Воспитательный визит [ Редагувати ]

В канун проведения саммита Украина-ЕС отношения между Киевом и Брюсселем трудно назвать безоблачными. И в ходе очередного визита еврокомиссар по вопросам расширения напомнил, чего именно Европа ждет от нашего государства. Власти отреагировали на сигнал предсказуемо: обещаниями компромисса, прогресса и реформ.
Время не ждет!
Приезд в Украину европейского комиссара по вопросам расширения и политики соседства Штефана Фюле при желании можно было воспринимать как своего рода проверку готовности Киева к намеченному на 25 февраля двустороннего саммита. Предшествующую визиту обстановку простой и комфортной назвать нельзя: против Юлии Тимошенко открыто новое уголовное дело; Украина продолжает рекламировать многовекторность своей внешней политики; а простой в парламентской работе пока не дает рассмотреть ряд нужных для либерализации визового режима законопроектов. Но, несмотря на неблестящие условия, в Европе продолжают напоминать: дружбе с Украиной там рады. Правда, не без условий.
Важность евроинтеграционного будущего для Украины в Европе публично не подвергают сомнениям. И двухдневневный визит еврокомиссара дал тому новые подтверждения. "Прибыл в Украину с уверенностью, что посредством Соглашения об ассоциации Украина станет современным демократическим европейским государством", - писал Штефан Фюле в Twitter в день приезда. Однако череда киевских встреч показала: в Брюсселе не считают, что эта "уверенность" не требует подтверждений.
По большому счету на протяжении двух дней европейский комиссар неоднократно повторял, что Киеву готовы оказывать поддержку – причем по разным направлениям. "Мы будем продолжать поддерживать Украину финансово в решении исторических вызовов, развитии своих собственных ресурсов, усилении энергонезависимости и внедрении мировых стандартов и рыночных условий", - обещал он. Но – не бесконечно и не бескомпромиссно. "Основная ответственность здесь лежит на вас и на правительстве. И мы понимаем, что мы не можем ждать. Окно возможностей открыто именно сейчас, поэтому нам вместе - Украине и ЕС - нельзя упустить этот ноябрьский срок. Время имеет огромное значение в политике, время не ждет", - обратился Штефан Фюле к Виктору Януковичу 8 февраля.
Тезис о том, что "время не ждет", на протяжении двух февральских дней звучал неоднократно. "Что касается сроков, то они четко понятны – это ноябрь 2013 года. Я сказал о том, что таких сроков, как декабрь 2013 года или январь 2014 года не существует", - рассказывал Фюле на прошедшей 7 февраля пресс-конференции по итогам его встречи с членами правительства. По всей видимости, в Брюсселе ожидают, что жесткое очерчивание сроков поможет официальному Киеву тверже сосредоточиться на обещанных ЕС реформах по трем направлениям. Последние же достижения таковыми, похоже, считаются только с натяжкой. "По сравнению с моим предыдущим визитом в Украину, который состоялся пять месяцев назад, удалось достичь определенного, но достаточно ограниченного прогресса в важных сферах. Я надеюсь, что после того, как пройдет пять месяцев с теперешнего момента, я смогу сказать, что Украина прибегла к решительным действиям и достигла ощутимого прогресса во внедрении определенных критериев", - подчеркивал высокий гость.
В перечислении сфер, нуждающихся в очевидном прогрессе (а это выборочное правосудие, огрехи избирательного законодательства и внедрение давно обещанных реформ), Штефан Фюле настаивал на том, что ЕС больше интересует не процесс, а результат. Так, он не стал комментировать блокаду трибуны ВРУ, которая, в том числе, не позволяет принимать законы, необходимые для евроинтеграции (хотя изначально собирался выступить перед парламентом). "У меня нет оценки этой ситуации. Важно не только подготовить законопроекты и направить в парламент, но и что эти документы должны полностью соответствовать предъявляемым требованиям", - не стал углубляться в особенности парламентского процесса посланник от Брюсселя. В то же время Фюле подтвердил, что его продолжает беспокоить политическая ситуация в Украине в целом, а заодно и высказался по поводу важности нейтральности позиции омбудсмена. При этом еврокомиссар порой не спешил дипломатично преуменьшить значимость отдельных факторов. "Не стоит недооценивать того значения, которое правительства, парламенты и общественное мнение стран-членов ЕС придают ситуации, которая сложилась в Украине, а также потребности разрешения проблем применения избирательного правосудия и предупреждения возникновения подобных ситуаций в будущем, поскольку это является большим политическим отвлечением от основной цели", - пояснил он во время встречи в Киево-Могилянской академии. Но вот видение, как минимум, части украинского руководства с такой трактовкой расходится.
Небесспорный компромисс
На обнадеживающе-критические замечания гостя в Украине реагировали по-разному. Базовая точка зрения оставалась неизменна "У Украины с ЕС – дружба навек" и до ассоциации "осталось несколько шагов". Однако общая "компромиссность" между тем не лишена нюансов.
