"Черные" дни [ Редагувати ]

В украинской угольной отрасли кризис. Компании отказываются закупать уголь с государственных шахт. Причина – наличие "копанок" и, как следствие, профицит "черного золота". Беспокоит энергетиков и неопределенность будущего их отрасли.
Черная неблагодарность?
В начале февраля угольную отрасль сотряс ряд громких скандалов. Связаны они в первую очередь с государственным предприятием "Уголь Украины" и компанией Рината Ахметова ДТЭК. 5-го февраля в госпредприятии сообщили – они подали в суд на ДТЭК. "Мы грузили уголь в декабре, в течение октября и ноября прошлого года, срок оплаты по которому наступил 31 января 2013. Часть денег они оплатили, а 89.2 млн. гривен — не оплатили", - заявил гендиректор ГП Владимир Соколов. "Есть ДТЭК — уважаемая компания, которая везде твердит, что они честные, что они выполняют все условия договоров, что они международные и у них имидж и т. д. И при этом, просто-напросто, государственные предприятия, грубо говоря, "кинули" на 89 миллионов гривен, поэтому мы и хотим в судебном порядке эти деньги от них получить", - пояснял причину судебного иска Соколов. По его словам из-за действий компании на грани остановки находятся около 20 шахт. "ДТЭК не дает им грузиться, не открывает дороги на свои тепловые электростанции", - отметил Соколов, напомнив, что компания не осуществляет прием угля в плановом объеме.
В то же время, у ДТЭК свое видение ситуации. "ДТЭК почти полгода ведет переговоры о покупке угля государственных шахт, но пока не находит понимания у партнеров. Тем не менее, компания остается открытой к продолжению переговоров с целью найти возможность закупки дополнительного объема угля у государственных шахт. Прежде всего, речь идет об угольных предприятиях Львовско-Волынского бассейна, которые являются традиционными поставщиками угольной продукции для близлежащих ТЭС ДТЭК Западэнерго", - передают "Новости Донбасса" слова директора по коммерческой деятельности ДТЭК Андрея Фаворова. "Мы неоднократно говорили о том, что ДТЭК готов закупать и поставлять на электростанции ДТЭК Западэнерго весь уголь должного качества, который Львовская угольная компания, входящая в ГП Уголь Украины, может предложить", - отметил он. В компании настаивают – госпредприятие должно следовать заключенным ранее договорам. Однако, по словам источника в ГП "Уголь Украины", госпредприятие затягивало решение о покупке 45 вагонов львоско-волынского угля. Вместо этого в ГП выставили условие, чтобы 27 вагонов ДТЭК купила у луганских и донецких госшхат, и только 18 – у западноукраиских. "Напряженная ситуация со сбытом угля сейчас у всех государственных шахт, всем нужны деньги. Но есть команда в первую очередь продавать луганский и донецкий уголь. Почему так, я не знаю", - сообщил источник. А Фаворов настаивает – энергетики тоже находятся в преддверии кризиса. "Энергетики сами находятся в непростой ситуации. Текущая задолженность энергорынка перед генерацией достигла 2,8 миллиарда гривен", - отметил он. Кроме того, в этом году обострились противоречия между руководством ДТЭК и шахтерами, работающими на компанию. В общем, отрасль переживает непростые времена.
Не углем единым
Одной из причин столь плачевного состояния в отрасли сами шахтеры называют развитую сеть нелегальных шахт-"копанок", из-за наличия которых в отрасли фактически существует перепроизводство. "На данный момент ситуация в отрасли обострилась – на фоне существенного профицита угля в стране и ограниченности рынков сбыта теневой рынок угля насчитывает около 6-7 миллионов тонн. В этих условиях тесное взаимодействие работников и работодателей приобретает особое значение. Мы готовы к продолжению диалога с ДТЭК и надеемся на положительное решение проблемных вопросов. Тем более, что эта компания – единственная в нашей стране, способная финансировать предприятия угольной промышленности", – сказал председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец на круглом столе, посвященным проблемам угольной промышленности Украины.
