Президенты провели репетицию? [ Редагувати ]

Воскресная встреча Виктора Януковича и Владимира Путина стала неожиданностью. Содержание президентской беседы все еще неизвестно, а среди предположений доминируют "газовая" и "таможенная" тематики. Но в ближайшее время главы двух государств могут встретиться вновь. И значит ли это, что репетиция прошла успешно?
Уик-энд по-президентски
Самыми заметными событиями последних майских выходных обещали стать празднование Дня Киева и проведение давно обещанного гей-парада. Однако в воскресенье, 26 мая, в картину уик-энда была внесена поправка. Утром стало известно, что Виктор Янукович запланировал "совершить однодневный рабочий визит в Российскую Федерацию".
Что именно стояло за поездкой в Сочи, нельзя было сказать и по ее окончании. Пресс-службы глав двух государств дружно поделились исключительно предварительной риторикой, слегка оживленной темой подготовки Сочи к Олимпиаде. "У нас традиционно большой объем отношений – политические контакты, экономические связи, гуманитарные. Как обычно в этих случаях бывает, нам есть о чем поговорить. Спасибо, что приняли приглашение, приехали, нашли время и в выходной день. Мне очень приятно, рад вас видеть", - приветствовал гостя хозяин. "У нас с вами есть о чем поговорить. Все вопросы, которые касаются наших двусторонних отношений, вызывают глубокий интерес и в Украине, и в России. Традиционная повестка дня наша сегодня будет пройдена, и мы потихоньку будем двигаться вперед", - соглашался с таким подходом визитер.
В каком именно направлении президенты продвинулись вперед – пока неизвестно. В экспертной среде рассматривается масса версий, большинство из которых затрагивает либо "газовые" вопросы, либо гипотетический статус Украины как наблюдателя при Таможенном союзе. А вот в чем сходятся и некоторые политики, и некоторые политологи, так это в оценках не содержания, а формы происходящего. "Это полное игнорирование всех процедур, по которым должны проходить международные переговоры. Достаточно напомнить, за что Тимошенко сидит в тюрьме - за то, что нарушила процедуру в ходе переговоров с Россией. А сейчас не то, что процедуры нарушены, сейчас их просто нет. Состоялся разговор между лидерами двух стран, которые делают то, что сами захотят", - указывает политолог Сергей Таран.
Ярчайшим примером периодической внезапности российско-украинских отношений пока, пожалуй, остаются условия подписанного еще с Дмитрием Медведевым в 2010 году "Харьковского пакта". Однако и с возвращением на пост президента Владимира Путина прозрачность двухсторонних переговоров периодически дает сбой. Причем в обоих вариантах, идет ли речь о таких же встречах-сюрпризах, как майская (например, в августе 2012 года Виктор Янукович летал в Сочи практически настолько же неожиданно), или наоборот – об отмене уже запланированных визитов, как это произошло в декабре прошлого года.
При всей непрозрачности происходящего, непривычным такой режим называть трудно. "Более-менее понятная ситуация была во времена Леонида Кучмы, а с 2005 года, на мой взгляд, у нас закрытые отношения для широкой общественности. Поэтому и журналисты, и политики сидят и гадают, какова была повестка дня и каков был результат", - считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. Высокая степень информационной сдержанности не только сохраняет в тайне суть очередного этапа переговоров, но и открывает простор для разночтений стратегического характера. Например, в контексте углубления переговоров с Россией автоматически возникает вопрос о будущем отношений между Киевом и Брюсселем. "Беспокоит то, что, декларируя европейский курс, украинская власть упорно разворачивает страну совсем в другом направлении. Вместо того, чтобы выполнить условия для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, власть Януковича ищет варианты заключения соглашения с Таможенным союзом, параллельно сдавая газотранспортную систему. Фактически, власть делает все, чтобы европейская сторона не подписала Соглашение об ассоциации", - предпочитают перебдеть, чем недобдеть в партии УДАР, представители которой требует огласить, "до чего договорились главы двух государств".
Лавирование между Европейским и Таможенным союзами для многовекторной политики правления Виктора Януковича – проверенная модель, несмотря на то, что от Украины уже не первый год ждут определенности. "Украина переговорами со странами Таможенного союза, – которые, в принципе, ей нужны, – еще дополнительно немного шантажирует европейцев. Что, дескать, не будет подписания Соглашения об ассоциации с зоной свободной торговли, мы будем двигаться в сторону Таможенного союза", - допускает глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Но в сложившейся ситуации "До чего договорились" становится особенно интересно еще и потому, что скорой встречи Виктора Федоровича и Владимира Владимировича ждали в любом случае.
Наблюдение (не) уместно?
Во второй половине мая складывалось впечатление, что сеанса общения двух президентов не избежать. Правда, речь шла о более формальном визите Виктора Януковича – причем не в Сочи. "29 мая в Астане состоится саммит "тройки" – Беларусь, Казахстан, Россия. Будут контакты и с украинским руководством. Посмотрим", - так анонсировал заседание Высшего Евразийского экономического совета постоянный представитель РФ при Европейском союзе Владимир Чижов. Позже информацию о том, что глава украинского государства может отправиться в Казахстан, подтвердили и Николай Азаров, и посол России в Украине. "В ближайшее время, в ближайшие дни состоятся консультации на высшем политическом уровне… по имеющейся у меня информации, есть высокая вероятность приезда Виктора Януковича в Астану", - предупредил Михаил Зурабов 25 мая.
