Раде указали на выезд? [ Редагувати ]

Положение парламентских дел в Украине снова приближается к кризису. Последняя пленарная неделя закрылась на блокадной "ноте". Большинство заговорило о внеочередном заседании – по возможности, без оппозиции. И президент, как оказалось, придерживается схожего мнения. А потому идея о "выезде" опять витает в воздухе.
Запасной выход
Работоспособность нового состава парламента оказалась под вопросом практически с первых недель работы Верховной рады VII созыва. Сеансы блокирования трибуны "имени" оппозиции, перемежаемые контрмерами со стороны большинства, мгновенно вошли у народных избранников в привычку. Поэтому неудивительно, что отказ главы государства лично презентовать в стенах ВРУ ежегодное послание к парламенту обернулся демаршем со стороны "меньшинства". Но встречные действия ПР и ее сторонников намекают на то, что большинство может еще вернуться к уже опробованному "приему против лома".
Поскольку блокадой трибуны в Раде уже давно никого не удивить, публичная реакция большинства вписывалась в модель "Чем бы дитя не тешилось". "Представители оппозиции говорят, что они собираются блокировать. Насколько я знаю, распределили обязанности: фракция УДАР, по-моему, отвечает за блокирование в ночное время… Поэтому они – 2 человека, наверное, оставят в зале для того, чтобы блокировать, в надежде на то, что мы будем мешать, но мы не будем мешать – сразу говорю", - предупреждал глава фракции ПР 6 июня. Но практически сразу "регионалы", не таясь, заговорили о расчистке территории для обходных политических маневров. "Я дал поручение собрать необходимое количество подписей для того, чтобы провести внеочередное пленарное заседание. Как только подписи будут собраны, мы официально это оформим, и тогда это заседание проведем. Это будет заседание для тех, кто желает работать", - уточнил затем Александр Ефремов. Если учесть, что, согласно расписанию, следующая неделя была выделена для работы в комитетах, стремление не отвлекаться надолго от пленарных трудов выглядело в меру похвально. Вот только оговорка о "желающих работать" производила тревожное впечатление.
Версия о том, что в ПР рассматривают вариант с еще одним заседанием "на выезде", как это произошло 4 апреля, подкреплялась и слухами о том, что столичный штаб ПР экстренно готовят к масштабному мероприятию, и некоторыми оговорками самих "регионалов". Так, спикер прямо не отрицал возможность выезда еще 6 июня. Насколько срочным может быть такое заседание – уже другой вопрос. "На этой неделе мы делаем паузу, а во вторник (18 июня, - "Подробности") придем на сессию... Если во вторник сессия состоится, - значит, будем работать. (Если блокада продолжится, - "Подробности") - мы просто перейдем в другое помещение и будем вынуждены провести сессию без них. Все необходимые для страны решения будут приняты", - уточнял детали нардеп Михаил Чечетов. Специалисты же полагают, что вероятность проведения очередного или внеочередного заседания за пределами зала пленарных заседаний действительно растет. "Вероятность проведения выездного заседания парламента я считаю высокой, и во многом это будет зависеть еще и от важности вопросов, которые большинству нужно рассмотреть. Учитывая очередное блокирование оппозицией работы Рады, большинство снова пойдет на контрприем в виде внеочередного выездного заседания. Тем более что проведение такого внеочередного заседания достаточно удобно чисто технически", - уверен руководитель центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Можно допустить, что с каждым блокадным "сезоном" стремление большинства проводить заседания в режиме "только для своих" растет. Именно потому эксперты настойчиво указывают: старое оружие стремительно теряет свою эффективность. "Блокирование работы Рады было эффективным раньше, это были сильные шаги для оппозиции. Но сейчас большинство нашло способ с этим бороться - проводить заседания вне стен парламента. Большинство может провести заседание где угодно, хоть на балконе, и проголосовать за актуальные законопроекты. Такая возможность у них есть. Поэтому эффективность акций оппозиции по блокированию работы Рады сегодня сильно нивелирована", - указывает экс-парламентарий-"бютовец" Александр Гудыма. И все же, похоже, отказываться от давних методов оппозиционеры не спешат. Но при этом декларируют готовность разрушать планы "регионалов" на уединение. "Они хотят на следующей неделе собрать подписи и провести внеочередную сессию. Нет вопросов. Если они думают, что депутаты от оппозиции не приедут – приедут", - обещал было Олег Тягнибок. Правда, вероятность того, что в ПР не захотят предельно обезопасить такое почти закрытое в теории мероприятие, не так уж и велика. Напомним, в апреле желающим от оппозиции прорваться "на выезд" не удалось. И ситуация может повториться. "Если, как заявил Олег Тягнибок, оппозиция намерена появиться на таком заседании, то оно просто теряет смысл. Будет такое же блокирование работы, как и в Раде", - считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Готовности работать в узком кругу в ПР и не скрывают. "И если возникнет необходимость, мы будем инициировать проведение заседание парламента, куда войдут депутаты, которые хотят работать в парламенте, и примем законы без оппозиции. Но потом представители оппозиции пусть не обижаются, почему таким образом поступило большинство. Если они не хотят работать, более того, если они мешают этой работе, мы вынуждены будем поступить таким образом", - подтвердил вечером 11 июня Александр Ефремов. Однако, как показал апрельский опыт, в легитимности вольных трактовок парламентских традиций легко усомниться. С одной стороны, у оппозиции не получилось в суде доказать незаконность такого распорядка парламентской работы. С другой – дать принятым 4 апреля решениям весомую "путевку в жизнь" Верховной раде так и не удалось. Да и с иностранными дипломатами председателю ВРУ тогда пришлось провести разъяснительную работу. Повторение подобной ситуации может не найти понимания не только у украинской оппозиции, но и на Западе. А в таком случае желание большинства оградить себя от "не желающих работать" коллег еще нужно обосновать. Что, судя по всему, и происходит.
