Маринина проиграла свой роман [ Редагувати ]

В среду, 16 июня, в одном из московских казино Александра Маринина отмечала свой день рождения в компании московских журналистов. Все было хорошо, вот только гости Марине Анатольевне достались какие-то странные. Мало того что вся эта разномастная компания явилась на день рождения с пустыми руками, так еще и с корыстными целями - за подарком.
Подарок от именинницы обещали всего один, но зато как минимум забавный - всенародную известность.
Схема была довольно простой. Сама Маринина выступала в роли крупье, с которым журналисты и играли в "Блэк Джек". Выигрывающий имел право задать вопрос писательнице, проигрывающий был вынужден сам отвечать. Интервью с гарниром из азартных игр - зрелище еще то. Упершиеся в карты журналисты, озабоченные отнюдь не добычей информации, а решением серьезного вопроса "стоит ли прикупать к шестнадцати", выглядели потерянно, смотрели невинно и периодически отстраненно мекали: "Да-да, конечно". Интервью большей частью шло в одни ворота. Маринина откровенно веселилась, придирчиво расспрашивая своих давних обличителей об их трехколесных велосипедах, детских мечтах, первой сигарете и подобных вещах исключительной важности.
Сосредоточенность журналистов легко объяснима: они, можно сказать, участвовали в сотворении будущего российского бестселлера. Дело в том, что по условиям игры журналист, заработавший за зеленым сукном наибольшую сумму, станет героем ее нового романа, к работе над которым Маринина приступит осенью. Более того, победитель сам ставит условия.
Только обладатель максимального количества фишек решает, будет ли он фигурировать в романе под своей настоящей фамилией или нет, оставит ли богом данную внешность или обяжет писательницу пририсовать ему широченные плечи или бюст четвертого номера - это уже, как говорится, зависит от фантазии.
Впрочем, на финише сочинительница расщедрилась, и теперь можно уверенно рассказывать всем знакомым, что в новой книге речь пойдет сразу о двух журналистах - меланхоличном парне-газетчике и его приятельнице, юной телевизионщице Екатерине Кибальчиш.
Литература - это, конечно, храм души, и в карты его разыгрывать весело. Вот книгоиздание - совершенно точно не храм, а бизнес. К которому "храмовики", кстати, давно уже практически не имеют отношения, довольствуясь не трудовой копейкой благодарных читателей, а поддержкой филантропов.
А читаемая литература чем дальше, тем активнее движется в том же направлении, куда дрейфуют шоу-бизнес, телевидение и прочее "народное творчество". С неделю назад, к примеру, в одном из российских издательств вышел роман "Антарктида online", написанный в соавторстве двумя популярными российскими фантастами. Особенно примечательна обложка - среди торосов и айсбергов яхта под раздутым спинакером. Парус занимает полкартинки, а на нем крупно - яркий красно-золотой логотип фирмы "Оболонь". Никто никого не обманывает, в тексте романа про появление логотипа подробно рассказано. Обложка, по сути, представляет собой рекламный блок, тираж - 15 тысяч, но с учетом пребывания книги на развалах и магазинных полках общая аудитория будет никак не меньше сотни тысяч.
Продается то, что рекламируется. Писатели у нас долгие годы популярность свою набирали "самотеком". Теперь в их продвижение все активнее вкладываются издательства и тиражных авторов раскручивают ничуть не менее усердно, чем суперзвезд. Та же Маринина 16 июня, к примеру, не вылезала из телевизора; сюжеты про ее день рождения прошли в программе телеканала ОРТ "Доброе утро", в передачах "Настроение" (ТВЦ) и "Вести" (РТР).
Можно причитать, что "ЭКСМО" насаждает своих авторов, как цари - картошку, но в списке 20 самых тиражных авторов прошлого года десять печатаются в этом издательстве.
Поэтому процесс продюсирования «инженеров человеческих душ» будет только нарастать. Не знаю, доживем ли мы до литературных аналогов "Фабрики звезд" и пойдет ли это кому-нибудь на пользу, но знаю, что выигранный в карты герой романа не станет крестом на могиле литературы. Хотя бы потому, что едва ли не самую свою знаменитую балладу "От жажды умираю над ручьем" Франсуа Вийон написал еще в XV веке. Тендер был выигран на поэтическом состязании в замке Блуа-на-Луаре, где корыстный заказчик герцог Карл Орлеанский заранее задал всем участникам первую и последнюю строчки стиха.