовые структурные реформы. Чего и следовало ожидать – на всемирный характер тенденций предпочитают кивать на Грушевского, а не на Банковой. Далее глава государства живо описал все трудности страны (включая и полусенсационное сообщение о падении ВВП на 25-30 процентов за два первых месяца года, что, по словам Ющенко, правительство тщательно скрывает от публики) и перешел к конкретике.
Вопреки ожиданиям, ни открытия Америки, ни оптового изобретения велосипедов в стенах Верховной рады 31 марта не произошло. Виктор Ющенко действительно очертил круг самых необходимых, на его взгляд, мероприятий по спасению украинской экономики. Но и ноу-хау, и максимально подготовленные к реализации проекты среди "экономических пунктов" послания встретить было тяжело. В принципе, глава государства заявил весь комплекс действий, которые СП рекламирует уже не один месяц, а в случае, например, с отменой моратория на продажу сельскохозяйственных земель – не один год. Срочный пересмотр бюджета, сокращение государственных расходов, реформа пенсионного фонда, трансформация налоговой системы и повышение акцизных сборов, рекапитализация банков при непосредственном участии государства, пересмотр льгот и обращение к гражданам с просьбой не расшатывать банковскую систему и не забирать депозиты, поддержка национального производителя и возрождение мощностей АПК – большая часть мер не столько предложенных, сколько очерченных Виктором Ющенко укладывается в пределы концепции "экономика должна быть экономной".
И, хотя противостояние с Кабинетом министров было вынесено "за скобки" послания, – неодобрительные намеки в адрес премьера считывались достаточно легко. "Наконец-то начать жить по средствам", "пир во время чумы", за счет Стабилизационного фонда "финансировать важнейшие государственные проекты, а не погашать задолженность по заработной плате", "так называемый сбалансированный бюджет "Нафтогаза України" – правительственно-ориентированные шпильки были щедро рассыпаны по тексту обращения главы государства. Что и не удивительно – не только потому, что личное противостояние двух кандидатов в будущие президенты не заметит только очень невнимательный зритель, но и в силу принципиальных отличий экономических воззрений двух флагманов исполнительной власти. В целом же, как уже упоминалось, для воплощения в жизнь президентских "конкретных шагов" правительству и законодателям придется еще ударно поработать – давно знакомый общий очерк "в наличии", а вот до детального плана еще далеко. В данном случае каждый выполняет свою функцию: одни доводят решения до стадии практического воплощения, а другие – как сова из анекдотов – "стратегией занимаются". Впрочем, иногда и президентский лагерь горит желанием поделиться готовым рецептом. Как, к примеру, в случае разрешения политического кризиса путем конституционной реформы.
Дежа вю
Если перечень достижений и антикризисный "очерк" были ожидаемыми пунктами программы, то предложения президента по конституционной реформе, судя по бурной реакции зала, парламентариев застали врасплох. Виктор Ющенко не ограничился предсказуемыми "мантрами" о безответственности политиков и скомпрометированной системе, он предложил готовую редакцию Основного закона. Полной неожиданностью гипотетические изменения стать не могли – отдельные моменты уже давно "фигурируют" в перечне интересов Банковой, базовая же концепция была накануне "обкатана" в ходе Внеочередных всеукраинских муниципальных слушаний. И, тем не менее, собранные вместе потенциальные перемены заслуживают пристального внимания.
Президентский лагерь взял курс на стабилизацию политической системы. Нынешний вариант – "наследство" бурного 2004 года (и не Виктору Ющенко забывать об обстоятельствах торга по поводу предыдущей реформы) главу государства категорически не устраивает. Особенно по причине появления на свет "дуалистического гибрида", из-за которого "влияние президента Украины было ограничено, а полномочия правительства не были уравновешены ответственностью перед парламентской коалицией, и их обоих – перед народом". Начать противодействовать этому президент предлагает просто и эффективно – трансформацией избирательной системы, которая повлечет за собой куда более глобальные перемены.
Итак, согласно свежайшему конституционному проекту, выборы в парламент будут проходить по пропорциональной системе с открытыми списками, а все местные – на мажоритарной основе. Далее – интереснее. Предполагается, что украинцы в ближайшее время получат двухпалатное Национальное собрание (в качестве обоснования необходимости этого шага слушатели президентского послания были отосланы к передовому европейскому опыту). Триста уже куда менее неприкосновенных депутатов образуют нижнюю палату – Палату депутатов – которая 4 года будет действовать по образу и подобию нынешней Верховной рады, а заодно – полностью возьмет на себя ответственность за формирование правительства и его деятельность. Если же нижняя палата не сможет сформировать правительство – она будет распущена. Верхняя палата – Сенат - будет состоять из 81 сенаторов (по 3 представителя от каждого региона и административно-территориальных единиц, приравниваемых к оным), избранных среди политиков, достигших 35-летнего возраста, на 6 лет, причем, по образу и подобию, к примеру, США, – каждые два года будет происходить ротация трети состава Сената. Задача верхней палаты – назначать кадры, неподотчетные правительству и одобрять концептуальные решения президента "в сфере обороны и безопасности". Президента, к слову, по-прежнему предполагается выбирать общими усилиями и прямо, а полномочия его будут касаться преимущественно обтекаемой формулировки "гарантирования институциональной стабильности государства". И обязательно необходимо сделать так, чтобы правительство, формируемое победителями выборов в нижнюю палату, было само по себе, а президент – сам по себе.
