Чернобыльский синдром [ Редагувати ]

26 апреля исполнилось 26 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Спустя многие годы преодоление последствий этой катастрофы остается актуальным для нашей страны. В этом году правительство ради этого решило даже выделить дополнительные средства. Ликвидаторы аварии на ЧАЭС сомневаются, что в Кабмине вспомнят и о них.
Дорогое строительство
Накануне годовщины аварии на ЧАЭС правительство заявило о начале новой программы по преодолению последствий трагедии. Так, в Кабинете министров готовы выделить деньги на строительство нового саркофага над ЧАЭС. Старый возводился в экстремальных условиях и, соответственно, в спешке. Кроме того, еще в 1986 году было понятно – что это лишь временное сооружение. Однако по мере ветшания старого саркофага деньги на строительство нового все не находились. Более того, возведение нового укрытия для 4-го энергоблока постоянно откладывалось. Подрядчики сменяли подрядчиков. Наконец, в 2010 году нашли нового подрядчика – французскую компанию Novarka. В январе 2010 компания предоставила документацию первой части проекта возведения "Укрытия-2". Этот пакет документов включал в себя 10 томов проектной документации. "В дальнейшем запланировано проведение комплексной государственной экспертизы проектной документации, утверждение проекта и выдача разрешения на часть строительных работ, в частности на строительство постоянных фундаментов для НБК", - говорилось в нем. В итоге, в 2011 году был начат сбор средств на возведение нового саркофага. В итоге, к 25-летию трагедии собрали 550 миллионов долларов. "Вчера, практически, мы выполнили задачу, которая стояла перед конференцией доноров", - заявил президент Украины Виктор Янукович 25 апреля 2011 года по итогам встречи с представителями международных организаций. "Оставшаяся сумма будет, я убежден, собрана в ближайшее время. Фактически, мы получили возможность заверить строительство объекта Укрытие и закончить строительство до 2015 года", - сказал президент. В целом же у стран-доноров планировали собрать гораздо больше. "Свою роль сыграла инфляция и существенно повысились требования к безопасности работ", - пояснял тогдашний вице-премьер-министр Андрей Клюев изменение стоимости работ, которое произошло в 2011 году, когда строительство саркофага подросло в цене с 550 миллионов долларов до 870 миллионов евро. При этом точная цена нового саркофага на тот момент была неизвестна. Но предполагалось, что она будет значительной. Ведь предлагается создать металлическое укрытие таких размеров, что в него может поместиться, к примеру, киевская Родина-мать с постаментом. Новое укрытие будет представлять собою двухслойную арку размером 250 на 150 метров и высотой в 108 метров. "Сооружаться арка будет на площадке, расположенной в трехстах метрах от старого укрытия Сначала соберут ее восточную часть, затем западную, и сведут их над старым саркофагом", - поясняла в 2011 году - председатель информотделаГСП "Чернобыльская АЭС" Майя Руденко. "Когда в 2004-2008 годах укрепляли старое укрытие, сказали, что оно продержится 15 лет", - уверяла она в необходимости нового строительства. В августе начали подготовительные работы: вырыли котлованы и начали забивать сваи.
Через год глава правительства Николай Азаров заявил о начале монтажа арки. "Исполняется 26 лет, как над нашей страной и над всем миром прозвучал взрыв Чернобыльской катастрофы! К сожалению, и в мире, и кое-кто в Украине забыл о ее масштабах, а это беда, аналогов которой в истории человечества нет!" — сказал премьер. Несмотря на то, что наша страна, по его словам, преодолевала последствия трагедии "практический в одиночку", строительство нового безопасного укрытия – "первый результат международных усилий в этой сфере". Глава профильного Государственного агентства по управлению зоной отчуждения Валентин Голоша конкретизировал – на сегодняшний момент наша страна выполнила 17 из 22 мероприятий по строительству нового саркофага. "Почти все инфраструктурные работы завершены. Начнется монтаж новой арки. Стоимость проекта по преобразованию объекта в экологически безопасную систему составит 1,54 миллиарда евро. На эти цели уже потрачено более 600 миллионов евро",— уточнил Голоша. В его ведомстве рассчитывают потратить на строительство нового укрытия около 980 миллионов евро. Оставшуюся сумму хотят направить на создание системы радиационного контроля и на строительство хранилища для отработанного ядерного топлива.
