Проблемы востока Украины создали и подогревают политики [ Редагувати ]
Это "Подробности недели", я хочу напоинить, что мы ведем онлайн-трансляцию в интернете на сайте podrobnosti.ua - для тех, кто нас не может видеть по телевизору в регионах, где "Интер", как и другие украинские каналы, пытаются выключить из эфира.
Многоголосье украинской политики. На тему "кризиса на востоке" высказываются многие. Но если проанализировать их разные казалось бы слова, выясниться: а смысл-то один! И так похож на то, что говорят в Москве. Как в Украине отзывалось российское эхо, выясняла Валентина Левицкая.
Луганскому шахтеру Владимиру Пономареву сложно подобрать слова, чтобы описать свое отношение к событиям на Донбассе. Такие, как он, с трудом понимают, что такое "федерализация-децентрализация". Но шахтер точно знает, что все это как-то связано с Россией.
Владимир Пономарев, луганский шахтер:
- К России я бы не присоединялся тоже. Я за всех горняков. Донеччане - все ж против, никто не хочет присоединяться к России. Ведь возьмите, у нас Ростовская область рядом, шахты все прикрыли - так и нас прикроют, куда денутся все, поедут в Россию дорабатывать?
Шахтера и его земляков Виктор Янукович называл своими избирателями. Теперь он сбежал, и уже по ту сторону российско-украинской границы все равно продолжает говорить от их имени. Выдвигать требования о референдуме, отводе войск в места постоянной дислокации, и угрожать власти, что люди будут бороться за свои права.
Александр Ефремов, народный депутат Украины, лидер фракции Партии регионов:
- Один из вопросов, который их волнует - статус русского языка. Второй вопрос - безопасность проживания.
Бывшие соратники Януковича, хоть и отреклись от него публично, все равно повторяют за ним эти установки. Как и бывшие партнеры по коалиции. Требования коммунистов похожи на призывы с северо-востока, как две капли воды.
Петр Симоненко, народный депутат Украины, лидер фракции КПУ:
- Принять законы, которые сегодня имеют отношение к удовлетворению справедливых требований граждан Украины, проживающих сегодня на Востоке: по языку, по референдуму, по федерализации.
Сергей Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации:
- Правящему режиму следует немедленно отозвать приказ о применении оружия против народа.
Едва в России аукнулось, на Востоке Украины сразу и откликнулось.
Михаил Добкин, депутат Харьковского областного совета, кандидат в президенты Украины:
- Немедленно прекратить использовать вооруженные силы для подавления протестных настроений на Востоке.
Эти слова кандидат в президенты от Партии регионов произнес на сессии Харьковского областного совета. Его депутаты потребовали от парламента решить вопрос со статусом русского языка и расширить полномочия местных властей. В бескорыстность заботы о людях с востока поверили не все.
Иван Варченко, депутат Харьковского областного совета:
- Погано, коли програми кандидатів в президенти України пишуться в іншій країні, я так само бачу абсолютну співзвучність тих пунктів, які закладені тій позиції, яка висловлюється президентом сусідньої країни Путіном і його речником Лавровим.
Вячеслав Кириленко, народный депутат Украины, фракция "Батьківщина":
- Ключ у том, що є люди, які вважать, що там не Україна, і взагалі - жодної самостійної України бути не може. Так от цим людям абсолютно байдуже - скільки державних мов в Україні - одна, дві чи десять. А їм головне - розвалити Україну.
Эти события предшествовали сначала похищению, а после - зверскому убийству депутата Горловского горсовета Владимира Рыбака и киевского студента Юрия Поправко. Рыбака схватили прямо на улице - за попытку сорвать со здания горадминистрации флаг Донецкой республики и повесить украинский.
- Я его опознала. Это, конечно, зверское убийство - труп изуродован. Множество проникающих ранений.
СБУ уже объявила: это - дело рук местных сепаратистов и боевиков российских спецслужб. Украинские власти напрямую обвиняют Кремль в поддержке терроризма.
Арсений Яценюк, премьер министр Украины:
- Підтримка Російською Федерацією терористів, бандитів, які вчиняють тортури по відношенню до мирних громадян - є міжнародним злочином. Це країна, яка поводить себе, як озброєний до зубів ганстер. Тільки приходять часи, коли по зубам таки дають.
- Мы выполняем приказ нашего верховного военного эмиля Чеченской республики Ичкерия.
Эти кадры 12-летней давности: в московском театральном центре на Дубровке люди, захватившие заложников, бравировали почти так же, как сейчас - в оккупированных админзданиях на востоке Украины.
- Если вы, а я смотрю, отключили свет и планируете штурм - против кого, против нас, боевых офицеров, которые хотят лишь провести референдум, - добро пожаловать в ад. Мы вас встретим достойно.
Тогда Россия расправлялась с террористами, не считаясь с жертвами среди мирного населения.
Владимир Путин, президент Российской Федерации:
- Мы будем преследовать террористов везде: в аэропорту - в аэропорту. В туалете поймаем - и в сортире их замочим. Все, вопрос закрыт окончательно.
Теперь, когда на востоке Украины сепаратисты тоже захватывают заложников, Россия не видит там никакого терроризма. Более того - требует от киевских властей не применять силу, а всякое вмешательство расценивает как ущемление интересов своих граждан.
Сергей Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации:
- В случае непосредственного ущемления интересов России и российских граждан, например, как это было в Южной Осетии, нам ничего не останется, как отреагировать в полном соответствии с международным правом.
- Я хотел бы передать гражданину Лаврову - есть такой политик в России, чтоб он приехал в наш русскоязычный Харьков и увидел, что мы, русскоязычное население города, абсолютно не нуждаемся в его защите. Мы сами в состоянии за себя постоять.
Елена, продавщица из Макеевки, работает в Донецке. Ни у себя дома, ни на работе не видела тех, от кого Россия хочет защитить ее и других русскоязычных.
Елена, продавец промтоваров:
- Вообще фантом "Правый сектор" - все его боятся, но его нигде никто не видел. Украинская армия? Ну, по-моему, не бояться нужно, а приветствовать за то, что она хоть как-то пытается уладить все эти перестрелки, все эти дикие выходки сепаратистские.
Игорь Тодоров, профессор кафедры международных отношений Донецкого национального университета:
- Я как коренной житель Донецка, убежден, что у нас до недавнего времени не было основ для политического сепаратизма. Это уже не является мирным протестом за большие права населения или русский язык, что традиционно у нас используется на таком мифологическом уровне долгие годы.
Профессор кафедры международных отношений Донецкого национального университета Игорь Тодоров знает, как все это объяснить с научной точки зрения. Его студенты пока только учатся анализировать происходящее. Современная история пишется у них на глазах.
- Это рождает оптимизм, когда я вижу молодые красивые лица, с улыбками - значит, все у нас будет хорошо.
Валентина Левицкая, Ирина Исаченко, Вадим Свиридонов, Олег Подоприхин, Подробности недели, телеканал "Интер"