С ним солидарен и директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар. "Этот высокорискованный для жизни людей бизнес крышуют и покрывают не только местные региональные князья, но и чиновники в столице", - заявил он. "В сложившихся сегодня кризисных условиях в угольной промышленности у правительства должна быть энергостратегия и оптимизированная политика действий. В противном случае экономические проблемы поменяются на социальные проблемы", - считает Гончар. По разным оценка в 2012 году на "копанках" было добыто порядка 6 миллионов тонн угля. Речь идет, прежде всего, об угле марки "А". Из добытого нелегальным образом объема до 3,5 миллионов тонн пошло на государственные ТЭС, 1,2 миллиона тонн - на ТЭЦ, и около 0,9 миллиона тонн - на экспорт. Таким образом, в горно-добывающей отрасли "назаметно" возник рынок, оборот которого оценивается в миллиарды гривен. Оттого уголь добываемый даже шахтами, принадлежащими той же ДТЭК, не находит потребителя
Впрочем, профицит угля мог быть снижен при помощи перехода ТЭЦ на уголь. Тем более, под это дело Украина взяла у Китая большой кредит. Впрочем, пока дело не сдвинулось с мертвой точки. "На самом деле в общеукраинском масштабе еще ничего не сделано в вопросе практического перевода ТЭЦ на уголь. Даже профильный энергетический министр Бойко и то ожидает конкретных результатов, прежде чем рвать на себе рубаху. Уверенность Азарова в том, что на всех ТЭЦ Украины полным ходом идет реконструкция и замена блоков – это миф. Частичный ремонт или замена котлов и турбин – это далеко не перевод с газа на уголь. И даже слова премьера о разработке технико-экономического обоснования перевода пяти ТЭЦ на уголь – это, мягко говоря, немного преувеличенная информация. Ведь о таких планах пока что заявили только две ТЭЦ – Одесская и Северодонецкая", - цитировал "Forbes" эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука осенью 2012 года. "Перевод всех ТЭЦ на использование угля обойдется по самым скромным подсчетам в 1,5 миллиарда долларов. И это речь идет только о ремонте, а не модернизации. При этом дополнительно 1 миллиард нужно потратить для обустройства угольной инфраструктуры – отвалы для породы, склады для угля, коммуникации. Еще около 2 миллиардов – это затраты для сооружений очистки выделяемых газов CO2. Суммарно проект потянет на 4,5 миллиардов", - подсчитал Корольчук. Частичным выходом из ситуации мог быть китайский кредит, о котором КНР и Украина договорились в конце лета 2012 года. Тогда Государственный банк развития Китая планировал предоставить нашей стране 3,656 миллиарда долларов. Таким образом, не доставало еще около миллиарда. Но в декабре прошлого года "Вестник госзакупок" опубликовал информацию, согласно которой НАК "Нафтогаз" получила от китайцев всего лишь 2,395 миллиарда долларов. Таким образом, Украине не хватает еще 2 с лишним миллиардов долларов. Впрочем, у нас привыкли экономить на экологии. Однако в этом случае Украина может оказаться в непростой ситуации. ТЭЦ работающие на угле сильнее загрязняют атмосферу. Некоторые эксперты высказывают опасения, что Украина может исчерпать свой ресурс на загрязнение атмосферы, который у нее есть согласно Киотскому протоколу. В итоге, прошло почти полгода, а воз и ныне там. Переход ТЭЦ с газа на уголь практически не происходит.
Еще одной проблемой является отсутствие целостного видения развития отрасли. "Такой важный документ как энергобаланс должен приниматься вместе с госбюджетом. Иначе не понятно, какой объем угля необходим Украине, и сколько смогут дать украинские шахты", - считает член Комитета Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса "регионал" Павел Корж. "Пока баланс не утвержден, закупать уголь рискованно, так как ТЭС могут оказаться не в состоянии заплатить за приобретенное топливо", - солидарны с ним в ДТЭК. "Впервые за последние, наверное, 15 лет Украина запасы угля в январе составили порядка 6 миллионов тонн. Обычно, в предыдущие годы запасы угля на начало года составляли 2,5-3,2 миллиона", - говорит Корж о рекордном профиците угля. Впрочем, он не говорит, что мешало его политсиле соответствющий документ разработать и принять. Как и то, что мешает бороться с "копанками" и выплачивать нормальную зарплату шахтерам на госпредприятиях, чтобы они не шли работать на нелегальные шахты. Сейчас правительство одержимо идеей продажи "убыточных" шахт предприятиям за 1 гривну. Но кто будет вкладывать деньги в такой бизнес при таком состоянии дел в угольной отрасли? Для последней опять наступают "черные" дни.