На следующий день после заявлений Азарова и Голоши президент Украины заложил символический первый камень на месте возведения арки. "Мы являемся свидетелями определяющего события в преобразовании объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему - строительства арки Чернобыльской атомной электростанции", - сказал Янукович. "Успешная реализация этого проекта будет гарантировать экологическую безопасность всех близлежащих территорий, сделает невозможным попадание радиации в атмосферу", - подчеркнул президент.
Впрочем, 26 апреля принято не только вспоминать о страшной трагедии, произошедшей 26 лет назад, но и о тех, кто пожертвовал жизнями и здоровьем для того, чтобы будущие поколения смогли жить в относительной безопасности. И тут государству предстоит решить не менее сложные вопросы, чем вопрос со строительством нового саркофага.
А люди что?
Во время своего обращения к украинскому народу в связи с произошедшей трагедией президент Украины сказал: "В эти дни мы чтим память тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Вечная им память". В то же время, президент в своей речи не упомянул тех ликвидаторов аварии, которые остались в живых.
И для этого есть серьезная причина. "Чернобыльцы" были наравне с "афганцами" одними из наиболее активных в отстаивании своих интересов. Их митинги – не чета митингам разных оппозиционных партий. Фактически, "чернобыльцы" заставили власть сильно понервничать: в дни их митингов под Верховной радой и Кабинетом министров собиралось значительное количество правоохранителей. Для того, чтобы успокоить "чернобыльцев", правительство обещало им не урезать им социальные льготы. Но позже в СМИ появилась информация о негласном указании украинским судам не решать дела по перерасчету выплат в пользу ликвидаторов.
25 апреля в правительстве вновь пытались рассказать о том, что государство помнит о своих социальных обязательствах. "Нам удалось существенно повысить выплаты инвалидам-ликвидаторам. Мне кажется, что если мы сравним со средними по стране пенсиями, то чернобыльцы сейчас достаточно неплохо обеспечены – заявил, в частности, вице-премьер-министр Сергей Тигипко. По его словам, с 1 апреля 1-ая группа инвалидов-ликвидаторов получает в среднем 5,47 тысячи гривен пенсии, 2-ая группа — 4,78 тысячи гривен, 3-ягруппа — 2,97 тысячи гривен. До повышения ликвидаторы в зависимости от группы получали 2,2 тысячи гривен, 1,9 тысячи гривен и 1,8 тысячи гривен соответственно. Однако таким повышением ликвидаторы не удовлетворились и продолжают конфликтовать с государством. "Суть конфликта государства с чернобыльцами не в размере пенсии, а в невыполнении правительством решений судов, обязавших государство рассчитаться с долгами", - цитирует "КоммерсантЪ-Украина" вице-президента общественной организации "Союза Чернобыль Украина" Владимира Яценко. "Мы постоянно говорим об этом Николаю Азарову, но механизма по выполнению уже существующих судебных решений нам пока не предложили. Возможно, он будет в новой государственной программе, действие предыдущей закончилось в 2010 году", - отметил Яценко. Требование выплатить долги не блажь и не желание обогатиться – практически все свои пенсии ликвидаторы тратят на лечение. Кроме того, часть из них так и не увидела "повышенных" пенсий. "Мне ответили, что моя пенсия по возрасту на 17 гривен выше, чем та повышенная, что была обещана", - говорит инвалид-чернобылец 2-й группы Георгий Земляный в эфире ICTV. "Вот у меня одни лекарства, 14 таблеток, стоят 660 гривен, а их надо мне принимать в течение всей жизни ", - рассказывает о стоимости лечения инвалид 1-й группы Владимир Колесников. Они и их товарищи лежат в клинике Центра радиологической медицины, которую посещал Азаров 23 апреля. Премьеру "чернобыльцы" рассказали о несправедливости и пообещали выйти на акции протеста. И 26 апреля они снова пикетировали Кабмин. Спустя 26 лет для них борьба продолжается. Только борются они на этот раз не с последствиями страшнейшей трагедии, а с "родным" правительством.