Москва - колыбель славянского неонацизма [ Редагувати ]

В обычной столовой на Мосфильмовской улице шторы закрыты. Прохожим не видно, как, выстроившись в шеренгу, три десятка чернокожих молодых людей и девушек исполняют шутливый танец. Среди них - уроженцы Камеруна и Либерии, Ганы и Сенегала, Эфиопии и Гвинеи-Бисау. Объединяет танцующих то, что для них столовая на Мосфильмовской, где проходят собрания одной из московских протестантских общин, - одно из немногих безопасных мест в Москве.
На одного из активистов общины, эфиопа Тадделе Геббре-Алемаю за последние 5 лет нападали 15 раз. Его избивали в метро и на улице, днем и ночью, большими группами и стайками в три-четыре человека. Первый раз это случилось в марте 1999-го.
"В тот день я вышел за хлебом со своим знакомым, а на пути назад мы решили пройти через школу, - рассказывает Тадделе. - Там стояло человек сто молодых ребят, все в коротких черных куртках, у многих свастики на рукаве. Они сразу рванули к нам. Мой товарищ сумел вырваться, а я упал, и меня начали бить. Били долго, крови было много".
"Потом мой знакомый вернулся, начал свистеть и кричать, в итоге они от меня отстали, - продолжает африканец. - Я пришел в милицию, весь в крови. Вот, говорю, избили. А дежурный смотрит на меня и говорит: ты чего, черный, бананов захотел?! Обезьянам бананов не даем!".
С тех пор Тадделе предпочитает с милицией не связываться. Он ходит по улицам очень быстро и знает, что в метро лучше всего ездить в первом вагоне, чтобы можно было достучаться до машиниста. Как и другим темнокожим москвичам, а также иностранцам в Питере и других крупных городах, ему известны даты главных нацистских праздников - в эти дни надо быть особенно осторожным.
Подозрительный пожар
Ноябрьский пожар в общежитии университета дружбы народов, унесший жизни по меньшей мере 42 человек, ненадолго привлек внимание к судьбе иностранцев. Власти поспешили объяснить инцидент старой электропроводкой.
Но студенты напоминают, что сообщения о заложенных бомбах и угрозы поджогов поступали на протяжении многих месяцев. К тому же, по словам очевидцев, пожар распространялся подозрительно быстро, а в здании пахло бензином. И уж совсем шокировало студентов то, что на следующий же день на территорию университета проникли скинхеды и избили несколько человек.
Скинхеды
Дмитрий Демушкин, лидер группировки "Славянский Союз", - в прошлом тоже скинхед. Сейчас он сидит в удобном кресле, имеет прическу и костюм и занимается идеологическим наставлением бритоголовой молодежи, например организует концерты группы "Циклон Б", названной по имени отравляющего вещества из нацистских концлагерей. Главная задача "Славянского союза" - борьба с мигрантами из кавказских республик. Впрочем, и чернокожим в России, по мнению Демушкина, делать нечего.
"Индивидуальные нападения я не одобряю, но как тенденция это хорошо - есть сопротивляемость. Понимаете, вот те блага, которые создали, ну скажем так, белые люди, они же не бесконечны", - говорит Демушкин.
Нехитрый постулат о том, что все инородцы норовят отобрать у местных жителей их блага, объединяет ультраправых во всех странах. Что удивительней, к таким же объяснениям прибегают и представители российской прокуратуры, куда мы обратились с вопросом о том, можно ли преследовать по закону распространителей песен с названиями "Стадо косых", "Жидовский террор" и "Черное пятно".
Сколько именно преступлений на расовой почве происходит в России, прокуратура не знает - нет такой статистики. Милиция предпочитает регистрировать подобные нападения как обычное хулиганство или обычное насилие, потому что проще и потому что особой любви к чернокожим не испытывает. Обыватели узнают об отдельных, самых шокирующих инцидентах, а раз так - проблемы в общем как бы и нет.
Беженец
Можно ли объяснять российский расизм только экономическими причинами и чем был на самом деле советский интернационализм, подаривший стране концерты Поля Робсона, университет Дружбы народов, детский дом в Иванове и горстку темнокожих знаменитостей? Об этом можно спорить долго. Психолог Анна Макарчук занимается более конкретным делом - проводит уроки толерантности в нескольких московских школах. Она убеждена, что корни расизма и ксенофобии не в материальных проблемах:
"Принятие других этносов, других религий невозможно без понимания того, кто такие мы. Причина всего этого - в вакууме, в котором живут ребята. Мы чувствуем себя уязвимыми - мы вообще не знаем, кто мы такие", - говорит Макарчук.
До той поры, когда народ поймет, в чем же, помимо принадлежности к славянам, заключается его сила, пройдет еще много лет. Эфиоп Тадделе Геббре-Алемаю не может ждать так долго. При помощи коммиссариата ООН по беженцам он переселяется в Соединенные Штаты, где ему, невзирая на цвет кожи, можно будет ездить на метро в любом вагоне и, если понадобится, искать защиты у полиции.
Олег Болдырев, Би-би-си. Оригинальный заголовок: Москва - "черный" город для темнокожих