Довольно высокая вероятность посещения украинским президентом мероприятия, казалось бы, не имеющего прямого отношения к Украине, связана с "наблюдательными" порывами руководства нашего государства. Приобретение статуса наблюдателя при ТС стало обновлением не пользующейся у потенциальных партнеров идеи о "3+1".
Хотя новая версия сотрудничества по-прежнему воспринималась, как минимум, Россией без особого энтузиазма, официальный Киев верит в то, что правила игры удастся поменять уже в ближайшее время. Долго готовить реализацию своего экспромта Украина не стала: предварительный проект тематического меморандума был отправлен возможным союзникам еще в конце апреля, а со своей стороны Кабмин одобрил документ во второй половине мая. "Мы надеемся, что тот вопрос, который мы ставили перед руководством трех стран – России, Беларуси и Казахстана – будет рассмотрен и решен положительно. И сегодня на заседании правительства мы приняли соответствующий меморандум, отработанный с учетом мнения российской, белорусской и казахстанской сторон. Статус наблюдателя позволит нам эффективно отстаивать свои интересы в Таможенном союзе", - рассказывал Николай Азаров 22 мая.
Сложность решения "наблюдательного" вопроса заключается в механизмах, через которые Киеву предстоит реализовывать желаемое. В целом "наблюдатель в ТС" – понятие более чем условное, о чем не устают напоминать россияне. "Действительно, украинская сторона подготовила и направила нам проект меморандума о присвоении Украине статуса наблюдателя при ЕЭК (Евразийской экономической комиссии, - "Подробности"). У них есть статус наблюдателя при ЕврАзЭС, таким образом, они предложили нам рассмотреть возможность стать наблюдателем при ЕЭК", - пояснял еще в конце апреля заместитель министра экономразвития РФ Алексей Лихачев. ЕЭК – высший наднациональный орган в границах Таможенного союза и, по всей видимости, останется таковым при предполагаемой трансформации этого объединения – в тот же гипотетический Евразийский экономический союз. Для украинской стороны, похоже, такие детали незамеченными не остаются. "С 1 января 2015 года ТС существовать не будет, будет Евразийская экономическая комиссия. Поэтому нам стремиться стать наблюдателем при ТС, мягко говоря, недальновидно", - уточнял 27 мая глава Минэкономразвития Игорь Прасолов. Но каким именно в таких условиях окажется "вектор направленности нашей интеграции"?
Стремление Киева закрепиться именно при Евразийской экономической комиссии шаг, возможно, и дальновидный в организационном отношении, но трудно судить заранее, чем конкретно он может обернуться. Пока институт наблюдения при подобных наднациональных структурах не разработан, многое зависит от того, как, собственно, он будет работать. "В Кабмине сейчас рассматриваются около 180 документов ТС и ЕврАзЭС, часть из них сразу отложили в сторону, их не подпишут ни в коем случае, часть еще рассматривают, а некоторые уже готовы к подписанию, но главное – каким видят статус наблюдателя в России", - отмечает заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый. Да и посол РФ уже предупреждал, что безусловным уточнение формата сотрудничества вряд ли будет. "Сейчас в рамках Евразийской экономической комиссии и структурах Таможенного союза гораздо более уместным и оптимальным в этих условиях вариантом является тот, при котором Таможенный союз предъявит некоторые требования, в том числе к странам – наблюдателям", - говорил Михаил Зурабов в конце апреля.
Фактическое наполнение возможного статуса наблюдателя при чем бы то ни было сейчас остается главной интригой украинской "инициативы-минимум". Укрепление взаимоотношений со странами ТС регулярно ставит под вопрос бесперебойность евроинтеграции. Да и упомянутые выше "условия" могут сказываться по-разному. Тем более что "таможенная" тема для Украины традиционно связана не только с удобствами товарооборота, но и "газовым" вопросом. В последнем случае так до конца и не ясно, какой именно "консорциумной" позиции придерживается Москва. Зато 27 мая Киев сообщил, что оценка отечественной "трубы" завершена… Но в Администрации президента связь между газом и переговорами в рамках ТС отрицают. Тем не менее, министр энергетики надеется на лучшее.
Теоретически, "таможенная" ясность действительно может быть внесена уже в ближайшие дни. Рабочий визит Виктора Януковича в Казахстан был официально анонсирован к концу рабочего дня в понедельник. "Будут зафиксированы не только намерения Украины, но и согласие наших партнеров для оформления статуса наблюдателя в Евразийской экономической комиссии… Будет согласован меморандум окончательно и подписан в ближайшее время", - прогнозирует руководитель главного управления по вопросам международных отношений АП Андрей Гончарук. Но значит ли это, что 26 мая президенты двух стран уточнили все детали? И какие сюрпризы тогда ожидаются впереди?