Президентское одобрение?
Возрождение идей о выездных заседаниях в июне почти с самого начала сопровождалось тезисом "А еще нужно посоветоваться с президентом!". "Если мы не сможем сами (договориться о продолжении парламентской работы, - "Подробности"), то, думаю, нам может помочь президент государства Виктор Янукович. А если и это не поможет, то у президента есть свои возможности обратиться к избирателям, пусть они подумают, и есть закон. Парламент должен работать", - заявлял еще 7 июня Владимир Рыбак.
На первых порах как элемент президентского вмешательства можно было рассмотреть анонсированную встречу главы государства с лидерами парламентских фракций. На Банковой подтверждали готовность гаранта Конституции к такому развитию событий. "Президент Украины дал согласие на проведение встречи с участием лидеров парламентских фракций. Виктор Янукович отметил, что он готов внести изменения в свой рабочий график на текущую неделю, учитывая важность встречи, предложенной (Владимиром) Рыбаком", - говорилось в сообщении президентской пресс-службы. Оппозиция, по всей видимости, тоже была не прочь пообщаться с Виктором Януковичем. Но не без встречных условий, главное из которых – открытость мероприятия. "Считаю, что на эту встречу целесообразно пригласить широкий круг представителей СМИ, лидеров и представителей общественных движений. Эта публичная встреча не может считаться легализацией коррумпированного авторитаризма и украинофобии режима, а может стать лишь механизмом, который замедлит деградацию Украины до момента свержения правящей "Семьи", - рекомендовала в очередном заявлении Юлия Тимошенко.
Но до того, как дело действительно дошло до "миротворческих" действий, глава государства успел поддержать близкий "региональному" сердцу сценарий. "Наша позиция принципиальная: если будет и дальше продолжаться блокирование парламента, нужно проводить внеочередную сессию и принимать решения. Мы это делаем ради людей и здесь не нужно останавливаться и искать предлоги, это удобно или нет", - выступил президент на заседании Комитета экономических реформ. И если учесть, что внеочередные сессии как таковые могут созываться по инициативе президента – его одобрение в будущем дорогого стоит. Особенно в свете неуклонного приближения долгих парламентских каникул... К тому же, 11 июня Виктор Янукович высказался не только в пользу внеочередных парламентских съездов, но и против "политиканов". "Законы, которые касаются экономики, которые касаются принятия других решений по экономическим вопросам, - они напрямую связаны с доходами бюджета. Их также надо принимать - эти законы, разработанные правительством. И не смотреть на этих политиканов, которые сегодня мешают жить людям в стране", - уверен он. "Меньшевики" такую позицию восприняли напряженно: как угрозу принятия решений без учета их мнения. "У меня такое впечатление, что президент не хочет встречаться, не хочет отчитываться, а хочет любым способом проводить в зале парламента или вне парламента… решения, которые нужны ему", - беспокоится Виталий Кличко.
Президентская трактовка положения дел а-ля "Реформы – все, политиканы – ничто", по большому счету, открывает дорогу не только внеочередным встречам избранных среди парламентариев, но и все тому же выездному режиму. Главное, чтобы происходящее можно было интепретировать "во имя людей". Упорство оппозиции, скорее всего, будет восприниматься однозначно и не менее однозначно презентоваться. "Блокадные" практики уже получили широкую (вплоть до Брюсселя) огласку, как одна из главных помех законодательной части евроинтеграции. "Реформенный" посыл главы государства имеет схожий механизм. А значимость всеобщего блага в тот же день была дополнительно проиллюстрирована строгостью в адрес Кабмина. "Я обращаюсь ко всему экономическому блоку и первому вице-премьер-министру – 800 проектов, которые вы обещали до конца первого полугодия, я хотел бы увидеть, как они начнут работать. Еще у вас есть время, немного, но есть... В отпуск никто не уйдет, пока не будет запущена эта система", - призывал Виктор Янукович. А ведь помимо реформ и европерспектив поводов заставить парламент работать в авральном режиме на начало июня более чем достаточно. Например, в воздухе завис вопрос довыборов в спорных округах, для которых большинство может рассмотреть августовский вариант, невзирая на протесты его противников.
Подход "Главное, чтобы парламент работал, а как именно – уже неважно" как элемент договороспособности Банковой при разрешении парламентского кризиса выглядит неоднозначно, даже на фоне заверений в том, что спешить с ним никто не будет. Собственно, в оппозиции уже успели невысоко оценить усилия президентского лагеря. Там стоят на своем: без публичной встречи и "ответного" посещения Виктором Януковичем парламента достичь компромисса не получится. "Если мы идем к Януковичу, то в следующий вторник он должен прийти в парламент и выступить с посланием. Оппозиция будет готова слушать президента в парламенте, если он будет готов прийти и слушать оппозицию", - настаивает Арсений Яценюк. Но оппоненты, по всей видимости, считают, что в таком случае торг не уместен. "Мы не планируем внеочередного заседания на этой неделе, хотя была такая инициатива и подписи были собраны, поскольку президент высказал готовность встретиться с представителями оппозиционных фракций, также как и с представителями фракций большинства. Но, к сожалению, мы видим только отказы и дополнительные условия... Это прискорбно", - подчеркнул представитель президента в ВРУ "регионал" Юрий Мирошниченко. И если положение дел не изменится, можно допустить, что президентское "добро" свою роль в спасении парламента от неедеспособности все-таки сыграет. Вот только эта работоспособность может обеспечиваться совсем не тем путем, который устроил бы оппозиционеров.