На высочайшем уровне Киев всячески демонстрировал преданность евроинтеграционным идеалам. "Подписание Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли остается нашим приоритетом и задачей на этот короткий период времени – до ноября 2013 года. Мы хорошо понимаем, что отдельным вопросом нам нужно найти прогресс, намного больший, чем он есть сей час", - подтверждал готовность к действиям президент. С другой стороны, при объяснении причин того, почему же проблемы с преобразованиями к лучшему до сих пор не изжиты, Виктор Янукович использовал тезис, так хорошо себя зарекомендовавший в ходе последнего расширенного заседания "реформенного" комитета – "Исполнители подвели". "Иногда на пути имплементации принятых законов существуют естественные препятствия - чиновники, политики, которые привыкли, как говорится, жить по-старому. Поэтому реакция эта была вполне ожидаемой", - объяснял глава государства.
Эффективность дежурных уточнений про чиновников, которые не доглядели, еще требует доказательств. Во всяком случае, схожим образом проблемы с реформами уже объясняются на протяжении стольких лет и столькими правительствами, что уже еврочиновники могли давно обрести к ним политический "иммунитет". Тем не менее, в Кабмине обещают исправить ситуацию к лучшему. "В ближайшее время правительство утвердит план мероприятий по усовершенствованию избирательного законодательства, в основу которого положены рекомендации ОБСЕ по парламентским выборам в Украине в 2012 году", - предупредил Николай Азаров. Однако такая солидаризация мнения премьера и Брюсселя наблюдается не всегда и не во всем.
Если заявления Виктора Януковича во время визита еврокомиссара полностью соответствовали "копромиссно-приоритетной" модели, то глава правительства временами исполнял роль "плохого полицейского". Например, именно Николай Азаров выступил как основной поборник той самой многовекторности. "Украина намерена максимально использовать преимущества, которые предоставляет углубленная и всеохватывающая зона свободной торговли с ЕС и углубленное взаимодействие с Таможенным союзом", - в очередной раз повторил лидер Кабинета. И это при том, что и в канун визита, и уже в Украине Штефан Фюле вновь и вновь повторял: максимально углубляться в обоих направлениях вряд ли получится. "Ясно, что присоединение Украины к любой структуре, которая предусматривает передачу возможности устанавливать тарифы и передавать торговую политику наднациональным органам будет означать, что Украина больше неспособна реализовать соглашение о ЗСТ с ЕС", - снова уточнил он.
Еще одним вопросом, копромисс в котором вряд ли окажется легко достижимым даже в теории остается все то же "избирательное правосудие". Несмотря на то, что европейская сторона свое беспокойство о судьбах оппозиционеров выражает вполне определенно, официальный Киев такой конкретикой, вероятнее всего, предпочел бы пренебречь. "Речь идет о стратегических вопросах. Речь идет о судьбе нашего народа, от которого также зависит будущее ЕС. Дела Тимошенко и Луценко являются, однако, краткосрочными проблемами. Если мы хотим действовать как ответственные политики, мы не должны позволить, чтобы второстепенные вопросы затмили действительно важные вопросы", - сообщил премьер-министр в интервью немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Вероятность того, что принципиальное и окончательное разрешение "дел Тимошенко и Луценко", может и не стать непременным критерием готовности Украины к подписанию Соглашения об ассоциации, не так уж и мала. И все же стоит учитывать, что следующим после подписания шагом должна стать ратификация – и уже тут "общественное мнение стран-членов ЕС", о котором и говорит Фюле, может заиграть новыми красками. В любом случае, интеграционные проблемы Украины одними только судами против оппозиционеров не исчерпываются, о чем убедительно напомнил еврокомиссар.
Надо заметить, что, если правящий лагерь слова Штефана Фюле склонен воспринимать как этап поступательного пути к светлому будущему, то в оппозиции их склонны оценивать чуть ли не как последний шанс для руководства страны. "Власть Украины должна была сделать все это (выполнить все условия ЕС, - "Подробности") еще полгода назад, но они дали еще один шанс персонально Виктору Януковичу справиться", - убежден Арсений Яценюк. Насколько действенным окажется воспитательный эффект от визита – покажет время. Причем специалисты считают, что времени этого не так уж и много и речь не идет об авральной работе строго к ноябрю, поскольку к концу осени Брюсселю нужно закончить еще и технические процедуры. "С моей точки зрения, этот дедлайн будет еще раньше, потому что, чтобы получить мандат стран и пройти через бюрократические процедуры ЕС, нужно время, реально это – конец весны – начало лета. Позже – это технически будет практически невозможно", - считает заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый. В любом случае – к назначению ноября на роль "дедлайна" в Брюсселе относятся серьезно. Да и повода для окончательного уточнения обоюдных ожиданий долго ждать не придется. Теоретически, хорошую возможность для этого может дать саммит Украина-ЕС. Тот самый, который должен состояться 25 февраля.