Не обошли юристы президента вниманием и местные власти. Так, нынешние администрации предполагается переориентировать на выполнение контролирующих функций, а вся власть на местах должна перейти к исполнительным "версиям" органов местного самоуправления. Заодно нужно, считает президент, и провести давно обещанную административную реформу. А потом уже можно будет взяться и за суды, и за правоохранительные органы…
Краткий перечень инициатив Виктора Ющенко привел к возникновению стойкого ощущения дежа вю. Как и предыдущий президент, нынешний гарант Конституции решил под конец срока действия полномочий исправить Основной закон. И, что интересно, многие инициативы Виктора Андреевича напоминают микс пожеланий Леонида Даниловича 2000 и 2003 годов: учтены и две палаты, и уменьшение количества депутатов, и удар по депутатской неприкосновенности, а заодно – и принципиальное желание в очередной раз перераспределить ответственность между ветвями власти. В пользу нынешнего президента, с одной стороны, говорит то, что многие изменения Банковая планирует уже не один год – так что инициативой "с бухты-барахты" свежий проект, пожалуй, все-таки не является. С другой стороны, понимание может вызвать и желание главы государства, если не подарить самому себе четкие правила поведения на второй срок (а заодно и "по-братски" разделить с премьер-министром парламент – по палате каждому), то хотя бы обеспечить надежный тыл – Виктор Ющенко скромно умолчал о том, что экс-президенты могут рассчитывать на пожизненные сенаторские полномочия. Но, как и ожидалось, особого понимания у парламентариев инициатива не нашла. Юлии Тимошенко не понравились две палаты из-за мажоритарного подхода к формированию верхней, "регионалы" через Виктора Януковича и Бориса Колесникова пояснили, что в целом не против, но еще будут разбираться. А президент тем временем рассчитывает на скорейшее принятие изменений – еще бы, ведь согласно конечным положениям, дата следующих парламентских выборов (а значит, и формирование обеих палат) напрямую зависит от депутатской оперативности. В принципе, законопроект, переданный главой государства в парламент, уже зарегистрирован, но на достигнутом Виктор Ющенко не остановился – он уже попросил у народных избранников 450 миллионов гривен на референдум по одобрению грядущей реформы. Кризис кризисом, а переписать под занавес полномочий Конституцию – святое дело.
В завершение своей речи в парламенте президент пояснил свои инициативы исключительной потребностью защитить национальные приоритеты – что и требовалось доказать. А чтобы у сограждан не возникали сомнения по поводу того, а точно ли Родина окажется защищеннее путем политических трансформаций, глава государства решил процитировать "одного испанского философа": "Если Испания желает возродиться, она должна воссоздать в себе могучий, неукротимый порыв к совершенству. Но одних политических реформ, безусловно, мало. Нужно приступить к трудной работе и, приложив все усилия, направить нацию на путь к совершенству". Путь к совершенству, по президенту Украины, лежит через конституционную реформу. А вот в первоисточнике, эссе "Бесхребетная Испания", рецепт несколько не соответствует выборочной цитате президентского послания. Если быть точными, то украинский президент пропустил несколько существенно влияющих на общий смысл сказанного предложений, как раз между первым и вторым им процитированными: "Великую трагедию нашей национальной истории составила острая и хроническая нехватка выдающихся меньшинств, неослабное господство масс во всех сферах жизни. И потому отныне следует руководствоваться одним главным требованием - требованием отбора. История не знает иного средства улучшить существование этноса, кроме твердой и последовательно осуществляемой воли к отбору лучших людей. Только действуя такой волей, словно резцом, нация сумеет, наконец, изваять четкий облик подлинного испанца". Но пункт с "подвинуть массы в сторонку" в преддверии референдума звучал бы несколько невежливо. Поэтому, с поправкой на эпоху и ситуацию, Виктор Ющенко, как и Хосе Ортега-и-Гассет в конце своего эссе, возможно, предполагает подробное рассмотрение того, что не вписывается в нынешний формат президентских инициатив, "как-нибудь в другой раз". Еще бы, ведь до планки, поставленной в последнем послании президента, еще прыгать и прыгать.
Смотрите также фотогалерею "Президентский посыл", посвященную обращению Виктора Ющенко к Верховной раде Украины.