Эрмитаж дорожает в 6 раз [ Редагувати ]

На этой неделе посетители Эрмитажа еще имеют шанс приобщиться к культуре за минимальную цену: с 13 января Эрмитаж повышает стоимость входных билетов для граждан России. Новая цена составит 100 рублей (около 20 гривен) против старых 15 рублей.
Если не считать Музеев Кремля с их безумными сокровищами и столь же безумной ценовой политикой, Эрмитаж станет самым дорогим российским хранилищем художественных ценностей. Для справки: на данный момент билет в Третьяковскую галерею для взрослого гражданина России составляет 25 рублей, в Русский музей - 50 рублей.
К чести Эрмитажа нельзя не сказать, что последние три года цена на билеты держалась неизменной и составляла 15 рублей для взрослого гражданина РФ. Со стороны главного музея страны (конкурентов нет: Третьяковка и Русский музей специализируются на отечественном искусстве, следовательно - даже не сопоставляя ценность коллекций, - занимают несколько другую нишу, а Пушкинский, хоть и хранит импрессионистов, не стремится к прямому соперничеству с Эрмитажем) это выглядело поистине благородно. К тому же студенты, пенсионеры, инвалиды и некоторые другие категории граждан РФ посещали (и этот пункт остался неизменным) Эрмитаж бесплатно.
Теперь стоимость посещения музея взрослой персоной составит 100 рублей, студентами и пенсионерами - по-прежнему бесплатно, плюс - нововведение - первый четверг каждого месяца вход будет бесплатным для всех. Бесплатное посещение Эрмитажа в День музеев (18 мая), практикуемый всеми российскими учреждениями "по профилю", также сохранится.
Эрмитаж объясняет более чем шестикратный рост цены необходимостью заботы о бюджете музея. Однако на скромный взгляд неспециалиста подобный шаг едва ли себя оправдывает.
На вопрос, откуда берет деньги музей, первый напрашивающийся ответ - "от продажи билетов"; но это далеко не так верно, как кажется. Крупные российские музеи, находящиеся в федеральном ведомстве, получают большую часть доходов
1) от экспорта выставок (Эрмитаж активно ведет экспортную деятельность, иногда даже несколько эпатажно - как, например, долго обсуждавшееся открытие выставки импрессионистов в музее Эрмитаж-Гуггенхайм, расположенном в казино Лас-Вегаса),
2) из государственного бюджета (крупные российские музеи, как бы ни стенали они по поводу недостаточности государственных дотаций, имеют по сравнению с Европой очень и очень привилегированное положение, поскольку европейские музеи не пользуются подобной государственной помощью),
3) от спонсоров ("Общество друзей Эрмитажа", занимающееся фандрейзингом, появилось раньше подобных структур в других российских музеях и работает крайне эффективно. С реализованным совместно с Кока-Колой проекте по информатизации музея никто из других российских музе! ев в силу объективных причин не может соперничать до сих пор),
4) от продажи билетов иностранным гражданам (по тарифу, в среднем по российским музеям составляющему 10 евро (Эрмитаж - 350 рублей, Третьяковка - 250 рублей), что соответствует средней цене посещения музея в Европе. Практика разделения посетителей музеев на "своих" и "не своих", конечно, крайне порочная, но уже несколько лет неизменная и, разумеется, весьма прибыльная).
Теперь представим себе возрастной состав посетителей музея: в большинстве своем это дети, студенты и пенсионеры. То есть те категории, которые и при старой, и при новой ценовой политике посещают музей бесплатно. Те редкие в сравнении с общей массой посетители "в самом расцвете сил" - то есть выросшие из студенческого, но не доросшие до пенсионного возраста, - объективно (в силу малочисленности) не могут значительно увеличить доход Эрмитажа при увеличении платы. Скорее всего, это увеличение просто повлечет за собой пропорциональное сокращение число таких средневозрастных посетителей.
Но зато многократно возрастет число желающих приобщиться к культуре в первый (бесплатный) четверг месяца. Это доставит только неудобства в и так не пустынных эрмитажных залах, а музею прибыли не принесет. В прочие же дни публики станет меньше, а расходы опять же не сократятся (музей ведь не кинотеатр - нет народа, закрыл зал; даже в выходной день в залах обязаны находиться смотрители).
В свете вышеперечисленного возникает недоумение. Да, безусловно, Эрмитаж ведет активную экспансивную политику, требующую больших затрат. Да, он находится на уровне лучших музеев мира. Но некоторые мелочи не дают расслабиться в безусловно благожелательном отношении к эрмитажной политике.
Такие, как присутствовавшее этой осенью объявление в гардеробе: "Пальто принимаются только при наличие билета" - сложно представить, для какой именно превентивной цели вводилось это (свято соблюдавшееся работниками) правило, но если она состояла в увеличении минимум в 1,5 раза гардеробной очереди и ухудшения и без того натянутого общения посетитель-работник гардероба, то без сомнений была достигнута. Или подобное грядущему нерациональное увеличение цен. Или то, что недавно в Главном штабе открылся один из самых дорогих ресторанов в Петербурге. Он, конечно, Эрмитажу не принадлежит, а только залы у него снимает и имя ("Эрмитаж") носит, но... ведь это еще объяснять надо.